Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии. Задачи данной работы:
Изучить понятие налогового планирования;
Выявить основные инструменты налогового планирования;
Определить этапы налогового планирования;
Рассмотреть структуру налогового планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие налогового планирования…………………………………….5
Понятие и содержание налогового планирования…………………………5
Инструменты налогового планирования……………………………………7
Этапы налогового планирования…………………………………………..11
Глава 2. Организация налогового планирования……………………………...15
2.1. Организация налогового планирования на предприятии………………...15
2.2. Структура налогового планирования……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Приложение 1….…………………………………………….…………………...26
Приложение 2…………………………………………………………….………27
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Финансам предприятий.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы предприятий»

на тему: Налоговое планирование на предприятии

 

 

 

 

 

                                                                            Проверила: к.э.н. Даримаева А.Ч.

                                                                            Выполнила: ст-ка 281 гр.

                                                                            Галданова Г.Б.

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие  налогового планирования…………………………………….5

    1. Понятие и содержание налогового планирования…………………………5
    2. Инструменты налогового планирования……………………………………7
    3. Этапы налогового планирования…………………………………………..11

Глава 2. Организация налогового планирования……………………………...15

2.1. Организация налогового планирования на предприятии………………...15

2.2. Структура налогового планирования……………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….24

Приложение 1….…………………………………………….…………………...26

Приложение 2…………………………………………………………….………27

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговое планирование это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с  использованием им определенных способов и приемов, а так же всех предоставляемых законом льгот  и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в  максимально возможный срок при  абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования. Существует субъективное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. Однако, налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта (ликвидность, оборачиваемость, трудоемкость учета и контроля).

Содержанием налогового планирования является изучение (анализ) налоговых  проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой  затем подбираются инструменты  и разрабатываются схемы. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льгот льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

Существенная роль налогового планирования в условиях современного рыночного  хозяйства определяется целым рядом  факторов, основными из которых являются: тяжесть налогового бремени для  конкретного хозяйствующего субъекта, сложность и изменчивость налогового законодательства, увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства.

Цель данной работы – ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии. Задачи данной работы:

  • Изучить понятие налогового планирования;
  • Выявить основные инструменты налогового планирования;
  • Определить этапы налогового планирования;
  • Рассмотреть структуру налогового планирования.

Таким образом, в процессе управления налогообложением важно правильно  установить цели объекта управления, а для этого необходимо   не только знание особенностей экономики  содержания объекта, но и его места  в общей системе стратегии  управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие налогового планирования

1.1. Понятие и содержание налогового планирования

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных  частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким  понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов  при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Налоговое планирование – это выбор “оптимального” сочетания риска от внедрения и стоимости различных форм осуществления деятельности и способов размещения активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налогов.

Отечественные исследователи под налоговым  планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. Предлагаемые дефиниции  рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных  позиций, воспринимая его через  призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта РФ предусматривает уменьшения налоговых расходов; у малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.). Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

 

1.2. Инструменты налогового планирования

К инструментам налогового планирования относятся: место  регистрации, организационно - правовая форма, состав учредителей, формирование уставного капитала, учетная политика, замена отношений, разделение отношений, отсрочка налогов, прямое сокращение объектов налогообложения, договор комиссии.

1. Место регистрации.

В некоторых  регионах нет составляющей налогов. Например, налог на имущество 0%. Но если вы, при определении налоговой  юрисдикции и режима налогообложения, решили ориентироваться только на размер налоговых ставок, вас может постигнуть разочарование. Так, в ряде случаев, при небольших ставках, закон  устанавливает дополнительные сборы  и платежи «в нагрузку». С другой стороны, низкая квалификация сотрудников  местных налоговых инспекций  не позволяет полноценно проверить  даже местные предприятия, не говоря уже о новых фирмах, десятками  регистрируемых ежедневно.

2. Организационно-правовая форма.

Выбор организационно-правовой формы влияет на простоту (сложность) налогового учета. В основном выбор  осуществляется между юридическим лицом (ООО, ЗАО, ОАО) или некоммерческой организацией (АНО). Некоммерческая организация, в свою очередь, может постоянно работать в убыток (не преследуя цели извлечь прибыль). А выплаты профсоюза (если он является самостоятельным юридическим лицом) в пользу своих членов освобождены от ЕСН.

3. Состав учредителей.

Участие в составе учредителей иностранцев, например, существенно усложняет  жизнь налоговому оптимизатору. Рекомендую избегать прямого участия иностранцев (как физических лиц, так и юридических лиц) в уставном капитале, а компенсировать контроль и управленческие функции через договор доверительного управления акциями (долями) с одновременным обременением договором залога акций в пользу иностранца. Это запрет на проведение реструктуризации, передачи имущества и распределение полученных доходов. Идеальный учредитель (с точки зрения налоговой оптимизации) это головная (управляющая) компания – субъект малого предпринимательства – доли, в уставном капитале которой, в свою очередь распределены между владельцами бизнеса.

4. Формирование уставного капитала.

В случае формирования уставного капитала посредством  внесения имущества, возникают первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Но с другой стороны, вклад в уставный капитал –  это один из немногих дешевых вариантов  вывода с баланса предприятия  какого-либо дорогостоящего имущества. Например, можно передать недвижимость во вклад в уставный капитал нового предприятия, а полученные акции  продать за деньги. Тем самым произошла  купля-продажа недвижимости за деньги, но НДС не облагается.

5. Учетная политика.

Как правило, ей не уделяют должного внимания. Учетная  политика не самый эффективный инструмент налоговой оптимизации. Хотя следует  отметить, что действующее налоговое  законодательство еще оставляет  немало возможностей для переноса срока  уплаты налогов. Например, метод учета  товарно-материальных ценностей ЛИФО (который уже давно запрещен в странах Европы), позволяет списывать в затраты более дорогие товарно-материальные ценности, а более дешевые (т.е. ранее купленные) оставлять на балансе как переходящий остаток. В нормальных условиях товары, купленные позднее, стоят дороже товаров, приобретенных ранее, на величину инфляции. Кассовый метод, ускоренная амортизация – вот те элементы учетной политики, которыми можно перенести срок уплаты налога на более поздний срок.

6. Замена отношений.

Метод замены отношений базируется на том, что  операция, предусматривающая обременительное  налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.  Но необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки (например, название договора). Замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности.

 7. Разделение отношений.

Классический  пример, приводимый в литературе по налоговой оптимизации – это  разделение отношений по договору подряда (строительства) на отношения по договору оказания услуг (строительства) из материалов заказчика  и отношения по договору купли-продажи материалов. Для принимающей  организации нет разницы: поставить  на баланс объект строительства целиком, либо поставить на баланс объект строительства, стоимость которого складывается из стоимости материалов и стоимости работ. А для организации, оказывающей услуги строительства, разница есть. Разница эта – налог на пользователей автодорог 1% на сумму строительных материалов.

8. Отсрочка налогов.

Кроме трудоемких механизмов отсрочки, рассрочки, реструктуризации налоговой задолженности и налогового инвестиционного кредита можно  упомянуть перенос срока уплаты налога на более поздний срок в связи с разными формами осуществления бизнеса. Так, например ПБОЮЛ ведущий деятельность не первый год уплачивает налог на доходы физического лица авансовыми платежами. В то время как вновь зарегистрированный ПБОЮЛ будет платить налог лишь с мая следующего года. Получается отсрочка уплаты налога – более года.

9. Прямое сокращение объекта налогообложения.

К традиционному  методу сокращения налога на имущество  можно отнести переоценку. К концу  года приглашаете независимого оценщика и просите его переоценить  отдельную дорогостоящую группу основных средств за отдельную плату. Оценщик готовит отчет о рыночной заниженной стоимости имущества. В  межотчетный период бухгалтер проводит переоценку. И в следующем году среднегодовая стоимость основных средств, а значит и налог на имущество существенно сокращается.

Из незаконных методов широко распространено получение  выручки «черным налом» (неучтенка, живыми деньгами, минуя ККМ, через ККМ с отключаемой фискальной памятью), выплата неофициальной зарплаты.

10. Договор комиссии.

По договорам  комиссии работают все более-менее  серьезные сети розничных магазинов  Москвы. Они давно заняли свою нишу, уверенно в финансовом отношении  «стоят на ногах» и могут диктовать  условия поставщику. Хотя договор  комиссии не всегда интересен поставщику, да и трудоемок в учете. По договору комиссии комиссионер (магазин) принимает  на реализацию товар комитента (оптовика), обязуется продать товар, а полученные деньги перечислить комитенту и  предоставить отчет об исполненном. Право собственности на товар не переходит к комиссионеру, а значит, он не платит налог на имущество. Не платит комиссионер и НДС независимо от сроков получения выручки и перечисления комитенту. Комиссионер платит налоги (НДС, на прибыль, на пользователей автодорог) только со своего вознаграждения, которое ему перечислит комитент.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии