Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
В представленной работе раскрывается сущность государственной системы социального страхования, как и каким образом, государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Введение 3
1 Социальное страхование
1.1 Понятие, функции, структура и роль социального страхования 5
1.2 Источники, формы и основы механизма государственного
социального страхования 10
2 Исторические аспекты системы социального страхования в России
2.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933г.г.) 13
2.2 Социальное страхование и профсоюзы (1933-1990г.г.) 16
2.3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991г. - настоящее время) 18
3 Совершенствование социального страхования в России
3.1 Стратегия и тактика предстоящих реформ 22
Заключение 31
Библиографический список 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Социальное страхование
1.1 Понятие, функции, структура и роль социального страхования 5
1.2 Источники, формы и основы механизма государственного
социального страхования 10
2 Исторические аспекты системы социального страхования в России
2.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933г.г.) 13
2.2 Социальное страхование и профсоюзы (1933-1990г.г.) 16
2.3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991г. - настоящее время) 18
3 Совершенствование социального страхования в России
3.1 Стратегия
и тактика предстоящих реформ
Заключение
Библиографический
список 32
ВВЕДЕНИЕ
Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.
Современная
Россия переживает динамичную реорганизацию
социальной системы. Адекватное ее осмысление
позволяет успешно
Социальное
страхование в советские
Объявленная в нашей стране в конце 80-х годов перестройка и последующий развал СССР вызвали изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы можно отнести упразднение централизованного союзного Фонда социального страхования колхозников и образования Фонда социального страхования СССР.
В 1999г., после введения части I Налогового кодекса, был создан прецедент возможности признания платежей во внебюджетные фонды (ФСС, ФОМС, ПФР) незаконными налогами, что могло бы послужить полному разрушению пенсионной системы и системы социального страхования, а, следовательно, под угрозой срыва были осуществление социальных программ, а также выплата пособий миллионам людей.
СМИ затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы, и основная масса населения просто не имеет общего представления по данному вопросу.
Объект исследования: застрахованные лица, страхователи, страховщики.
Предмет исследования: система социального страхования.
Основная
идея: система социального
Цель исследования: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
В представленной работе раскрывается сущность государственной системы социального страхования, как и каким образом, государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Социальное страхование – сложный, уникальный конгломерат самых разных знаний и практики: от медицины до юриспруденции, от контрольно-ревизионных функций до организационно-технического сопровождения.
1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Социальное страхование – это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Государственное социальное страхование – объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
К основным задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы РФ. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену-бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования;
- занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Фонды
имеют собственные бюджеты
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд-это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. [1]
Решение
об образовании внебюджетных фондов
принимает Федеральное собрание
РФ, а также государственные
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.
Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Государственное обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. [3]
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, – других категорий граждан, вследствие признания их безработными, трудового увечья, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. [3]
К
основным принципам обязательного
социального страхования
-
устойчивость обязательного
-
всеобщий обязательный
-
государственная гарантия
-
государственное регулирование
системы обязательного
-
обязательность уплаты
-
ответственность за целевое
-
обеспечение надзора и
-
автономность финансовой
Субъектами
обязательного социального
Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, (граждане), которые должны в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.
Застрахованные лица-граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
Информация о работе Обязательное социальное страхование в России