Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель данной работы – ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии. Задачи данной работы:
Изучить понятие налогового планирования;
Выявить основные инструменты налогового планирования;
Определить этапы налогового планирования;
Рассмотреть структуру налогового планирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие налогового планирования…………………………………….5
Понятие и содержание налогового планирования…………………………5
Инструменты налогового планирования……………………………………7
Этапы налогового планирования…………………………………………..11
Глава 2. Организация налогового планирования……………………………...15
2.1. Организация налогового планирования на предприятии………………...15
2.2. Структура налогового планирования……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Приложение 1….…………………………………………….…………………...26
Приложение 2…………………………………………………………….………27
Список литературы……………………………………………………………
Рассмотрим подробнее некоторые из названных методов.
Метод замены отношений базируется на основном принципе гражданского права — принципе диспозитивности гражданско-правовых отношений, Суть метода заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной. Примерами метода замены правоотношений, использующегося в настоящий момент, являются замена посреднического договора (комиссии, поручения и т.д.), т.к. прибыль от деятельности посредников облагается налогами по повышенной ставке, на договор подряда (возмездного оказания услуг), облагаемых в обычном порядке; замена договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве, ибо инвестиции, вложенные на основании этого договора, освобождаются от уплаты налога на прибыль.
Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Так, отношения по поводу реконструкции здания согласно экономической целесообразности, в соответствии с действующим законодательством, можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, причем затраты на последний, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год). Например, предприятие может отсрочить возникновение облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для предприятий, находящихся в разных регионах), поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день отчетного налогового периода, может включить расходы на ее приобретение в расчет себестоимости текущего периода, хотя эта продукция будет использоваться в производственном процессе в следующем периоде, а также в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом; предприятие-продавец, принявшее кассовый метод определения выручки от реализации, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде, и тем самым отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что в конечном итоге приведет к увеличению оборотных средств предприятия.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочих используются: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 Налогового Кодекса РФ; сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения.
Метод делегирования налоговой
ответственности предприятию-
В настоящей время существует приказ об учетной политике предприятия, регулируемый законодательством.
Приказ
об учетной политике предприятия, являясь
основным регулятором процесса организации
налогового планирования, содержит некоторое
количество способов оптимизации налогового
портфеля предприятия посредством
закрепления различных
Использование
метода применения законодательно установленных
льгот и преференций для
Заключение
Представление налогового планирования, как системы дает возможность выявить ее цели, основные элементы, установить внутренние и внешние связи и на этой основе разработать теорию совершенствования налогового планирования как подсистемы в системе управления.
При осуществлении
налогового планирования организация
создает определенную схему, в соответствии
с которой она планирует
Схема налогового
планирования представляет собой оптимальную
структуру организации
Современное организация налогового
планирования несовершенна, поэтому
не исключено возникновение
Можно выделить в современных условиях следующие 4 основные группы хозяйствующих субъектов наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования при ведении своей деятельности: сложные корпоративные структуры; вновь возникшие частные фирмы; государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия; малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения.
В рамках формирования налогов системы налогов следует найти тонкий баланс, позволяющий эффективно пополнять бюджет и обеспечивать финансирование государственных функций, и при этом не подрывающий деятельности организации налогового планирования в этой связи выступает именно в роли корректора дисбаланса российской налоговой системы, в связи с чем его значение и важность для экономики страны в целом трудно переоценить.
Таким образом,
налоговое планирование при его
правильной организации дает возможность
предприятию достичь
Приложение 1
Дифференциация мероприятий по налоговому планированию
Нало-говая нагрузка |
Мероприятия и требования к персоналу |
Потребность в налоговом планировании/ |
10-30% |
Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот Уровень профессионального бухгалтера Разовые консультации внешнего налогового консультанта |
Минимальна, разовые мероприятия |
30-55% |
Налоговое планирование становится частью
общей системы финансового Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора Абонентское обслуживание в специализированной компании |
Необходимо, регулярные мероприятия |
55-80% |
Важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям Требуется наличие специально
подготовленного персонала и
организация тесного Постоянная работа с внешним
налоговым консультантом и Специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами |
Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия |
Более 80% |
Смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции |
Приложение 2
Разграничение элементов учетной политики в целях налогового планирования
Элементы учетной политики |
Допустимые законодательством |
Комментарии |
1. Учет выручки для целей учета |
1. По отгрузке |
Наиболее предпочтительным является
вариант 2. В исключительных случаях,
когда предприятие |
2. Учет расходов по заготовке и доставке товаров со складов (для предприятий торговли) |
1. В составе издержек обращения
(сч. 44) |
Вариант 2 является более выгодным с точки зрения налогообложения, т. к. при увеличении входной цены товара снижается торговая наценка, соответственно уменьшается налогооблагаемая база. |
3. Вариант оценки запасов и |
1. Метод средней себестоимости |
Метод ФИФО занижает себестоимость продукции
отчетного периода и завышает
прибыль. Метод может применяться
предприятиями, цены на услуги которых
ниже, чем у конкурентов, и уровень прибыли
невысок. Метод ФИФО позволяет избежать
санкций со стороны налоговых органов
за продажу продукции (предоставление
услуг) ниже себестоимости и увеличить
величину прибыли при необходимости финансирования
развития предприятия. |
4. Установление границы между |
1. Предел, равный 100-кратному МРОТ |
Выбор варианта зависит от принятого руководством решения. |
5. Вариант учета погашения |
Начисление износа в размере: |
Выбор второго варианта ведет к уменьшению налога на имущество и налога на прибыль за счет завышения себестоимости продукции (работ, услуг). |
6. Порядок начисления износа по основным средствам |
1. Линейный способ начисления |
Выбор метода ускоренной амортизации
ведет к снижению налогооблагаемой
базы, так как начисленная |
7. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей |
1. Создавать резервы: на оплату отпусков работникам; на оплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; расходов на ремонт ОС; и другие цели. 2. Не создавать резервы. |
Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли. |
8. Порядок создания резервов по сомнительным долгам |
1. Предприятие не создает |
Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой базы. |
9. Порядок учета и |
1. Затраты на ремонт включаются
в себестоимость текущего |
Выбор п. 1 ведет к снижению налогооблагаемой базы за счет увеличения себестоимости. |
10. Порядок отражения в учете
погашения стоимости |
1. С использованием сч. 05 “Амортизация
НМА” |
Второй способ применяется в случаях,
когда организация имеет |
11. Оценка незавершенного |
1. Оценка по нормативной ( |
Выбор метода не влияет на размер налогооблагаемой базы. |
12. Оценка готовой продукции |
1. По фактической |
Выбор метода оценки готовой продукции не влияет на размер налогооблагаемой базы. |
14. Порядок создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги |
1. Предприятие не создает |
Выбор варианта не влияет на налогооблагаемую базу. |
15. Оценка кредиторской |
1. Оценка без учета причитающихся
к выплате %. |
Наиболее предпочтительным является вариант 1. |
16. Структура и способ списания расходов будущих периодов |
1. Равномерно. |
Более предпочтительным является вариант 2. |
18. Вариант распределения и |
1. Чистая прибыль предварительно
распределяется по фондам. |
Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли. |