Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов.
Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................5
1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................10
1.3 Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................12
2 АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................15
2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................15
2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................17
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................29
Приложения...........................................................................................................
Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся в большей части на федеральный бюджет РФ.
В таблице 2.3 представим сравнительный анализ налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет.
Таблица 2.3
Доходы федерального бюджета, %
|
|Итого доходов
|Налоговые доходы
|Неналоговые доходы |37,0 |41,3 |39,0 | 105,4 |
Как видно из таблицы, в структуре доходов федерального бюджета на долю неналоговых доходов в 2008 г. приходилось 37 %, тогда как налоговых доходов в размере 61,4%, однако в 2009 г. неналоговые доходы планировались в размере 41,3% общей суммы доходов, в то время как налоговые – 57,9%., и на 2010 год неналоговые доходы составили больший объем в доходах – 60,9%, то есть в целом произошел рост удельного веса неналоговых доходов на 5,4%.
Теперь в таблице 2.4 представим статьи неналоговых доходов, за счет которых формируется федеральный бюджет РФ.
Таблица 2.4
Неналоговые доходы федерального бюджета, млрд.руб.
|Статьи дохода
|
|
|Неналоговые доходы
|
|Доходы от использования имущества, | | | | | | | |
|находящегося в гос. и муниц. собств-ти | | | | | | | |
|
|Доходы от продажи нематериальных активов | | | | | | | |
|
|Административные платежи и сборы | | | | | | | |
|
|Штрафные санкции, возмещение ущерба | | | | | | | |
|
|Доходы от внешнеэкономической деятельности | | | | | | | |
|
|
|Доходы от оказания плат. услуг и компенс. | | | | | | | |
|затрат
|
|Платежи за пользование природ. ресурсами | | | | | | | |
|
|
|Прочие неналоговые доходы | | | | | | | |
|
Так в 2009 году данные доходы выросли на 39,9%, в то время как в 2010 году на 6,7%.
И также следует отметить их постепенный рост.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности увеличиваются на 39% в 2008 году, по отношению к 2008 году сокращаются в 2010 году на 12%, а в целом за 2008-2010 год растут на 25%.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличиваются за 2008-2010 годы на 120%, то есть в 2.2 раза.
Административный платежи и сборы сокращаются с 8,3 млрд.рублей в 2008 году до 3,7 млрд.рублей в 2010 году.
Рост штрафных санкций планировался в размере 23,5%.
Доходы от оказания платных услуг также растут на исследуемом периоде, и в целом рост составляет 85%.
Незначительный прирост составляют платежи за пользование природными ресурсами в целом за 2008-2010 годы на 3%, тогда как в 2010 году по сравнению с 2009 годом данный вид неналоговых доходов падает.
Также происходит сокращение прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
Для более четкой картины формирования доходной части за счет неналоговых доходов федерального бюджета необходимо проанализировать их структуру.
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета имеет следующий вид:
Таблица 2.5
Структура неналоговых доходов федерального бюджета в 2008 – 2010 гг.
|Статьи дохода
|
|
|Неналоговые доходы
|
|Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц.| | | | | | |
|собств-ти
|Доходы от продажи нематериальных активов | | | | | | |
|
|Административные платежи и сборы
|
|Штрафные санкции, возмещение ущерба
|
|Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
|Доходы от оказания плат. услуг и компенс. затрат | | | | | | |
|
|Платежи за пользование природ. ресурсами
|
|Прочие неналоговые доходы
|
Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности – 89,35% в 2008 году, и 90,2% в 2010 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов.
На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – порядка 4% от неналоговых доходов.
Далее доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат – на 2008 год составили 3,5%, в то время как в 2010 году удельный вес вырос до уровня в 4,36%.
Порядка 2% составляют платежи за пользование природными ресурсами.
Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.
Проект федерального бюджета на 2008 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2008–2010 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2010 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.
3. Пути совершенствования неналоговых доходов
Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.
Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования средств от оказания платных услуг приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений. [14, С. 25 - 28]
На мой взгляд, доходы, полученные от оказания платных услуг, должны в обязательном порядке реинвестироваться на улучшение материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Следовательно, в сметах, составляемых по каждому виду такой деятельности, целесообразно показывать в составе расходов суммы, предусмотренные бюджетными статьями.
Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам.
Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов. [7, С. 4 - 6]
Политика государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ. [19, c. 13]