Неналоговые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
- анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
- пути совершенствования неналоговых доходов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 7
1.1 Понятие неналоговых доходов и их роль в формировании доходов
бюджета 7
1.2 Классификация неналоговых доходов 10
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 12
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета 12
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета 14
2.2.1 Анализ структуры доходов от внешнеэкономической деятельности 16
2.2.1 Анализ структуры доходов от использования имущества 19
3 ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 30

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 136.23 Кб (Скачать документ)

      Прочие  поступления занимают незначительную долю в совокупности доходов от внешнеэкономической  деятельности – около 2%. 
 
 

2.2.2 Структура доходов от использования имущества 

      Второе  место в общей совокупности неналоговых  доходов федерального бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

      Рассмотрим  их состав и структуру за 2010-2011 гг. (приложение Б).

      Представим  долю каждого вида поступления в  общей совокупности доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в таблице 6. 

Таблица 6 – Структура доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности
    В %
Источник  дохода 2010 год 2011 год
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, всего 100,0 100
В том числе:    
Доходы  в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим российской федерации 11,2 30,9
Доходы  от размещения средств федерального бюджета, всего 31,9 32,3
в том числе:    
доходы  по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств резервного фонда и фонда национального благосостояния 3,2 14,8
доходы  от управления средствами резервного фонда 40,5 17,2
доходы  от управления средствами фонда национального благосостояния 56,3 68,0
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета 1,3 2,3
Проценты  по государственным кредитам 4,9 3,4
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а  также средства от продажи права  на заключение договоров аренды за земли, находящиеся  в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений) 1,3 1,3
Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений 0,6 0,8
Доходы  от перечисления части прибыли центрального банка российской федерации 46,7 23,7
Доходы  от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий 1,6 4,5
Продолжение таблицы 6 В %
Источник  дохода 2010 год 2011 год
Прочие  доходы от использования имущества  и прав, находящихся в государственной  и муниципальной собственности 0,5 0,7
Сбор  за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам российской федерации 0,1 0,1
 

       Представим табличные данные на рисунке 4

 

Рисунок 4 – структура поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 

      Как видно из рисунка, наибольшие доли составляют такие поступления как: доходы от участия государства в уставном капитале предприятий, доходы от размещения средств федерального бюджета и доходы от перечисления части прибыли Центрального Банка РФ. Рассмотрим каждый источник отдельно.

      Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год  прогнозируется в сумме 78 161,0 млн. рублей, что на 33 175,0 млн. рублей или в 1,7 раза больше уточненной оценки 2010 года. Расчет указанных поступлений произведен на основе данных о финансовых результатах работы организаций в 2009 году и роста прибыли организаций в 2010 году на 10,6% (увеличение прибыли в плановом периоде до 11,9%), а также с учетом решений Правительства Российской Федерации о направлении на выплату дивидендов по акциям, находящихся в федеральной собственности, не менее 25% чистой прибыли большинством акционерных обществ.[8]

      Поступление доходов от размещения средств федерального бюджета в 2011 году снижаются по сравнению с уточненной оценкой за 2010 год на 46 832,5 млн. рублей или на 36,5%, что обусловлено уменьшением поступлений процентов за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (на 54 701,8 млн. рублей) в связи со значительным снижением объема Резервного фонда на начало 2010 года  (1 830 506,6 млн. рублей) по сравнению с объемом на начало 2009 года (4 027 636,5 млн. рублей). [8]

      Поступление доходов от перечисления части прибыли  Центрального банка Российской Федерации  в федеральный бюджет на 2011 год  прогнозируется в сумме 60 000,0 млн. рублей, что на 128 444,4 млн. рублей или в 3,2 раза меньше суммы, перечисленной в 2010 году. [8] 

      Снижение  указанных поступлений обусловлено, в основном, уменьшением прогнозируемых доходов Банка России от операций по предоставлению ликвидности банкам, в том числе в виде субординированных кредитов, предоставленных Сбербанку России в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», в связи с досрочным погашением части указанных кредитов и планируемым изменением условий их предоставления при одновременном росте прогнозируемых расходов, связанных с абсорбированием свободной ликвидности кредитных организаций, в том числе с использованием облигаций Банка России. [9] 
 
 
 
 
 
 
 

3 ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 

    Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования федерального имущества. Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной собственности сокращается в результате приватизации.

    В настоящее время, в целом, следует говорить о низкой эффективности управления государственной собственностью, что является одним из факторов, ограничивающих рост неналоговых доходов федерального бюджета.

    Вместе  с тем существуют определенные резервы  для повышения неналоговых доходов, формирующихся за счет использования государственной собственности. Прежде всего, такое увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

    Несмотря на то, что общий объем дивидендов по акциям, принадлежащим государству, за последние годы растет, их доля в структуре неналоговых доходов все еще остается незначительной. В 2010 году они составили всего 44,9 млрд. руб. В соответствии с прогнозом Росимущества доходы федерального бюджета от дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, должны составить в 2011 году 78,7 млрд. руб., а в 2012 году - 83,7 млрд. руб. [10]

    Незначительная  доля дивидендов объясняется тем, что  не все акционерные общества, где есть доля государства, перечисляют дивиденды в бюджет. Так, в 2010 г. в доход федерального бюджета перечисляли дивиденды по акциям только 20% акционерных обществ.

      Эти могли быть больше, если бы в России удалось организовать должным образом деятельность института государственных представителей. В настоящее время в акционерных обществах с государственным капиталом государственные служащие занимаются тем, что представляют интересы государства в акционерных компаниях. Поэтому вполне закономерно, что деятельность государственных представителей по управлению государственной собственностью является сегодня неэффективной. Их низкая эффективность обусловлена еще целым рядом причин.

    Для повышения эффективности управления государственной собственностью можно  также шире привлекать специалистов из коммерческих структур или управляющие компании, с которыми органы исполнительной власти могли бы заключать соответствующие договоры.

    Одним из важных направлений увеличения неналоговых  доходов федерального бюджета могло бы стать повышение эффективности деятельности государственных предприятий, а значит увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет.

    Повышение эффективности управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:

  • ужесточение требований к руководителям госпредприятий;
  • повышение роли общих собраний коллектива или советов государственных предприятий;
  • оптимизацию состава и структуры государственного сектора экономики;
  • более широкое использование новых организационных структур, действующих под контролем государства (холдинги, финансово-промышленные группы).

   Неналоговые доходы федерального бюджета могут  быть также увеличены за счет более  продуманной политики в области  доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.

   В 2010 году доходы федерального бюджета от сдачи в аренду федерального имущества составили 2,4 млрд. руб. По прогнозу Росимущества в 2011 году эти доходы несколько уменьшатся и составят 2,1 млрд. руб. В 2012 г. они будут составлять  2,0 млрд. руб. [10]

   Увеличение  доходов от сдачи в аренду недвижимого  имущества, находящегося в федеральной  собственности, может быть увеличено за счет:

  • повышения стоимости аренды.
  • повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства.
  • сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в федеральный бюджет.

    В процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования федерального имущества  Российская Федерация может проявлять себя как специфический участник гражданского оборота, обладающий собственностью. Считается, что только благодаря увеличению неналоговых доходов федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной  недвижимости. [5]

 

 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Таким образом, неналоговые  поступления являются неотъемлемой  частью доходов федерального бюджета.  На сегодняшний день наибольший удельный вес занимают налоговые доходы, но доля неналоговых поступлений так же важна. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.

     Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Да, мы видим, что неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.

     По  данным 2009-2011 годов можно сказать, что из неналоговых платежей значительно пополняют государственную казну поступления от внешнеэкономической деятельности, а так же от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Проанализировав их структуру можно сделать вывод, что существует потенциал увеличения поступлений.

     Серьезным резервом пополнения доходной базы федерального бюджета РФ является рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Это возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных  предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы. Такие меры возможны при внесении серьезных изменений и поправок  в законодательстве, совершенствовании работы контрольных органов и ужесточении мер по нарушениям в данной сфере.

      Таким образом, рост неналоговых доходов  способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит  решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета