Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии. Задачи данной работы:
Изучить понятие налогового планирования;
Выявить основные инструменты налогового планирования;
Определить этапы налогового планирования;
Рассмотреть структуру налогового планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие налогового планирования…………………………………….5
Понятие и содержание налогового планирования…………………………5
Инструменты налогового планирования……………………………………7
Этапы налогового планирования…………………………………………..11
Глава 2. Организация налогового планирования……………………………...15
2.1. Организация налогового планирования на предприятии………………...15
2.2. Структура налогового планирования……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Приложение 1….…………………………………………….…………………...26
Приложение 2…………………………………………………………….………27
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Финансам предприятий.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим  подробнее некоторые из названных  методов.

Метод замены отношений базируется на основном принципе гражданского права — принципе диспозитивности гражданско-правовых отношений, Суть метода заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной. Примерами метода замены правоотношений, использующегося в настоящий момент, являются замена посреднического договора (комиссии, поручения и т.д.), т.к. прибыль от деятельности посредников облагается налогами по повышенной ставке, на договор подряда (возмездного оказания услуг), облагаемых в обычном порядке; замена договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве, ибо инвестиции, вложенные на основании этого договора, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Так, отношения по поводу реконструкции здания согласно экономической целесообразности, в соответствии с действующим законодательством, можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, причем затраты на последний, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год). Например, предприятие может отсрочить возникновение облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для предприятий, находящихся в разных регионах), поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день отчетного налогового периода, может включить расходы на ее приобретение в расчет себестоимости текущего периода, хотя эта продукция будет использоваться в производственном процессе в следующем периоде, а также в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом; предприятие-продавец, принявшее кассовый метод определения выручки от реализации, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде, и тем самым отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что в конечном итоге приведет к увеличению оборотных средств предприятия.

Метод прямого сокращения объекта  налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочих используются: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 Налогового Кодекса РФ; сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения.

Метод делегирования налоговой  ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами, вплоть до криминальных. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется в снабженческо-сбытовой деятельности.

В настоящей время существует приказ об учетной политике предприятия, регулируемый законодательством.

Приказ  об учетной политике предприятия, являясь  основным регулятором процесса организации  налогового планирования, содержит некоторое  количество способов оптимизации налогового портфеля предприятия посредством  закрепления различных вариантов  отражения в бухгалтерском учете  хозяйственных операций в краткосрочной  перспективе. Элементы учетной политики предприятия, законодательно установленные  возможные варианты закрепления  хозяйственных операций в бухгалтерском  учете, а также наиболее предпочтительные.

Использование метода применения законодательно установленных  льгот и преференций для различных  отраслей народного хозяйства и  групп налогоплательщиков стало  возможно благодаря желанию государства  установить особые режимы налогообложения  для отдельных отраслей народного  хозяйстве, наиболее нуждающихся в  государственной поддержке в  период реформирования экономики, групп  налогоплательщиков (предприятия, занятые  в сфере малого бизнеса, и с  иностранными инвестициями), территорий (районы крайнего Севера, свободные  экономические зоны, ЗАТО), предприятий, участвующих в решении болезненных социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, молодежи; оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам; помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); экспортно-ориентируемых предприятий и многих других хозяйствующих субъектов. Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательными актами РФ и, в исключительных случаях, указами Президента РФ (см. Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Представление налогового планирования, как системы  дает возможность выявить ее цели, основные элементы, установить внутренние и внешние связи и на этой основе разработать теорию совершенствования  налогового планирования как подсистемы в системе управления.      

При осуществлении  налогового планирования организация  создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при  этом состоит в том, чтобы правильно  применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей  реализовать задачи наилучшим образом. 

Схема налогового планирования представляет собой оптимальную  структуру организации хозяйственной  деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих  требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения  согласно поставленным целям. При осуществлении  налогового планирования необходимо учитывать  вероятность изменений в налоговом  законодательстве, которые могут  быть связаны с тенденциями в  развитии налоговой политики, установлением  новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и  т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся  информации с учетом существующих тенденций  налоговой теории и политики.

Современное организация налогового планирования несовершенна, поэтому  не исключено возникновение рисков.       Под рисками налогового планирования понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.   Налоговыми рисками являются:

  • риски налогового контроля;
  • риски усиления налогового бремени;
  • риски уголовного преследования.

Можно выделить  в современных условиях следующие 4 основные группы хозяйствующих субъектов  наиболее остро нуждающихся в  применении налогового планирования при  ведении своей деятельности: сложные  корпоративные структуры; вновь  возникшие частные фирмы; государственные  и бывшие государственные, ныне приватизированные  предприятия; малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения.

В рамках формирования налогов системы налогов  следует найти тонкий баланс, позволяющий  эффективно пополнять бюджет и обеспечивать финансирование государственных функций, и при этом не подрывающий деятельности организации налогового планирования в этой связи выступает именно в роли корректора дисбаланса российской налоговой системы, в связи с чем его значение и важность для экономики страны в целом трудно переоценить.

Таким образом, налоговое планирование при его  правильной организации дает возможность  предприятию достичь оптимального уровня налогообложения и повышения  эффективности работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Дифференциация мероприятий по налоговому планированию

Нало-говая нагрузка

Мероприятия и требования к персоналу

Потребность в налоговом планировании/Периодичность

10-30%

Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование  прямых льгот 

Уровень профессионального  бухгалтера

Разовые консультации внешнего налогового консультанта

Минимальна, разовые мероприятия

30-55%

Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов

Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового  директора 

Абонентское обслуживание в  специализированной компании

Необходимо, регулярные мероприятия

55-80%

Важнейший элемент создания и стратегического  планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям

Требуется наличие специально подготовленного персонала и  организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена  Совета Директоров

Постоянная работа с внешним  налоговым консультантом и наличие  налогового адвоката

Специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и  экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий  и инноваций налоговыми консультантами

Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

Более 80%

Смена сферы деятельности и/или налоговой  юрисдикции

 

Приложение 2

Разграничение элементов учетной политики в  целях налогового планирования

Элементы учетной политики

Допустимые законодательством варианты

Комментарии

1. Учет выручки для целей учета

1. По отгрузке 
2. По оплате

Наиболее предпочтительным является вариант 2. В исключительных случаях, когда предприятие рассчитывается за отгруженную продукцию авансовыми платежами, в учетной политике принимается  метод по отгрузке.

2. Учет расходов по заготовке  и доставке товаров со складов  (для предприятий торговли)

1. В составе издержек обращения  (сч. 44) 
2. Включение в покупную стоимость товаров (сч. 41)

Вариант 2 является более выгодным с  точки зрения налогообложения, т. к. при увеличении входной цены товара снижается торговая наценка, соответственно уменьшается налогооблагаемая база.

3. Вариант оценки запасов и расчета  фактической себестоимости отпущенных  в производство материальных  ресурсов

1. Метод средней себестоимости 
2. Метод себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) 
3. Метод себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) 
4. Метод себестоимости каждой единицы.

Метод ФИФО занижает себестоимость продукции  отчетного периода и завышает прибыль. Метод может применяться  предприятиями, цены на услуги которых ниже, чем у конкурентов, и уровень прибыли невысок. Метод ФИФО позволяет избежать санкций со стороны налоговых органов за продажу продукции (предоставление услуг) ниже себестоимости и увеличить величину прибыли при необходимости финансирования развития предприятия. 
Метод ЛИФО завышает себестоимость и занижает остаток материальных ресурсов по балансу, что ведет к снижению величины налога на имущество предприятия.

4. Установление границы между основными  средствами и средствами труда  в обороте

1. Предел, равный 100-кратному МРОТ 
2. Предел меньше 100-кратного МРОТ.

Выбор варианта зависит от принятого  руководством решения.

5. Вариант учета погашения стоимости  МБП

Начисление износа в размере: 
1. 50% первоначальной стоимости при передаче в эксплуатацию. 
2. 100% первоначальной стоимости передаваемых МБП.

Выбор второго варианта ведет к  уменьшению налога на имущество и  налога на прибыль за счет завышения  себестоимости продукции (работ, услуг).

6. Порядок начисления износа по  основным средствам

1. Линейный способ начисления амортизации. 
2. Ускоренная амортизация. 
Применение понижающих коэффициентов.

Выбор метода ускоренной амортизации  ведет к снижению налогооблагаемой базы, так как начисленная амортизация  уменьшает остаточную стоимость  основных средств, участвующих в  расчете налога на имущество.

7. Перечень резервов предстоящих  расходов и платежей

1. Создавать резервы: 

на оплату отпусков работникам;

на оплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

расходов на ремонт ОС;

и другие цели.

2. Не создавать резервы.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли.

8. Порядок создания резервов по  сомнительным долгам

1. Предприятие не создает резервы  по сомнительным долгам. 
2. Предприятие создает резервы по сомнительным долгам.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой базы.

9. Порядок учета и финансирования  ремонта производственных основных  средств

1. Затраты на ремонт включаются  в себестоимость текущего отчетного  периода. 
2. Затраты на ремонт резервируются

Выбор п. 1 ведет к снижению налогооблагаемой базы за счет увеличения себестоимости.

10. Порядок отражения в учете  погашения стоимости нематериальных  активов

1. С использованием сч. 05 “Амортизация НМА” 
2. Без использования сч. 05, с применением сч. 04 “НМА”

Второй способ применяется в случаях, когда организация имеет неамортизируемые нематериальные активы. К ним относятся: товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.

11. Оценка незавершенного производства

1. Оценка по нормативной (плановой) себестоимости. 
2. Оценка по прямым статьям расходов. 
3. Оценка по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Выбор метода не влияет на размер налогооблагаемой базы.

12. Оценка готовой продукции

1. По фактической производственной  себестоимости. 
2. По нормативной (плановой) производственной себестоимости.

Выбор метода оценки готовой продукции  не влияет на размер налогооблагаемой базы.

14. Порядок создания резервов под  обесценение вложений в ценные  бумаги

1. Предприятие не создает резервы… 
2. Предприятие создает резервы…

Выбор варианта не влияет на налогооблагаемую базу.

15. Оценка кредиторской задолженности по заемным средствам

1. Оценка без учета причитающихся к выплате %. 
2. Оценка с учетом причитающихся к выплате %.

Наиболее предпочтительным является вариант 1.

16. Структура и способ списания  расходов будущих периодов

1. Равномерно. 
2. Пропорционально объему продукции.

Более предпочтительным является вариант 2.

18. Вариант распределения и использования  чистой прибыли

1. Чистая прибыль предварительно  распределяется по фондам. 
2. Прибыль по фондам по окончании года не распределяется, организация работает с нераспределенной прибылью.

Выбор варианта не влияет на величину налогооблагаемой прибыли.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии