Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии. Задачи данной работы:
Изучить понятие налогового планирования;
Выявить основные инструменты налогового планирования;
Определить этапы налогового планирования;
Рассмотреть структуру налогового планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие налогового планирования…………………………………….5
Понятие и содержание налогового планирования…………………………5
Инструменты налогового планирования……………………………………7
Этапы налогового планирования…………………………………………..11
Глава 2. Организация налогового планирования……………………………...15
2.1. Организация налогового планирования на предприятии………………...15
2.2. Структура налогового планирования……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Приложение 1….…………………………………………….…………………...26
Приложение 2…………………………………………………………….………27
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Финансам предприятий.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

Договор комиссии делает возможным уход от уплаты налога с продаж (а у солидных магазинов это несколько миллионов  долларов в год). Так, например, если комитент является субъектом налогообложения  того региона, где региональный налог  с продаж не установлен (например, Чечня), а комиссионер работает по упрощенной системе налогообложения («упрощенка») в Москве, то налог с продаж не должны платить ни первый, ни второй. Комиссионер не уплачивает налог  с продаж, т.к. он освобожден от уплаты всех налогов кроме единого налога на доход с субъектов малого предпринимательства  и ЕСН. А комитент не платит налог  с продаж, т.к. в регионе его  регистрации такой налог не установлен.

 

1.3. Этапы налогового планирования

Налоговое планирование невозможно без нескольких составляющих:

Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие  исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур;

  1. На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.
  2. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
  3. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.
  4. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
  5. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
  6. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля.              В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели.  Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап — реализация данного плана.

С точки  зрения налогового планирования наибольший интерес рекомендуется обращать на установление границ между основными  и оборотными средствами, принятыми  к учету; выбор метода оценки запасов  и расчета фактической себестоимости  материальных ресурсов, списываемых  в производство; способа начисления амортизации по МБП; способа начисления амортизации по основным средствам; способа группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Помимо  всего прочего, важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной  базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции  планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой  системы, включающей оперативный, тактический  и стратегический элементы, в зависимости  от которых трансформируется объективная  сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация налогового планирования

2.1. Организация налогового планирования на предприятии

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях помимо всего прочего  способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами  общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции  под названием “налоговое планирование”  как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный  характер, выражающийся прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Кроме того, налоговое планирование способно стать  не только одним из самых ценных и перспективных орудий, находящихся  в арсенале менеджера, оно уже  сейчас оказывает глубокое воздействие  на инвестиционную политику, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне . Особенно наглядно данное утверждение проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом, т.к. в западных корпорациях основным показателем, на основе которого судят о перспективности инвестиционного проекта, является показатель чистой приведенной стоимости, в расчете которого планирование налогов занимает ведущее место; а учитывая то обстоятельство, что в последнее время проблема привлечения иностранных ресурсов в РФ (как денежных, так, что не менее важно, и технологических) является одной из острейших и актуальнейших, то становится очевидным, что для улучшения инвестиционной привлекательности российских промышленных предприятий, помимо изменения инвестиционного климата на макро уровне, необходима кардинальная перестройка системы управления российскими предприятиями, в том числе и в области планирования налогов, в соответствии с существующими в западных странах стандартами и принципами.

Роль  налогового планирования в экономике  современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. Результаты этих исследований нашли  отражение в зарубежной и отечественной  литературе.

В многочисленных работах по данной проблематике приводится множество дефиниций налогового планирования, указывается место  налогового планирования в системе  управления предприятием, проявляется  роль различных структурных подразделений  в налоговом планировании , проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения. В то же время необходимо отметить, что проблема планирования налоговых платежей рассматривается вышеназванными авторами в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методику законного снижения налоговых отчислений. Теоретическое обоснование принципов и методов налогового планирования, формулирование научной методологии организации налогового планирования, выявления его места в системе общеэкономического планирования на предприятии отходит на второй план, что представляется весьма необоснованным и практически пагубным, ибо без наличия установленных и признанных принципиальных положений (начал), формирования аппарата и способов исследования, налоговое планирование не сможет реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в ипостаси инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей  узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой ролью бухгалтерии  предприятия в данной области  планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических  и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в  планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

 

2.2. Структура налогового планирования

Проекция  конструкции налогового планирования в виде пирамиды  неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем .

Согласно  пп. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, каждое предприятие-налогоплательщик обязано “вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения”. Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование (см. Приложение 1).

В процессе внутреннего налогового контроля имеют  место:

  • Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.
  • Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока. Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных (например, “Гарант”, “Консультант плюс”). Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.
  • Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение  работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется  использовать:

  • правовые базы данных для изучения действующего законодательства;
  • разъяснения ГНС РФ и местной налоговой инспекции;
  • специальную литературу (комментарии ведущих специалистов - налоговедов, периодические издания и т.п.);
  • разъяснения аудитора (юриста).

Существуют  методы налоговой минимизации.                Среди наиболее популярных методов налоговой минимизации исследователи выделяют метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокращения объекта налогообложения; метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту; метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков; метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии