Налоговые доходы федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание

Сущность и необходимость налогов, нормативные основы налоговых отношений. Анализ плановых показателей доходных источников федерального бюджета и налоговых поступлений в структуре федерального бюджета за 2008-2010 г.г. Проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоговые доходы как основной источник бюджета РФ
1.1 Сущность и необходимость налогов
1.2Нормативные основы налоговых отношений
Глава 2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 г.г.
2.1. Анализ плановых показателей доходных источников федерального бюджета
2.2. Анализ налоговых поступлений в структуре федерального бюджета за 2008-2010 г.г.
3. Проблемы и пути решения налогообложения в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

косикова 2.doc

— 382.00 Кб (Скачать документ)

     Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы  для осуществления задач и функций.

     Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

     Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

     Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления".

     Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

     В России в настоящее время в  структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые  доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 г.г.

2.1. Анализ плановых  показателей доходных  источников федерального  бюджета

     Предметом данной работы являются налоговые доходы федерального бюджета РФ, т.к. федеральный бюджет - это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории.

     В основу формирования федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ. Закон о бюджете на 2008–2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции и направлен на реализацию приоритетов государственной политики (рис 1.).

     

Рис. 1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на  2008-2010 г.г. 

     Разработка  параметров федерального бюджета впервые  осуществлялась на среднесрочный трехлетний период – 2008–2010 гг. В качестве базовых  были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.

     При расчете доходов бюджетной системы Российской Федерации были учтены следующие изменения налогового законодательства:

  • освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;
  • снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков, независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), как квартала;
  • изменение ставок акцизов по подакцизным товарам.

     Кроме того, формирование доходов федерального бюджета на 2008–2010 гг. осуществлялось на основе Бюджетного кодекса РФ и изменений бюджетного законодательства, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

     Доходы  федерального бюджета в 2008 г. прогнозировались в размере 6 644,4 млрд. руб., или 18,98% ВВП. Доходы федерального бюджета России на 2009 и 2010 г. планировались в сумме 7 465,4 млрд. (18,81% ВВП) и 8 090,0 млрд. (18,06% ВВП) соответственно.

     В структуре доходов бюджета на 2008–2010 гг. более 80% занимают поступления  от пяти доходных источников:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • таможенные пошлины.

     Рассмотрим  прогнозные показатели по каждому из перечисленных доходных источников.

  1. Налог на прибыль организаций.

     Расчет  налога на прибыль организаций на 2008 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2008–2010 гг. В 2008 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7 432,4 млрд. руб., или 21,24% ВВП, со снижением на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 г.

     В целях определения налоговой  базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для  целей налогообложения уменьшается  на 552,4 млрд. руб., в том числе за счет:

  • доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15%, – 64,7 млрд. руб.;
  • прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, – 279,3 млрд. руб.;
  • полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, – 208,4 млрд. руб.

     Одновременно  налогооблагаемая прибыль увеличена  на налоговую базу по операциям с  ценными бумагами, обращающимися  и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям  с финансовыми инструментами  срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд. руб.

     Таким образом, налоговая база для расчета  налога на прибыль организаций составит 7 015,7 млрд. руб. Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 6,5%, ожидается в размере 456,0 млрд..

     В расчете поступлений налога на прибыль  организаций предусмотрены дополнительные поступления по итогам работы за 2007 г. в соответствии с данными, отраженными в налоговых декларациях, за счет снижения недоимки, повышения эффективности работы налоговых органов в части контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Сумма налога на прибыль по указанным основаниям ожидается в размере 37,0 млрд. руб. В расчете налога учтены также потери в связи с реализацией программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих (Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ), от предоставления льгот резидентам особой экономической зоны в Калининградской области (Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ) и участникам особой экономической зоны Магаданской области  в общей сумме 25,0 млн. руб.

     Общий объем поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в 2008 г., прогнозируется в сумме 524,8 млрд. руб., или 1,5% ВВП. Объем поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 и 2010 г. оценивается в 577,5 млрд. руб. (1,45% ВВП) и 635,0 млрд. (1,42% ВВП) соответственно.

  1. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.

     Суммы начисленного налога на добавленную  стоимость и налоговых вычетов  – за исключением вычетов, предъявляемых подрядными организациями при выполнении капитального строительства, и вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт – на 2008 г. прогнозируются в размере 16 101,7 млрд. руб. (46,0% ВВП) и 13 390,5 (38,26% ВВП), что соответствует доле (в процентах ВВП), принятой при оценке поступления налога в 2007 г.

     Расчетный уровень собираемости НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, на 2008 г. прогнозируется на уровне, фактически сложившемся в 2006 г. и планируемом на 2007 г. Предполагаемое в 2008 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции снизит поступление налога на 6,7 млрд. руб.

     В прогнозе поступлений НДС в 2008 г. учтены дополнительные поступления, обусловленные проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины, в размере 329,0 млрд. руб., или 0,9% ВВП, что соответствует данным налоговой отчетности за 2006 г. Однако следует отметить, что в последующие периоды возможна корректировка налоговой базы 2007 г., а, следовательно, изменение указанных сумм. В прогнозе поступлений НДС в 2008 г. также учтены дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб. в связи с введением поквартальной уплаты налога.

     С учетом изменения налогового законодательства сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, планируется в размере 1 296,2 млрд. руб. Доходы федерального бюджета по НДС на 2009 г. и 2010 г. прогнозируются в сумме 1 791,2 млрд. (4,51% ВВП) и 2 072,3 млрд. (4,63% ВВП) соответственно.

  1. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

     Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 г. планируются в размере 872,3 млрд. руб. Сумма налога рассчитана на основе прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта в размере 200,8 млрд. долл. из стран дальнего зарубежья, стран – членов СНГ и Республики Беларусь. В расчетах заложен уровень собираемости 99,0% исходя из сложившейся собираемости в 2006 г. по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

     Доля  объема импорта товаров, облагаемых по льготной ставке 10% (ряд продовольственных  товаров, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и изделий  медицинского назначения), планируется  на уровне 13,3% от общего облагаемого оборота. Потери федерального бюджета, связанные с применением пониженной ставки налога, оцениваются в 55,2 млрд. руб.

     Поступления в федеральный бюджет НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, прогнозируются на 2009 и 2010 г. в сумме 1 006,4 млрд. руб. (2,54% ВВП) и 1 149,4 млрд. (2,57% ВВП) соответственно.

  1. Налог на добычу полезных ископаемых.

     Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 г. прогнозируются в сумме 868,5 млрд. руб.

     При определении прогнозируемого поступления  НДПИ учтен объем добычи нефти, подлежащий налогообложению (462,31 млн. тонн при общем объеме добычи 481,5 млн. тонн). В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти по месторождениям, где разработка ведется на условиях соглашений о разделе продукции (16,56 млн. тонн), и нормативные потери при добыче (2,63 млн. тонн). Кроме того, учтен объем добычи газа горючего природного, подлежащий налогообложению (625,9 млрд. куб. м при общем объеме добычи 632,6 млрд. куб. м). Согласно законодательству Российской Федерации в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи газа по месторождениям, где разработка ведется на условиях соглашений о разделе продукции (3,6 млрд. куб. м), и нормативные потери при добыче (3,1 млрд. куб. м).

     Использование налоговой ставки в размере 0% на добычу полезных ископаемых (нефти для новых месторождений) приведет к уменьшению поступлений налога в федеральный бюджет на 7,3 млрд. руб. Применение понижающего коэффициента к налоговой ставке, характеризующего уровень разработанности запасов конкретного участка недр по месторождениям нефти со степенью выработанности выше 80%, приведет к уменьшению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти в федеральный бюджет на 22,8 млрд. руб.

     Применение  предусмотренного в ст. 342 гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса РФ коэффициента 0,7 для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденных по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, приведет к уменьшению поступлений НДПИ в федеральный бюджет на 1,0 млрд. руб.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ