Неналоговые доходы Федерального Бдюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.
Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................5
1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................10
1.3 Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................12
2 АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................15
2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................15
2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................17
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................29
Приложения...........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

    В-четвертых, у неналоговых доходов  не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

    В-пятых, в отличие от налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

    Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

    Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

 

    1.3 Состав неналоговых доходов бюджета

 

    Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

    • по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

    • по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

    • по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

    • по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.  [9, С. 68-75]

    В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются неналоговые доходы.

    К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    • иные неналоговые доходы. [5]

    Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

    1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

    - средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    - средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    - средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    - средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

    - плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

    - часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

    - другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

    2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

    - средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

    - средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

    - доходы от реализации государственных запасов и резервов;

    - доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

    - иные доходы.

    3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

    5. Иные неналоговые доходы. [2, С. 15-19]

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

    Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

    В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года. [15]

    Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.

    При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

    1) оступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:

    2) санкции за нарушение порядка применения цен:

    3) административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.

[9, с.15]

    Согласно п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса  штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

    А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. [5]

    К числу последних могут быть отнесены, например:

    1) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;

    2) поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

    Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями.

    Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям, oднако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев. [8, с.19]

2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ

 

    2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета

 

    Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

    Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. [8,  c. 18]

    Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете  отражены в таблице 2.1.

    Таблица 2.1

    Доходы  консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.

 

    |Статьи дохода          |2008 год                               |2009 год                               |2010 год                               |

|                       |            |            |            |            |            |            |            |            |            |

|                       |КБРФ        |ФБ          |КБСРФ       |КБРФ        |ФБ          |КБСРФ       |КБРФ        |ФБ          |КБСРФ       |

|Итого доходов          |7847,5      |4979,7      |2867,8      |9791,7      |6170,4      |3621,3      |10741,2     |6965,3      |3775,9      |

|Налоговые доходы       |5171,5      | 3056       |2115,5      |6179,7      |3572,4      |2607,3      | 7059,8     |4243,7      |4243,7      |

|Неналоговые доходы     | 2092       |1840,5      | 251,5      |2893,5      |2573,9      | 319,6      | 3003       |2721,6      | 281,4      |

|Безвозмездные          |527,2       |  83,2      |  444       | 634,7      |  24,1      | 610,6      | 586,1      | 624,2      | 586,1      |

|перечисления           |            |            |            |            |            |            |            |            |            |

|Доходы от              | 56,8       |  83,2      | 56,8       |  84,5      |   0,8      |  83,7      |            |   0,5      |  83,7      |

|предпринимательской и  |            |            |            |            |            |            |            |            |            |

|иной приносящей доход  |            |            |            |            |            |            |            |            |            |

|деятельности           |            |            |            |            |            |            |84,2        |            |            |

 

    В таблице 2.2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.

    Таблица 2.2

     Структура доходов  консолидированного бюджета РФ, %

 

    |   Статьи дохода               |          2008 год                   |           2009 год                  |          2010 год                   |

|                               |            |          |            |            |          |            |            |          |            |

|                               |КБРФ        |ФБ        |КБСРФ       |КБРФ        |ФБ        |КБСРФ       |КБРФ        |ФБ        |КБСРФ       |

|Итого доходов                  |  100       | 100      |  100       |  100       | 100      |  100       |  100       | 100      |  100       |

|Налоговые доходы               |  65,9      |, 61,4    |  73,8      |  63,1      |57,9      |  72,0      |  65,7      |00,9      |  74,6      |

|Неналоговые доходы             |  26,7      | 37,0     |   8,8      |  29,3      |41,3      |   8,8      |  27,9      |99,0      |   7,5      |

|Безвозмездные перечисления     |   6,7      |  1,7     |  15,5      |   6,5      |  0,4     |  16,9      |   5,5      |  0,0     |  15,5      |

|Доход                          |   0,7      |  0,0     |   2,0      |   0,9      |  0,0     |   2,3      |   0,8      |  0,0     |   2,2      |

|от предприниматель-ской и иной,|            |          |            |            |          |            |            |          |            |

|принося-                       |            |          |            |            |          |            |            |          |            |

|щей доход, деятель-            |            |          |            |            |          |            |            |          |            |

|ности                          |            |          |            |            |          |            |            |          |            |

 

    Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2008 году, до 60,9% в 2010 году.

    Следует отметить рост  в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

    Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2008 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2010 году о утвержденному бюджету.

    Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2008 году, и 0,8% в 2010 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

Информация о работе Неналоговые доходы Федерального Бдюджет