Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования - деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- определить понятие и виды пенсионных систем;
- охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;
- рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;
- проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы………….5
1.1 Понятие и виды пенсионных систем………………………………………...5
1.2Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования………………………………………………………………15
1.3 Правовые основы функционирования пенсионной системы России…….25
2. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………...27
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России…………………………………………………………………………….27
2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования…………………………………..29
2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы...................................................................41

Работа состоит из  1 файл

npf.docx

— 92.19 Кб (Скачать документ)

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее  время, подавляющее большинство  населения до сих пор не имеют  четкого представления о негосударственных  пенсионных фондах, не знают об их существовании  и тех услугах, которые они  предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному  обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении  негосударственного пенсионного обеспечения  в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров  и перечисления пенсионных взносов.

В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности (статья 17 п.89,90,91), так же Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 14.07.2006г. осуществление  деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию подлежит лицензированию, которое осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.

Под деятельностью  негосударственного пенсионного фонда  понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения  добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

Устанавливая  принадлежность рассматриваемой услуги к классификационной группе определили, что услуги негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) определены разделом J «Финансовая деятельность» и  классифицируется как«негосударственное пенсионное обеспечение» - код 66.02; «деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению» - код 66.02.1.

По своему функциональному назначению и потребительским  свойствам данные услуги не имеют  заменителей и могут быть оказаны  при наличии соответствующей  инфраструктуры. Продуктовыми границами  финансового рынка являются: услуги по негосударственному пенсионному  обеспечению.

Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная  частная управляющая компания привлекают накопительные части пенсии населения, но цели у этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.

В большинстве  развитых стран доля государственной  пенсии в совокупном пенсионном обеспечении  граждан составляет не более 40 - 50%. Остальные  50 - 60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов.

Рисунок 1. Место и роль систем обязательного  и добровольного пенсионного  страхования в доходах пенсионеров

1 - пенсия по обязательному  страхованию (~ 50% от очищенной заработной платы -ЗП) 1 - базовая пенсия по обязательному страхованию (18% от зарплаты) 1 - обязательное  пенсионное страхование и базовая  пенсия (до 30% от средней зарплаты)
2 - дополнительное  страхование /корпоративное/ (~ 20% от ЗП) 2 - государственная и профессиональные пенсии (25-20% от ЗП) 2 - дополнительное  корпоративное страхование охватывает только 10% работающих (6% от ЗП)
3 - личное страхование (2% от ЗП) 3 - личное страхование (5% от ЗП) 3 - накопительная часть пенсий будет выплачиваться  после 2027 г. пенсионерам родившихся после 1967г. (2-3% от ЗП)
4 - совокупный  размер пенсии (70% от ЗП) 4 - совокупный  размер пенсии (60% от зарплаты) 4 - совокупная  пенсия (32% от ЗП)

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрирован 151 негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). Только 141 фонд имеет численность участников, превышающую 1000 чел. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов. Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 670310 млн. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 97651 млн. руб., средства пенсионных резервов – 670,3 млрд руб., средства пенсионных накоплений – 340,4 млрд руб.

Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых  в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекращалось 1 июля 2009г. Для получения новой лицензии НПФ должны были соответствовать ряду новых формальных требований, в частности совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн руб.

Такие требования к финансовым показателям  фондов установлены в декабре 2007г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство  в лице органов законодательной  и исполнительной власти не может  оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий  уровень средств фонда для  обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых  пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» - «фонд отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом», в том числе  образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование  фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности, может рассматриваться  как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности  исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного  фонда берет на себя роль гаранта  его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в  случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально  предполагавшихся. Однако в нашей  стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако  новации имеют и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекратилось в 2009г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс.чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию - 79,6 тыс.чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд руб., пенсионных накоплений - 1,5 млрд руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан.

Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов - местного значения и прекращение их деятельности надолго  сделает затруднительным осуществление  негосударственного пенсионного обеспечения  в регионах, где крупные НПФ  начнут работать еще не скоро.

Несоответствие  требований к НПФ и их управляющим  компаниям очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким  образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности  противодействия инвестиционным рискам - наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении  НПФ можно говорить лишь о риске  злоупотреблений при перемещении  средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных злоупотреблений  вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными  ресурсами под контролем специализированного  депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера  присутствуют в деятельности управляющих  компаний и должны страховаться комплексом мер в отношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих  компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность  увеличения вкладов учредителей  в НПФ связана еще и с  тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и  без возможности их компенсирования  учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли).

Неразрешимость  этой проблемы при создании новых  и усилении ресурсной базы действующих  фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости  изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного  обеспечения и страхования и  т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей  фондов, и реализация этих идей могла  бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С  учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно  спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более  гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных  уровней этих требований к НПФ  различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы  в большей мере за счет повышения  надежности управляющих компаний и  т.д.

Таблица 1. Размеры собственного имущества и имущества для ОУД негосударственных пенсионных фондов в период 2006 - 2010 гг.

Дата Имущество для ОУД, млн. руб. Собственное имущество НПФ, млн. руб.
31.12.2010  101 037 908 071
31.12.2009  94 852 742 497
31.12.2008  78 348 579 429
31.12.2007  96 493 603 079
31.12.2006  91 387 514 785

Таблица 2. Суммарные размеры пенсионных резервов и накоплений НПФ с 2006 по 2010гг.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды