Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, лекция
Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Роль финансового анализа в принятии управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Методы и приемы финансового анализа.
Информационное обеспечение финансового анализа.
ЛЕКЦИЯ 1.
Тема: Общие понятия, содержание и роль финансового анализа.
Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Роль финансового анализа в принятии управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Методы и приемы финансового анализа.
Информационное
обеспечение финансового
Многие
небольшие компании считают, что
анализ финансово-хозяйственной
В специальной литературе анализ финансово-хозяйственной деятельности принято подразделять на финансовый и управленческий. Под первым понимают анализ данных финансового учета, финансовой отчетности, составленной в соответствии со стандартами учета и законодательством. Это классический расчет финансовых коэффициентов, который в российской практике обычно требуется предприятиям только при взаимоотношениях с кредитными учреждениями. Применение его в хозяйственной деятельности достаточно ограничено в связи с такими причинами, как, например двойная бухгалтерия и размывание бизнеса по нескольким юридическим лицам.
А управленческий анализ как часть управленческого учета имеет важное практическое значение, так как служит инструментом выработки управленческих решений собственниками и руководителями фирмы. В отличие от финансового управленческий учет ничем не регламентируется, а потому максимально отражает внутрихозяйственные связи на предприятии. Результаты управленческого анализа недоступны внешним пользователям, так как являются конфиденциальной информацией.
Финансовый анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:
Финансовый анализ может проводиться для сравнения собственной компании с другой (бенчмаркинг). Для проведения разовых оценок финансового состояния предприятия имеет смысл привлекать профессиональных оценщиков и аудиторов. Это позволит повысить надежность оценки в глазах третьих лиц.
В оперативной деятельности финансовый анализ используется для:
Финансовый анализ позволяет не только оценить финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы. Одна из проблем в работе аналитиков - "технический", без осмысления, подход к решению задач инвестиционного и финансового анализа; смешение задач бухгалтерского учета, инвестиционного анализа, управленческого анализа. "Технический" подход рождает "штампы", которые становятся причиной некорректных выводов рекомендаций.
Взаимосвязанные части финансового анализа. Финансовый анализ состоит из трех взаимосвязанных частей:
Определение финансового анализа. Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющего целью:
Основная цель, основная задача, предмет, объект, субъекты и информационная база финансового анализа. Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования предприятия.
Основная задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.
Объектом финансового анализа является финансовая деятельность предприятия
Субъектами выступают органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий
Информационная база – годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность предприятия.
Финансовый анализ делится на внешний и внутренний. Финансовый анализ имеет больше характер внешнего в силу ряда особенностей:
– большого числа пользователей информации о предприятии;
– разнообразие их целей и интересов, наличие типовых методик и стандартов;
– ориентация анализа на публичную внешнюю отчетность;
– максимальная открытость финансового анализа для пользователей;
– из этих особенностей вытекают основные задачи финансового анализа;
– анализ показателей прибыли и рентабельности;
– анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности;
– анализ эффективности использования заемного капитала;
–
экономическая диагностика
Внутренний финансовый анализ использует более обширную информацию,
т. к. ориентирован на внутренних пользователей. Основная задача внутреннего финансового анализа – выяснить факторы оптимизации управления (анализ эффективности использования авансированного капитала, анализ взаимосвязи себестоимости, прибыли и объема выпуска и реализации продукции и т. д.).
Главная
задача как внешнего, так и внутреннего
финансового анализа –
Чем жестче операционный цикл компании (промежуток времени между приобретением ресурсов, используемых в процессе производства, и обращением готовой продукции в денежные средства.), тем больше внимания должно уделяться финансовому анализу, так как он является одним из основных средств ежедневного управления и контроля платежеспособности бизнеса. К таким компаниям относятся, например, банки, страховые и торговые компании с высокой оборачиваемостью товара. Большинству же производственных и торговых компаний достаточно отслеживать финансовые коэффициенты время от времени, как правило, раз в месяц или даже раз в квартал в зависимости от периодичности подготовки отчетности.
Выбор анализируемых показателей. Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.
В большинстве случаев, финансовый анализ превращается в статистический и представляет собой расчет бесконечного числа показателей с умными названиями. Разговоры о финансовом анализе сводятся, как правило, к нюансам расчетов того или иного коэффициента. Возможно, именно поэтому финансовый анализ представляется управленцам таким скучным.
Без
понимания основных закономерностей
в экономике предприятия
Распространенный штамп финансового анализа - поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле.
Все финансовые неприятности предприятий одинаковы. Можно обнаружить три основные проблемы в финансовом состоянии
1.
Дефицит денежных средств.
2.
Недостаточное удовлетворение
Информация о работе Общие понятия, содержание и роль финансового анализа