Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования - деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- определить понятие и виды пенсионных систем;
- охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;
- рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;
- проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы………….5
1.1 Понятие и виды пенсионных систем………………………………………...5
1.2Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования………………………………………………………………15
1.3 Правовые основы функционирования пенсионной системы России…….25
2. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………...27
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России…………………………………………………………………………….27
2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования…………………………………..29
2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы...................................................................41
Вопросы
пенсионного обеспечения
Рынок
услуг по негосударственному пенсионному
обеспечению определяется наличием
спроса и предложения при
В соответствии
с Федеральным законом № 128-ФЗ
от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных
видов деятельности (статья 17 п.89,90,91),
так же Положения о лицензировании
деятельности негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению
и пенсионному страхованию, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации № 432 от 14.07.2006г. осуществление
деятельности негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению
и пенсионному страхованию
Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.
Устанавливая
принадлежность рассматриваемой услуги
к классификационной группе определили,
что услуги негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению,
согласно Общероссийского классификатора
видов экономической
По своему функциональному назначению и потребительским свойствам данные услуги не имеют заменителей и могут быть оказаны при наличии соответствующей инфраструктуры. Продуктовыми границами финансового рынка являются: услуги по негосударственному пенсионному обеспечению.
Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная частная управляющая компания привлекают накопительные части пенсии населения, но цели у этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.
В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40 - 50%. Остальные 50 - 60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов.
1 - | пенсия по обязательному страхованию (~ 50% от очищенной заработной платы -ЗП) | 1 - | базовая пенсия по обязательному страхованию (18% от зарплаты) | 1 - | обязательное пенсионное страхование и базовая пенсия (до 30% от средней зарплаты) |
2 - | дополнительное страхование /корпоративное/ (~ 20% от ЗП) | 2 - | государственная и профессиональные пенсии (25-20% от ЗП) | 2 - | дополнительное
корпоративное страхование |
3 - | личное страхование (2% от ЗП) | 3 - | личное страхование (5% от ЗП) | 3 - | накопительная часть пенсий будет выплачиваться после 2027 г. пенсионерам родившихся после 1967г. (2-3% от ЗП) |
4 - | совокупный размер пенсии (70% от ЗП) | 4 - | совокупный размер пенсии (60% от зарплаты) | 4 - | совокупная пенсия (32% от ЗП) |
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрирован 151 негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). Только 141 фонд имеет численность участников, превышающую 1000 чел. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов. Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн чел.
Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 670310 млн. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 97651 млн. руб., средства пенсионных резервов – 670,3 млрд руб., средства пенсионных накоплений – 340,4 млрд руб.
Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекращалось 1 июля 2009г. Для получения новой лицензии НПФ должны были соответствовать ряду новых формальных требований, в частности совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн руб.
Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.
Таким
образом, законодательство изначально
устанавливает чрезвычайно
В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.
Однако новации имеют и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекратилось в 2009г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс.чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию - 79,6 тыс.чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд руб., пенсионных накоплений - 1,5 млрд руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан.
Кроме
того, важно понимать, что значительная
часть этих фондов - местного значения
и прекращение их деятельности надолго
сделает затруднительным
Несоответствие
требований к НПФ и их управляющим
компаниям очевидно. Необходимо помнить,
что фонды не наделены правом самостоятельного
инвестирования средств пенсионных
накоплений и существенно ограничены
в праве самостоятельного размещения
средств пенсионных резервов. Таким
образом, процесс инвестирования пенсионных
ресурсов как таковой фактически
выведен из-под контроля НПФ, которые,
таким образом, ограничены в возможности
противодействия инвестиционным рискам
- наиболее существенному виду рисков,
присущих пенсионной сфере. В отношении
НПФ можно говорить лишь о риске
злоупотреблений при
Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли).
Неразрешимость
этой проблемы при создании новых
и усилении ресурсной базы действующих
фондов настолько очевидна и значима,
что в связи с ее существованием
в среде специалистов пенсионной
сферы возникло мнение о допустимости
коммерциализации деятельности НПФ, необходимости
изменения организационно-
Таблица 1. Размеры собственного имущества и имущества для ОУД негосударственных пенсионных фондов в период 2006 - 2010 гг.
Дата | Имущество для ОУД, млн. руб. | Собственное имущество НПФ, млн. руб. |
31.12.2010 | 101 037 | 908 071 |
31.12.2009 | 94 852 | 742 497 |
31.12.2008 | 78 348 | 579 429 |
31.12.2007 | 96 493 | 603 079 |
31.12.2006 | 91 387 | 514 785 |
Таблица 2. Суммарные размеры пенсионных резервов и накоплений НПФ с 2006 по 2010гг.