Общие понятия, содержание и роль финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, лекция

Описание

Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Роль финансового анализа в принятии управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Методы и приемы финансового анализа.
Информационное обеспечение финансового анализа.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 1=ФА.docx

— 37.20 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ 1.

Тема: Общие понятия, содержание и роль финансового анализа.

    Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового  анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.

    Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.

    Роль  финансового анализа в принятии управленческих решений.

    Взаимосвязь финансового и управленческого  анализа.

    Методы  и приемы финансового анализа.

    Информационное  обеспечение финансового анализа. 
     

     Многие  небольшие компании считают, что  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это голая теория, которая не имеет отношения к  реальному бизнесу. Между тем, если фирма хочет развиваться, она  должна иметь не только стратегические планы развития, но и уметь анализировать  свою текущую деятельность, выявляя  в ней слабые места.

     В специальной литературе анализ финансово-хозяйственной  деятельности принято подразделять на финансовый и управленческий. Под первым понимают анализ данных финансового учета, финансовой отчетности, составленной в соответствии со стандартами учета и законодательством. Это классический расчет финансовых коэффициентов, который в российской практике обычно требуется предприятиям только при взаимоотношениях с кредитными учреждениями. Применение его в хозяйственной деятельности достаточно ограничено в связи с такими причинами, как, например двойная бухгалтерия и размывание бизнеса по нескольким юридическим лицам.

     А управленческий анализ как часть  управленческого учета имеет  важное практическое значение, так  как служит инструментом выработки  управленческих решений собственниками и руководителями фирмы. В отличие  от финансового управленческий учет ничем не регламентируется, а потому максимально отражает внутрихозяйственные связи на предприятии. Результаты управленческого анализа недоступны внешним пользователям, так как являются конфиденциальной информацией.

     Финансовый  анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка  при осуществлении различных  сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:

  • реструктуризации. В процессе выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы необходимо оценивать такие показатели их текущей деятельности, как размеры дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность, оборачиваемость материальных запасов, производительность труда и т. д. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе компании;
  • оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет на значить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;
  • получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;
  • выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности. Например, по российскому законодательству в проспекте эмиссии ценных бумаг компании необходимо указывать степень покрытия платежей по обслуживанию долгов, уровень просроченной задолженности, оборачиваемость чистых активов, долю налога на прибыль в прибыли до налогообложения и т. д.

     Финансовый  анализ может проводиться для сравнения собственной компании с другой (бенчмаркинг). Для проведения разовых оценок финансового состояния предприятия имеет смысл привлекать профессиональных оценщиков и аудиторов. Это позволит повысить надежность оценки в глазах третьих лиц.

     В оперативной деятельности финансовый анализ используется для:

  • оценки финансового состояния компании;
  • установления ограничений при формировании планов и бюджетов. Например, можно ограничить ликвидность компании (указать, что она должна быть не ниже определенного уровня), оборачиваемость запасов, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлечения капитала и т. д. Во многих компаниях существует практика установления лимитов для филиалов и дочерних предприятий на основе таких показателей, как рентабельность, себестоимость продукции, отдача на инвестиции и т. д.;
  • оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.

     Финансовый  анализ позволяет не только оценить  финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы. Одна из проблем в работе аналитиков - "технический", без осмысления, подход к решению задач инвестиционного и финансового анализа; смешение задач бухгалтерского учета, инвестиционного анализа, управленческого анализа. "Технический" подход рождает "штампы", которые становятся причиной некорректных выводов рекомендаций.

     Взаимосвязанные части финансового анализа. Финансовый анализ состоит из трех взаимосвязанных  частей:

    • собственно анализа (от греч. «analysis» ) – совокупность логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы сделать познание его ясным в полном его объеме;
  • синтеза (от греч. «synthesis») – соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое;
  • выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия.

     Определение финансового анализа. Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющего целью:

  1. оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
  2. оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
  3. выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  4. спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

     Основная цель, основная задача, предмет, объект, субъекты и информационная база финансового анализа. Основная цель финансового анализаоценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования предприятия.

     Основная  задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.

     Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.

     Объектом  финансового анализа является финансовая деятельность предприятия

     Субъектами выступают органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий

     Информационная  база – годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность предприятия.

     Финансовый  анализ делится на внешний и внутренний. Финансовый анализ имеет больше характер внешнего в силу ряда особенностей:

     – большого числа пользователей информации о предприятии;

     – разнообразие их целей и интересов, наличие типовых методик и  стандартов;

     – ориентация анализа на публичную  внешнюю отчетность;

     – максимальная открытость финансового  анализа для пользователей;

     – из этих особенностей вытекают основные задачи финансового анализа;

     – анализ показателей прибыли и  рентабельности;

     – анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности;

     – анализ эффективности использования  заемного капитала;

     – экономическая диагностика финансового  состояния предприятия и рейтинговая  оценка эмитентов.

     Внутренний  финансовый анализ использует более обширную информацию,

     т. к. ориентирован на внутренних пользователей. Основная задача внутреннего финансового анализа – выяснить факторы оптимизации управления (анализ эффективности использования авансированного капитала, анализ взаимосвязи себестоимости, прибыли и объема выпуска и реализации продукции и т. д.).

     Главная задача как внешнего, так и внутреннего  финансового анализа – обеспечить денежные потоки для получения прибыли  с целью организации производства, удовлетворения потребностей работников предприятия и его владельцев, расширение и техническое перевооружение производства, укрепление его конкурентных возможностей на рынке и т. д.

     Чем жестче операционный цикл компании (промежуток времени между приобретением  ресурсов, используемых в процессе производства, и обращением готовой  продукции в денежные средства.), тем больше внимания должно уделяться финансовому анализу, так как он является одним из основных средств ежедневного управления и контроля платежеспособности бизнеса. К таким компаниям относятся, например, банки, страховые и торговые компании с высокой оборачиваемостью товара. Большинству же производственных и торговых компаний достаточно отслеживать финансовые коэффициенты время от времени, как правило, раз в месяц или даже раз в квартал в зависимости от периодичности подготовки отчетности.

     Выбор анализируемых показателей. Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

     В большинстве случаев, финансовый анализ превращается в статистический и представляет собой расчет бесконечного числа показателей с умными названиями. Разговоры о финансовом анализе сводятся, как правило, к нюансам расчетов того или иного коэффициента. Возможно, именно поэтому финансовый анализ представляется управленцам таким скучным.

     Без понимания основных закономерностей  в экономике предприятия бесконечный  строй показателей превращается в ненужный хлам. И наоборот, четкое знание этих взаимосвязей позволяет  проводить качественную диагностику  компании и строить эффективное  управление на основании минимума показателей.

     Распространенный  штамп финансового  анализа - поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле.

     Все финансовые неприятности предприятий  одинаковы. Можно обнаружить три основные проблемы в финансовом состоянии

     1. Дефицит денежных средств. Низкая  платежеспособность. На практике  это означает, что у компании  в ближайшее время может не  хватить или уже не хватает  средств для того, чтобы своевременно расплачиваться по своим обязательствам - то есть означает появление "финансовых дыр". О низкой платежеспособности свидетельствуют также сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом, кредиторами, угрожающий рост привлекаемых кредитов, возникающие как следствие "затыкания" этих финансовых дыр. О возможных проблемах с погашением обязательств говорит снижение коэффициентов ликвидности.

     2. Недостаточное удовлетворение интересов  собственника. Эту проблему чаще  всего называют "низкая рентабельность  собственного капитала". На практике  это означает, что собственник  получает доходы, неадекватно малые  своим вложениям. Следствием такой  ситуации может быть и недовольство  менеджментом организации, и появление  желания выйти из компании. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.

Информация о работе Общие понятия, содержание и роль финансового анализа