Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.
Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................5
1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................10
1.3 Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................12
2 АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................15
2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................15
2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................17
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................29
Приложения...........................................................................................................
Используя имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, могут быть получены разные виды доходов. Как показывает практика, наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду. [6, c.6]
В целях увеличения доходной части бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов.
Увеличению доходов от использования имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:
- проведение инвентаризации имущества, с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
- определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
- выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
- установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;
2. В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.
3. В целях увеличения поступлений неналоговых доходов бюджетов необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в бюджет путем:
- установления размеров платы за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной и возмездной основе;
- начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и рассрочкам платежей;
- установления ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности.
Также увеличение поступлений арендных платежей будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий - сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов региональной и муниципальной недвижимости; усиления контроля за состоянием и использованием государственного и муниципального недвижимого имущества, проведения проверок законности размещения и использования данной недвижимости силами контрольных органов; погашения задолженности по арендным платежам. С целью осуществления контроля над рациональным использованием государственного и муниципального имущества предусмотрен особый порядок расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, вовлеченным в арендный оборот, а также порядок зачисления указанных платежей в региональный бюджет. [20]
Заключение
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
Неналоговые доходы включают:
1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
5. Иные неналоговые доходы.
Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.
Наблюдается постепенный рост неналоговых доходов Федерального бюджета РФ.
Так увеличение в 2010 году составило 39,8%, что произошло за счет значительного роста доходов от штрафных санкций, а также иных неналоговых доходов. В 2011 году планируется прирост неналоговых доходов в размере 5%.
Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.
На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – порядка 4% от неналоговых доходов.
Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.
Серьёзным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.
Список использованной литературы
1. Александров И.М.; Бюджетная система Российской федерации. – СПб.: «Альфа», 2009. – 486 с.
2. Батяева А. Р.; Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. – М.: «Юрист», – 2009.
3. Борисов А.Н.; Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. – «Юстицинформ», 2010.
4. Бычков С.С.; Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. – М.: «Дело»,2009.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями на 30 сентября 2010 года)
6. Васина Е. С.; Арендная плата как вид неналоговых доходов государственного и муниципального бюджетов. – М.: «Норма»,2009.
7. Гришанова О.А.; Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов. – М.: «Литкон»,2010.
8. Гуляева И. В.; Администрирование неналоговых доходов. – М.: «Вершина», 2009.
9. Ермакова Е. А.; К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета – М.: «Познавательная книга плюс», 2009.
10. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В.; Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. – Минск.: «БГЭУ», 2009. – 149 с.
11. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с.
12. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2010. – 279 с.
13. Парыгина В.А.; Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 752 с.
14. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета. Журнал «Финансовое право», № 3, 2008 г
15. Рудый К.В.; Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: «Финансы». 2009. – 400 с.
16. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год»
17. Федеральный закон от 24 ноября.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год»
18. Федеральный закон от 24 июля.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год»
19. Яндиев М.; Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом. «Российская газета». – 11 мая 2009 г.
20. Яндиев М.. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса. «Российская газета». – 20 сентября 2009 г.