Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования - деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- определить понятие и виды пенсионных систем;
- охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;
- рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;
- проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы………….5
1.1 Понятие и виды пенсионных систем………………………………………...5
1.2Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования………………………………………………………………15
1.3 Правовые основы функционирования пенсионной системы России…….25
2. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………...27
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России…………………………………………………………………………….27
2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования…………………………………..29
2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы...................................................................41

Работа состоит из  1 файл

npf.docx

— 92.19 Кб (Скачать документ)

Исходя  из этого понимания функции пенсионного  обеспечения каждое государство  должно строить свою политику и принимать  свои законодательные акты, которые  справедливо регулировали бы всю  социальную систему и пенсионное обеспечение, его организационно-экономический механизм в целях обеспечения социальной политики и экономической стабильности в государстве.

Останавливаясь  на сущности пенсионного обеспечения  как на экономической категории, можно его квалифицировать как  обособленную часть национального  дохода, которая имеет свою специфику  в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для  нетрудоспособных членов общества.

Субъектами  этих отношений являются [12, с. 47]:

1. Государство

2. Пенсионеры

3. Работающие  члены общества

4. Предприятия,  отчисляющие пенсионные взносы.

Объектом  отношений между ними является часть  созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального  дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть  национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно  разделить на три группы [12, с. 48]:

1. лица, которые производительно отработали  требуемый трудовой стаж и  благополучно дожили до пенсионного  возраста;

2. лица, которые потеряли свою трудоспособность  в процессе трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным  причинам (инвалиды с детства,  дети, потерявшие кормильцев).

Общее между ними - это то, что они  все нуждаются в пенсионном обеспечении  как субъекты. Различия между ними - представитель каждой группы имеет  разную долю в общем объеме пенсионного  обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение. Причем каждая группа субъектов пенсионного обеспечения должна получить от общества то, что предопределяется в общем объеме средств, а именно:

Первая  группа - это работники, которые плодотворно  работали на протяжении всей трудовой деятельности в сфере материального (или другой) и благополучно дожили до пенсионного возраста. В материальном и духовном плане эти лица сохраняют практически все возможности полноценно жить, удовлетворяя необходимые потребности. Более того, субъекты этой группы при необходимости могут продолжить работу по прежней специальности, одновременно получая часть пенсионных выплат.

Вторая  группа - представителям этой группы субъектов  пенсионного обеспечения, как и  субъектам первой группы, необходимо удовлетворение своих жизненных  потребностей с учетом доли их участия  в трудовой деятельности. Но другая специфическая сторона представителей этой группы в том, что для них  существуют виновники, благодаря которым  они стали инвалидами. Это предприятия  и организации, которые от имени  общества должны компенсировать определенную долю пенсии, чтобы инвалиды труда  могли получить на эти средства лекарства, санаторное лечение, обслуживание по протезу  и др.

Третья  группа - это спорная группа лиц - инвалидов с детства. Субъекты этой группы пенсионного обеспечения  никакого отношения к пенсионному  обеспечению, как лица, не занимавшиеся трудовой деятельностью, не имеют. У  них размеры пенсионных выплат определены на уровне минимальных пособий, которые  регулярно меняются в зависимости  от уровня изменений заработной платы  и пенсии. Поэтому эти лица должны быть материально поддержаны не по системе пенсионного обеспечения, которое формируется отчислениями пенсионных взносов работающих, а  по системе социального обеспечения, источником которого являются средства государственного бюджета. Только в  этом случае будет правильно разрешено  противоречие между потребностями  субъектов, не имеющих отношения  к трудовой пенсии, но получающих пенсию из пенсионных источников, и работниками, формирующими пенсионный фонд.

В условиях плановой и административной экономики  организация материальной поддержки  этих категорий населения имела  прямой смысл, так как сама система  пенсионного обеспечения полностью  поддерживалась за счет дотаций государственного бюджета. Дифференциация нуждающихся по видам материальной помощи исходя из их доли трудового участия считалась неэтичной. Однако развитие рыночных отношений требует более четкого порядка организации и осуществления мер по пенсионному и социальному обеспечению нуждающихся субъектов. Рынок заставляет по-новому оценить социальный статус нуждающихся и искать новые, более совершенные формы разрешения противоречий между этими категориями населения в зависимости от экономической возможности государства.

Определяющим  инструментом в распределении и  перераспределении денежных средств  между различными категориями населения  являются разного рода фонды, которые  созданы для этих целей. Фонды  образуются в процессе перераспределения  национального дохода как самостоятельная  финансовая или общественная структура.

Другая  экономическая особенность пенсионного  обеспечения - она оказывает существенное влияние на процесс воспроизводства  рабочей силы. Здесь мы вправе рассматривать  его как экономическую категорию, влияющую как на процесс воспроизводства  совокупной рабочей силы, так и  на общественное воспроизводство в  целом. Вполне естественный процесс, когда  на смену уходящим на заслуженный отдых поколениям работников приходят молодые, обладающие новыми навыками и профессиональными качествами специалисты.

Если  система пенсионного обеспечения  привлекательна, то она играет роль стимулирования процесса смены поколений. Если же пенсионная система непривлекательна, то процесс смены поколений работников проходит медленно, болезненно. Эффективная  и современная система пенсионного  обеспечения наглядно демонстрирует, насколько прямой является связь  между доходами работающих и последующими размерами пенсий. Поэтому в процессе расширенного воспроизводства пенсионное обеспечение функционирует как  реальная общественная потребность. Его  материальная и экономическая база постоянно возобновляется за счет роста  трудовых потенциалов общества, что, в свою очередь, увеличивает возможности  общества расширить условия удовлетворения материальных потребностей нетрудоспособных.

При рассмотрении теоретических аспектов пенсионного  обеспечения важное место занимает вопрос о том, как распределяется пенсионное обеспечение. Здесь главенствуют два направления[18, с. 15].

Первое - это когда пенсионное обеспечение  распределяется на трудовой основе, а  размеры и условия пенсий полностью  являются производными от заработной платы будущего пенсионера.

Второе  направление - когда пенсионные обеспечения  строятся на потребности нетрудоспособных.

В этом проявляется двойственность характера  пенсионного обеспечения, которая  состоит в том, что наряду со свойствами продукта, распределяемого в соответствии с количеством и качеством  прошлого труда, оно обладает и свойствами продукта, распределяемого в соответствии с потребностями трудоспособных. Поэтому пенсионное обеспечение, базируясь на законе о труде, несет в себе характер распределения по затратам за прошлый труд.

Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования  возможных потерь и должна исходить из того, сколько мог бы получать работник, если бы он не потерял трудоспособности. И эту часть страховой возможности  должно платить не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).

Пенсии  для лиц, не имеющих трудового  стажа, являются той частью общественного  продукта, которая имеет характер обеспечения минимальных потребностей, и они должны расти по мере роста  экономических возможностей государства.

Исходя  из двойственного характера пенсионного  обеспечения, можно сделать вывод, что есть отличия пенсий от других выплат социального характера.

Во-первых, пенсии предусматриваются исключительно  для нетрудоспособных и устанавливаются  строго при наступлении условий, дающих право получать пенсию.

Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.

В-третьих, пенсии назначаются только в денежной форме, что подтверждает мнение о  том, что пенсия - это часть отложенной заработанной платы.

В-четвертых, пенсии выплачиваются для индивидуальных целей конкретному пенсионеру.

В-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и  носит постоянный характер. Она может  пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или  дополнительные сведения об участии  или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.

Подводя итоги данному разделу исследования, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение как  экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу производства и распределения в  денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий  населения общества. 
 
 
 
 

1.2 Сущность негосударственных  пенсионных фондов  и механизм их  функционирования

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических  реформ является пенсионная реформа. В  настоящее время пенсионная реформа  направлена на изменение распределительной  системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным  учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

Цель  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей  мере является страховой и учитывает  пенсионные права граждан в зависимости  от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть - в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе.

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

- повышение эффективности пенсионной системы.

На основании  принятых законов НПФ могут заниматься исключительно пенсионной деятельностью - сбор пенсионных взносов при дальнейшем распоряжении этими средствами и  выплата пенсий. Взносы, которые  поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются в различные  ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной  пенсии будет зависеть от суммы перечисляемых взносов и от НПФ услугами которого, воспользуется будущий пенсионер. Деятельность НПФ жестко регулируется государством, кроме того, у фондов существуют свои контролирующие органы, которые заботятся об интересах нынешних и будущих пенсионерах. НПФ запрещено совершать рискованные финансовые операции, каждый год проводится независимая аудиторская проверка их работы.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды