Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.
Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................5
1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................10
1.3 Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................12
2 АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................15
2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................15
2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................17
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................29
Приложения...........................................................................................................
В-четвертых, у неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
В-пятых, в отличие от налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета
Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:
• по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;
• по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
• по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
• по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства. [9, С. 68-75]
В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются неналоговые доходы.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• иные неналоговые доходы. [5]
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:
- средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
- средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов;
- доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
- иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Иные неналоговые доходы. [2, С. 15-19]
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.
В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года. [15]
Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.
При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:
1) оступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:
2) санкции за нарушение порядка применения цен:
3) административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.
[9, с.15]
Согласно п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. [5]
К числу последних могут быть отнесены, например:
1) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;
2) поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.
Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями.
Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям, oднако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев. [8, с.19]
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета
Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. [8, c. 18]
Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.
|Статьи дохода |2008 год
| | | | | | | | | | |
| |КБРФ |ФБ |КБСРФ |КБРФ |ФБ |КБСРФ |КБРФ |ФБ |КБСРФ |
|Итого доходов |7847,5 |4979,7 |2867,8 |9791,7 |6170,4 |3621,3 |10741,2 |6965,3 |3775,9 |
|Налоговые доходы |5171,5 | 3056 |2115,5 |6179,7 |3572,4 |2607,3 | 7059,8 |4243,7 |4243,7 |
|Неналоговые доходы | 2092 |1840,5 | 251,5 |2893,5 |2573,9 | 319,6 | 3003 |2721,6 | 281,4 |
|Безвозмездные |527,2 | 83,2 | 444 | 634,7 | 24,1 | 610,6 | 586,1 | 624,2 | 586,1 |
|перечисления | | | | | | | | | |
|Доходы от | 56,8 | 83,2 | 56,8 | 84,5 | 0,8 | 83,7 | | 0,5 | 83,7 |
|предпринимательской и | | | | | | | | | |
|иной приносящей доход | | | | | | | | | |
|деятельности | | | | | | |84,2 | | |
В таблице 2.2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.
Таблица 2.2
Структура доходов консолидированного бюджета РФ, %
| Статьи дохода | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
|
|
|Итого доходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|Налоговые доходы | 65,9 |, 61,4 | 73,8 | 63,1 |57,9 | 72,0 | 65,7 |00,9 | 74,6 |
|Неналоговые доходы | 26,7 | 37,0 | 8,8 | 29,3 |41,3 | 8,8 | 27,9 |99,0 | 7,5 |
|Безвозмездные перечисления | 6,7 | 1,7 | 15,5 | 6,5 | 0,4 | 16,9 | 5,5 | 0,0 | 15,5 |
|Доход
|от предприниматель-ской и иной,| | | | | | | | | |
|принося-
|щей доход, деятель- | | | | | | | | | |
|ности
Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2008 году, до 60,9% в 2010 году.
Следует отметить рост в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.
Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2008 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2010 году о утвержденному бюджету.
Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2008 году, и 0,8% в 2010 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.