Обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности коммерческого банка» (на примере АО «Цеснабанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:01, дипломная работа

Описание

Главная цель данной дипломной работы – выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать свои рекомендации по повышению финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности банка.
Определив цели исследования, сформируем основные задачи исследования:
В первой главе мы рассмотрим теоретические основы финансовой устойчивости, сущность и понятие финансовой устойчивости банка, факторы и методы обеспечения финансовой устойчивости, абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости.
Во второй главе произведём необходимые расчёты; анализ финансовой устойчивости и ликвидности, анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Цеснабанк», анализ ликвидности банка, расчет пруденциальных нормативов АО «Цеснабанк».

Работа состоит из  1 файл

НАДО.docx

— 329.20 Кб (Скачать документ)

 

Доходы, полученные от выданных кредитов, при планируемом распределении  числа клиентов составят 45 315 880 тенге.

Текущие банковские расходы, связанные с непосредственным осуществлением кредитных операций в течение  года, представлены в таблице 17.

 

Таблица 17. Текущие затраты на проведение операций по автокредитованию

Затраты

Сумма, тыс. тенге.

Расходные материалы на оформление кредита  и ведение документации (бумага, чернила и т.п.)

360

Амортизация оборудования (компьютеров, принтеров  и т.д.)

402,6

Передача  информации (телефон и другие аналогичные  расходы)

96

Доля  заработной платы сотрудников, приходящаяся на ведение операции автокредитования

880

Итого

1 738,6

 

Единовременные расходы  по организации и реализации услуги включают следующее:

– обучение персонала;

– внедрение компьютерной программы и обучение работы с ней;

– реклама в период введения услуги (первые два месяца).

Однако автокредитование не является для банка новой услугой, поэтому единовременные расходы  будут включать лишь расходы на рекламу (таблица 18).

 

Таблица 18. Затраты на рекламу

Вид рекламы

Цена  за 1 выпуск, тенге.

Реклама за 2 месяца, шт.

Итого, тенге.

В газете «Костанайские новости»

3016

8

24128

На  радио «КН»

2610

70

182700

Графический баннер

150000

10

1 500 000

Итого, тенге.

1 706 828

 

Таким образом, единовременные затраты составят 1 706 828 тенге.

Затраты на реализацию услуги автокредитования представлены в таблице  19.

 

Таблица 19. Затраты на реализацию проекта «Автокредитование» в первый год

Показатель

Сумма, тенге.

Единовременные затраты

1 706 828

Текущие затраты

1 738 600

Затраты на реализацию проекта

3 445 428

 

 

В итоге чистая прибыль  от увеличения объемов автокредитования составит (таблица 20):

 

Таблица 20. Чистая прибыль от увеличения объемов автокредитования

Показатель

Значение

Доходы, тенге.

45 315 880

Расходы, тенге.

3 445 428

Налог на прибыль, %

20

Чистая прибыль, тенге.

33 496 361,6

 

Далее рассчитаем доход, получаемый от эмиссии ценных бумаг (таблица  21):

 

Таблица 21. Доход от эмиссии ценных бумаг

Показатель

Значение

Количество акций, шт.

2 000

Номинальная цена акции, тенге.

1 000

Средняя цена продажи акции сторонним  инвесторам, тенге.

1 250

Эмиссионный доход, тенге.

2 500 000

 

Расчеты показали, что в  результате предложенных мероприятий  произойдет увеличение собственных  средств банка за счет эмиссионного дохода от выпуска акций и увеличения резервного фонда банка, повысится  объем работающих активов и их доходность на 3,85%, снизятся расходы банка. В целом это положительно повлияет на финансовое состояние банка и отразится на его главной характеристике – финансовой устойчивости банка.

Таким образом, предложенные мероприятия по улучшению финансового  состояния банка и его финансовой устойчивости являются обоснованными, целесообразными, экономически выгодными  и реальными для внедрения.

 

3.2 Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка

 

В качестве итогов всего вышеизложенного  в данной дипломной работе я хочу представить рекомендации, способствующие повышению ликвидности и платежеспособности банка, который оказался на пределе  своей ликвидности, а это возможно из-за ошибок в его политике, недооценки рынка, недостатков в аналитической  работе и других причин, и который  вынужден прибегать к срочным  мерам.

Во-первых, банку с неустойчивым положением можно посоветовать улучшить организационную структуру банка, то есть уделить внимание развитию менеджмента, в частности, создать, например, службу внутреннего аудита, что позволило бы снизить злоупотребления  внутри банка.

Во-вторых, банку необходимо оценивать  ликвидность баланса путем расчета  коэффициентов ликвидности. В процессе анализа баланса на ликвидность  могут быть выявлены отклонения в  сторону как снижения минимально допустимых значений, так и их существенного  превышения. В первом случае коммерческим банкам нужно в месячный срок привести показатели ликвидности в соответствие с нормативными значениями. Это возможно за счет сокращения прежде всего межбанковских  кредитов, кредиторской задолженности  и других видов привлеченных ресурсов, а также за счет увеличения собственных  средств банка. Однако следует иметь  в виду, что привлечение дополнительного  капитала в форме выпуска новых  акций вызовет сокращение дивидендов и неодобрение пайщиков.

С другой стороны, для коммерческого  банка, как и любого другого предприятия, общей основой ликвидности выступает  обеспечение прибыльности производственной деятельности (выполняемых операций). Таким образом, если фактическое  значение основного нормативного коэффициента ликвидности оказывается намного  больше, чем установленное минимально допустимое. то деятельность такого банка  будет отрицательно оцениваться его пайщиками, с точки зрения неиспользованных возможностей, для получения прибыли. В этой связи следует заметить, что анализ ликвидности баланса должен проводиться одновременно с анализом доходности банка. Опыт работы коммерческих банков показывает, что банки получают больше прибыли, когда функционируют на грани минимально допустимых значений нормативов ликвидности, т.е. полностью используют предоставляемые им права по привлечению денежных средств в качестве кредитных ресурсов.

В то же время особенности его  работы как учреждения, основывающего  свою деятельность на использовании  средств клиентов, диктует необходимость  применения показателей ликвидности. Максимальная ликвидность достигается  при максимизации остатков в кассах и на корреспондентских счетах по отношению к другим активам. Но именно в этом случае прибыль банка минимальна. Максимизация прибыли требует не хранения средств, а их использования  для выдачи ссуд и осуществления  инвестиций. Поскольку для этого  необходимо свести кассовую наличность и остатки на корреспондентских  счетах к минимуму, то максимизация прибыли ставит под угрозу бесперебойность  выполнения банком своих обязательств перед клиентами.

Следовательно, существо банковского  управления ликвидностью состоит в  гибком сочетании противоположных  требований ликвидности и прибыльности. Целевая функция управления ликвидностью коммерческим банком заключается в  максимизации прибыли при обязательном соблюдении устанавливаемых и определяемых самим банком экономических нормативов.

В-третьих, банк должен определять потребность  в ликвидных средствах хотя бы на краткосрочную перспективу. Как  уже отмечалось, прогнозирование  этой потребности может осуществляться двумя методами. Один из них предполагает анализ потребностей в кредите и  ожидаемого уровня вкладов каждого  из ведущих клиентов, а другой – прогнозирование объема ссуд и вкладов. Оба рассмотренных метода имеют недостаток: они опираются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Это может быть достаточным для оценки ликвидности банковской системы в целом, но оно не подскажет руководству отдельного банка, какова должна быть его кассовая наличность на следующей неделе, чтобы покрыть изъятие вкладов и заявки на кредит. Только анализ счетов отдельных клиентов банка позволят ему определить потребности в наличных деньгах на данный момент.

В решении этой задачи поможет также  предварительное изучение хозяйственных  и финансовых условий на местном  рынке, специфики клиентуры, возможностей выхода на новые рынки, а также  перспективы развития банковских услуг, в том числе, открытие новых видов  счетов, проведение операций по трасту, лизингу, факторингу и т.д. Причем, кроме местных факторов, необходимо учитывать также и общенациональные. Например, изменения в денежно-кредитной политике, в законодательстве и т.д.

Изучение всего этого, а также  прогнозирование поможет банку  более точно определить необходимую  долю ликвидных средств в активе банка. При этом банк должен опираться  на свой опыт.

Исходя из спрогнозированной величины необходимых ликвидных средств  банку нужно сформировать ликвидный  резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых  может быть вызвано изменением состояния  денежного рынка, финансового положения  клиента или банка партнера.

В-четвертых, поддержание ликвидности  на требуемом уровне осуществляется при помощи проведения определенной политики банка в области пассивных  и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного  рынка и особенностей выполняемых  операций. То есть банк должен разработать  грамотную политику управления активными  и пассивными операциями.

При этом в управлении активами банку  следует обратить внимание на следующие  моменты:

  1. Управление наличностью должно быть более эффективным, то есть необходимо планировать притоки и оттоки наличности и разработать графики платежей.
  2. Сроки, на которые банк размещает средства, должны соответствовать срокам привлеченных ресурсов. Не допустимо превышение денежных средств на счетах актива над денежными средствами на счетах пассива.
  3. Акцентировать внимание на повышении рентабельности работы в целом и на доходности отдельных операций в частности. Так в управлении кредитным портфелем необходимо:
    • контролировать размещение кредитных вложений по степени их риска, форм обеспечения возврата ссуд, уровню доходности. Кредитные вложения банка можно классифицировать с учетом ряда критериев (уровень кредитоспособности клиента, форма обеспечения возврата кредита, возможность страхования ссуд, оценка надежности кредита экономистом банка я др.) Доля каждой группы кредитов в общей сумме кредитных вложений коммерческого банка и ее изменение служат основой для прогнозирования уровня коэффициента ликвидности, показывают возможности продолжения прежней кредитной политики банка или необходимость ее изменения. Группировка ссуд по отдельным заемщикам, осуществляемая при помощи ЭВМ, позволяет ежедневно контролировать уровень коэффициентов ликвидности и анализировать возможности дальнейшей выдачи крупных кредитов самостоятельно банком или путем участия в банковских консорциумах;
    • анализирование размещения кредитов по срокам их погашения, осуществляемое путем группировки остатков задолженности по ссудным счетам с учетом срочных обязательств или оборачиваемости кредитов на шесть групп (до 1 мес.; от 1 домес.; от 3 домес.; от б до 12 мес.; от 1 до 3 лет: свыше 3 лет), которое служит основой для прогнозирования уровня текущей ликвидности баланса банка, раскрытия «узких» мест в его кредитной политике;
    • анализировать размещение кредитов по срокам на основе базы данных. В частности, разработан метод анализа предстоящего погашения и предстоящей выдачи кредитов в ближайшие 30 дней по отдельным клиентам и видам ссуд (на основе кредитных договоров и оборачиваемости кредитов), который позволяет контролировать высвобождение ресурсов или возникновение потребности в них. Такой анализ можно делать ежедневно, а также с учетом данных кредитных договоров, находящихся на стадии проработки. Результаты анализа могут использоваться коммерческими банками для оперативного решения вопросов по покупке или продаже ресурсов. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые процессы, выявляет те тенденции, которые при прочих неизменных обстоятельствах могут вызывать падение уровня ликвидности и платежеспособности коммерческого банка, дает возможность предупредить эти последствия путем внесения коррективов в политику банка.
    • тщательнее изучать кредитоспособность заемщиков;
    • ограничить размер кредита, предоставляемого одному заемщику частью собственных средств;
    • выдавать кредиты возможно большему числу клиентов при сохранении общего объема кредитования;
    • повысить возвратность кредитов, в том числе за счет более надежного обеспечения;
    • принять меры по взысканию просроченной ссудной задолженности и начисленных процентов за пользование кредитами;
  4. Применять методы анализа группы расчетных счетов клиентов и интенсивности платежного оборота по корреспондентскому счету банка. Результаты такого анализа служат основой для аргументированной перегруппировки активов баланса банка.
  5. Изменить структуру активов, т.е. увеличить долю ликвидных активов за счет достаточного погашения кредитов, расчистки баланса путем выделения на самостоятельный баланс отдельных видов деятельности, увеличение собственных средств, получение займов у других банков и т.п.
  6. Работать над снижением риска операций. При этом необходимо помнить, что срочные меры, предпринимаемые кредитными институтами для поддержания своей ликвидности и платежеспособности, как правило, связаны с ростом расходов банка и сокращением их прибыли. Управление рисками несбалансированности баланса и неплатежеспособности банка снижает возможные убытки банков, создает прочную основу для их деятельности в будущем. Система управления рисками несбалансированности баланса и неплатежеспособности банка ориентируется на требования Национального банка страны о соблюдении коммерческими банками установленных норм ликвидности и платежеспособности. Для распознавания рисков несбалансированности ликвидности баланса и неплатежеспособности коммерческого банка требуется создание специальной системы ежедневного контроля за уровнем приведенных выше показателей ликвидности, анализа факторов, влияющих на их изменение. Для этого целесообразно создание базы данных, позволяющей оперативно получать всю необходимую информацию для выполнения аналитической работы, на основе которой будет формироваться политика банка. В качестве источников для формирования базы данных нами рассматриваются заключенные и прорабатываемые кредитные и депозитные договора, договора о займах у других банков, сведения о потребности в кредите под товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, ежедневная сводка оборотов остатков по балансовым счетам, ежедневная ведомость остатков по лицевым счетам, сведения по внебалансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов и т.п.

Информация о работе Обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности коммерческого банка» (на примере АО «Цеснабанк»)