Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования - деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- определить понятие и виды пенсионных систем;
- охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;
- рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;
- проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы………….5
1.1 Понятие и виды пенсионных систем………………………………………...5
1.2Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования………………………………………………………………15
1.3 Правовые основы функционирования пенсионной системы России…….25
2. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………...27
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России…………………………………………………………………………….27
2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования…………………………………..29
2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы...................................................................41

Работа состоит из  1 файл

npf.docx

— 92.19 Кб (Скачать документ)
Дата Сумма пенсионных резервов,млн.руб. Сумма пенсионных накоплений в НПФ, млн. руб
31.12.2010 643 268 155 352
31.12.2009  564 373 77 168
31.12.2008  462 898 35 541
31.12.2007  472 889 26 757
31.12.2006  405 229 9 965

 

Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность  темпов развития системы НПФ в  предшествующем периоде. В таблице 1 приведены значения некоторых характеристик системы за 2006 - 2010гг. по данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходилось в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию. 
 

1.3 Правовые основы  функционирования  пенсионной системы  России

С 1 января 2002г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается  в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения. Право  на трудовую пенсию и размер пенсии зависят от уплаты страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации  за конкретного работника, который  является застрахованным лицом.

Принципы  пенсионного страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и  вступивших в законную силу Федеральных  законах.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в системе пенсионного  обеспечения Российской Федерации  были закреплены страховые принципы, которые гарантируют застрахованному  лицу при наступлении страхового случая выплату пенсионного обеспечения  в размере, зависящем от размера  уплаченных за него страхователем страховых  взносов [3].

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания  возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета  [4].

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» установил, что размер трудовой пенсии состоит  из трех частей [5]: базовой, страховой, накопительной.

При этом базовая часть финансируется  за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователем  за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную  часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» изменен порядок предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении. Выплату ежемесячных денежных выплат осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ. В целях поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, принято Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», оно принято в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

2. Анализ действующей  практики функционирования  негосударственных  пенсионных фондов

2.1 Анализ развития  негосударственного  пенсионного обеспечения  в России

Проходящая  в РФ пенсионная реформа послужила  стимулом для развития негосударственных  пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с  рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного  страхования НПФ реализуют программы  управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение  предполагает пенсионные программы  с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией.

Негосударственные пенсионные фонды стали в неотъемлемой составляющей пенсионной системы России, сегодня без их участия невозможно представить внедрение накопительных  принципов в формирование пенсий, дальнейшее развитие как добровольного, так и обязательного пенсионного  страхования.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации  в настоящее время, представлена 151 фондом, имеющим лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Сформирована  и успешно действует система  государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторскую проверку и актуарное оценивание фондов, а также отчетность пенсионных фондов перед Уполномоченным федеральным органом (ФСФР России).

Эффективно  функционирует инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя организации, которые специализируются на работе с пенсионными фондами, в том числе управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В пенсионной индустрии появляются организации, осуществляющие по договорам с НПФ ведение пенсионных счетов

Наряду  с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.

На постоянной основе в фондах работает свыше пяти тысяч специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 78 фондов, в Санкт-Петербурге - 18, в Свердловской области - 6, Самарской области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе - по 6.

С учетом филиальной сети негосударственные  пенсионные фонды действуют в 61 регионе России.

В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют филиалы  и представительства НПФ, хотя участники  фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации.  
 
 
 
 
 

2.2 Анализ роли негосударственных  пенсионных фондов  в реализации задач  государственного  пенсионного страхования

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в  пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Участниками НПФ  являются свыше 6,75 млн. человек, что  составляет 9,6% занятого в экономике  России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций  крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся  к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата  работает 47,7% занятых), негосударственное  пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень  охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам  малого предпринимательства, в среднем  по России составляет 18%.

Еще выше охват работников таких организаций  и предприятий на отдельных территориях  и в отраслях хозяйства. В Республике Татарстан, например, в негосударственном  пенсионном обеспечении участвует 50,7%. В таких отраслях как нефтяная и газовая промышленность, транспорт  и электроэнергетика негосударственным  пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих.

В 2010 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей - от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей - от физических лиц (17,2%). Фонды - члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).

Приведенные показатели свидетельствуют о росте  заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в  этом росте сыграло широкое распространение  пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2010 году она достигла 18,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц - в 14,3 раза.

Важнейшей задачей деятельности негосударственных  пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан - то есть обеспечение дохода, превышающего уровень  инфляции.

Несмотря  на возникавшие  неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.

Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2010 года - 13,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2010 году составил 8,8%. Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1358,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 31 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости).

Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным  пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний  коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.

Негосударственные пенсионные фонды участвуют в  обязательном пенсионном страховании  в качестве страховщиков с 1 января 2004 года.

По состоянию  на 31 марта 2010 года намерение осуществлять указанную деятельность высказали 126 фондов, из них 62 - члены НАПФ. В 2009 году договоры по ОПС заключали 101 фонд. Действующие договоры по ОПС имеют 106 фондов (79,1% имеющих право на эту деятельность), из них 55 - члены НАПФ (88,7%).

20 из 126 фондов, зарегистрировавших свое  намерение осуществлять деятельность  по ОПС в качестве страховщика,  не имеют ни одного договора  об ОПС, при этом 15 из них  получили право участвовать в  ОПС уже более 2 лет назад. 

В соответствии с новыми требованиями по лицензированию, внесенными в Федеральный закон  «О негосударственных пенсионных фондах»  Федеральным законом от 6.12.2007 г. № 334-ФЗ, отсутствие деятельности по одному из видов пенсионного страхования  в течение полутора лет является основанием для аннулирования лицензии. У отмеченных выше 15 фондов велика вероятность  аннулирования лицензии по этой причине.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды