Налоговые доходы федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание

Сущность и необходимость налогов, нормативные основы налоговых отношений. Анализ плановых показателей доходных источников федерального бюджета и налоговых поступлений в структуре федерального бюджета за 2008-2010 г.г. Проблемы налогообложения в РФ и пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоговые доходы как основной источник бюджета РФ
1.1 Сущность и необходимость налогов
1.2Нормативные основы налоговых отношений
Глава 2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 г.г.
2.1. Анализ плановых показателей доходных источников федерального бюджета
2.2. Анализ налоговых поступлений в структуре федерального бюджета за 2008-2010 г.г.
3. Проблемы и пути решения налогообложения в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

косикова 2.doc

— 382.00 Кб (Скачать документ)

     Нормативы распределения поступлений НДПИ по уровням бюджетной системы  предусмотрены бюджетным законодательством. Распределение поступлений налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью (кроме природного газа) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 95%, или 769,4 млрд. руб. Налог на добычу природного углеводородного сырья из всех видов месторождений в сумме 91,2 млрд. руб. предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета. Распределение поступлений НДПИ по драгоценным металлам и прочим полезным ископаемым (кроме природных алмазов) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 40%, или 7,8 млрд. руб. Поступления НДПИ в федеральный бюджет прогнозируются на 2009 и 2010 г. в сумме 851,9 млрд. руб. (2,15% ВВП) и 849,9 млрд. (1,90% ВВП) соответственно.

  1. Таможенные пошлины.

     Сумма ввозных таможенных пошлин на 2008 г. оценивается в 493,6 млрд. руб. Расчет сделан на основе прогнозируемого облагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья по таможенному режиму (ввоз для внутреннего потребления) "ИМ 40" в размере 169,2 млрд. долл. с учетом досчета поступлений по остальным таможенным режимам, потерь в связи с предоставлением льгот по таможенному тарифу (0,8 млрд. долл.), сложившейся за ряд лет структуры импорта, курса рубля по отношению к доллару США и средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины, установленной Минэкономразвития России с учетом соблюдения условий присоединения к ВТО.

     В прогнозе доходов федерального бюджета  на 2008 г. доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1 557,1 млрд. руб. Объем поступлений от вывозных таможенных пошлин по нефти сырой, включая экспорт в Республику Беларусь, газу и нефтепродуктам рассчитан в соответствии с:

  • прогнозными объемами экспорта по группе 27 ТН ВЭД (с учетом необлагаемых объемов по нефти, составляющих 16,56 млн. тонн и реализуемых при выполнении соглашений о разделе продукции, и по природному газу, равных 9,6 млрд. куб. м и реализуемых по магистральному газопроводу "Голубой поток");
  • ставкой в размере 30% выручки от экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья исходя из средневзвешенной цены 225,9 долл. за 1 тыс. куб. м, а также в страны СНГ исходя из средневзвешенной цены на экспортируемый природный газ, за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе: на Украину – 219,5 долл. за 1 тыс. куб. м, в Молдавию – 170,0 долл., в страны Закавказья – 150,0 долл.

     Кроме того, в прогнозе учитываются объемы нефти, вывозимой из Российской Федерации  в Республику Беларусь по среднегодовой  ставке пошлины на сырую нефть  в размере 54,85 долл. за тонну, которая  определена с учетом ставки, рассчитанной также по шести периодам мониторинга ставок внутри года исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки Urals на четвертый квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2008 г. с применением коэффициента 0,335 по межправительственному соглашению от 12 января 2007 г. "О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов".

     Доходы  федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин в 2009 г. прогнозируются на уровне 2 086,7 млрд. руб., или 5,26% ВВП (из них 544,6 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 542,1 млрд. – по вывозным); в 2010 г. – на уровне 2 130,0 млрд., или 4,75% ВВП (из них 588,1 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 541,9 млрд. – по вывозным).

2.2. Анализ налоговых поступлений в структуре федерального бюджета за 2008-2010 г.г.

 

     Всего в январе-декабре 2009 года в федеральный  бюджет поступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в  январе-декабре 2008 года (рис.2).

Рис. 2. Показатели поступления налоговых доходов в федеральный бюджет в 2008-2009 г.г. 

     Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном  законе "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. рублей.

     Налоговые поступления в консолидированный  бюджет в 2008 году увеличились всего  на 14,9% до 8,4 трлн. руб. — почти вдвое  меньше, чем годом ранее (28%), сообщила Федеральная налоговая служба. В федеральный бюджет поступило лишь на 8,8% больше, чем годом ранее (рост на 25% в 2007 г.).

     Рост  поступлений в бюджет замедлился по всем налогам, кроме НДПИ. Помогли  высокие цены на нефть в первом полугодии. А вот сборы внутреннего  НДС рухнули на рекордные 28,2%. Если бы не переход на квартальную уплату НДС, его поступления выросли бы на 7,7%, утверждает ФНС.

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В 2009 году собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).(рис.4)

       
 

Рис. 3. Структура  поступлений налоговых доходов  в федеральный бюджет в 2008 году

       

Рис. 4. Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2009 году

Рис. 5. Структура  поступлений налоговых доходов  в федеральный бюджет в 2010 году 
 

     Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет в январе-декабре 2009 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению с январем-декабрем 2008 года поступления снизились на 16процентов, но в 2010 увеличились на 5 процентов.

     Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же, сколько за весь 2008 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-декабре 2009 года составили 452 млрд. рублей и  по сравнению с январем-декабрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 1%.

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в  январе-декабре  2009 года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-декабрем 2008 года выросли на 10%.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  из Республики Беларусь, поступило  в январе-декабре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-декабре 2008 года.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-декабре 2009 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-декабря 2008 года на 35%.

     Снижение  поступлений по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет обусловлено  изменением законодательства в части  акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

     Налога  на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в январе-декабре 2009 года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 792 млрд. рублей, газа горючего природного – 67 млрд. рублей, газового конденсата – 6 млрд. рублей.

     По  сравнению с январем-декабрем 2008 года поступления НДПИ снизились  в 1,7 раза, что обусловлено снижением  цены на нефть (с 102,5$ в декабре 2007 года – октябре 2008 года до 56,2$ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в 1,8 раза).

     Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-декабре 2009 года поступило 1 127 млрд. рублей, что  на 1% больше, чем в январе-декабре 2008 года.

     В Фонд социального страхования (без  учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) в январе-декабре 2009 года поступило 58 млрд. рублей, что на 15% меньше, чем в январе-декабре 2008 года.

     На  сегодняшний день государственная  политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 

     Во  избежание такого расхождения между  долгосрочными целями и среднесрочной  политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь

3. Проблемы и пути решения налогообложения в РФ

      Одной из самых острых и нерешённых проблем, стоящих перед нашей страной в последние годы, является проблема, связанная с налогообложением.

      Если  один из великих классиков говорил, что в России воруют все, то сейчас можно добавить – "В России воруют все и не платят налоги все!"

      И, хотя решение этой проблемы напрямую влияет на подъём и развитие экономики, выполнение соц. Проблем – выплата пенсий, пособий, борьба с обнищанием народа, обеспечение конституционных гарантий, связанных с  бесплатным образованием, медициной и т. д. Попытки государства решить данную проблему, пока к положительному успеху не привели.

      До  сих пор:

    • законодательная база несовершенна;
    • механизм сбора налогов не эффективен;
    • соответствующие кадры не имеют должной подготовки;
    • по – прежнему теневая экономика процветает;
    • коррупция практически пронизывает всё наше общество

      Для современной налоговой системы  России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.

      Подтверждением  этому является тот факт, что в 2010 году основной формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы.

      Доля  их в общем объёме доходов федерального бюджета в 2010 – 88,3 % против 86 % в 2007 г. При этом в большей степени  возрастает доля в консолидированном  бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж) с 40, 8 % в 2007 г. до 44,1 % в 2010 году.

      Общее бремя  налогов и платежей в  Российской Федерации в настоящее  время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При этом государству уготована "налоговая ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения, которой начинается крах производства.

В этой связи, естественна  и понятна точка зрения  многих учёных – экономистов (Явлинского, например) о необходимости значительного  сокращения налогов и как следствие  этого подъёма экономики.

      А то получается замкнутый круг. Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ