Обязательное социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
В представленной работе раскрывается сущность государственной системы социального страхования, как и каким образом, государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Содержание

Введение 3
1 Социальное страхование
1.1 Понятие, функции, структура и роль социального страхования 5
1.2 Источники, формы и основы механизма государственного
социального страхования 10
2 Исторические аспекты системы социального страхования в России
2.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933г.г.) 13
2.2 Социальное страхование и профсоюзы (1933-1990г.г.) 16
2.3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991г. - настоящее время) 18
3 Совершенствование социального страхования в России
3.1 Стратегия и тактика предстоящих реформ 22
Заключение 31
Библиографический список 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Обязательное социальное страхование и его развитие в России).doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение  трудовой дисциплины, получали право  на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают  на новом месте не менее шести месяцев.

     Также в 1938 году бюджет социального страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение. Оно стало инструментом распределения средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Тарифы страховых взносов были установлены без учета социальных рисков. Такое положение не изменилось и после введения дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли народного хозяйства.

     В годы Великой Отечественной войны  были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100 процентов заработка. В таком же размере выдавалось пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.

     В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального страхования. Установлена выдача пособий по временной  нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляла 112 календарных дней. Получало развитие профилактическое направление в социальном страховании.

     За  период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 % стоимости.

     Постановлением  Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и соответствующим решением ВЦСПС изменены условия и размеры пособий. Высший предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90 процентов заработка, и оговаривался при этом требованием о непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны, но уже вне зависимости от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих категорий был вновь восстановлен прежний размер – 100 процентов заработка.

     Важным  этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Вначале (в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у рабочих и служащих.

     В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования членов колхозов.

     2.3 Социальное страхование  в условиях перехода  к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991г. - настоящее время)

     Перестройка вызвала изменения в организации  и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан Фонд социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать с 1 января 1991 года, упразднен централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к перестройке содержания и функционирования социального страхования.

     Согласно  постановлению Совета Министров  РСФСР от 25 декабря 1990 года Фонд социального  страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.

     Постепенно  Фонд укреплял свое организационное  и финансовое положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция, о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды, подчиненные центру. Правовое положение Фонда существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.

     Самым важным достижением первоначального  реформирования системы социального страхования является создание самостоятельного, автономного Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить, но даже несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями. В сложных для страны экономических условиях были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в размере 100 процентов заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. [3]

     Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить сущность системы социального страхования, которая еще в значительной степени опиралась на устаревшие дореформенные принципы и правила, свойственные централизованному ведению экономики.

     К основным направлениям ее дальнейшего реформирования можно было бы отнести следующие:

     - совершенствование структуры выплат  по социальному страхованию;

     - рационализация и оптимизация  условий предоставления пособий  с учетом складывающихся рыночных отношений;

     - распространение социального страхования на индивидуальных предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, определение порядка их участия в финансировании и предоставления им соответствующих выплат;

     - законодательное закрепление государственной собственности на средства социального страхования, автономности Фонда, его бюджета, сложившихся системы управления и организационных структур;

     - обеспечение финансовой устойчивости  системы путем введения в среднесрочной перспективе общепризнанного в мировой практике трехканального метода финансирования (государство, работодатель, работник), расширения базы начисления страховых взносов и максимальной ее унификации в отношении всех внебюджетных фондов, образования целевых резервов, повышения эффективности контроля и применения финансовых санкций;

     - ускорение процесса создания  надлежащей правовой базы социального  страхования, осуществляемого Фондом, с учетом необходимости координации,  взаимной увязки, совершенствования  существующих и введения новых  видов страхования.

     Наиболее  реальную угрозу дальнейшему реформированию социального страхования в настоящее  время представляет наступивший  в стране социально-экономический  кризис. В числе мер по его преодолению  вынашиваются планы по существенному  сокращению тарифа страховых взносов. Все настойчивее выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие формы оздоровления застрахованных и их детей.

     Действительно, в составе бюджета имеются нестраховые выплаты, к числу которых бесспорно относятся единовременное пособие при рождении ребенка неработающим (т.е. незастрахованным) гражданам, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, финансирование детско-юношеских спортивных школ, новогодние детские подарки. Но прежде чем исключать эти выплаты из данного бюджета, надо решить, кто же их будет производить в дальнейшем.

     Что касается санаторно-курортного лечения  работников и оздоровления их детей, то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми.

     Это неотъемлемая часть системы соцстраха, ее профилактическое направление, цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Оно существует в социальном страховании многие годы и полностью оправдало себя, стало национальной традицией и общепризнанным преимуществом нашей системы. Полное исключение его из бюджета может привести к серьезным негативным последствиям: росту заболеваемости и увеличению расходов на выплату пособий; сокращению сети здравниц и безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников; недоступности путевок для основной массы населения; отрицательно скажется на социально-экономическом положении городов-курортов. [5]

     Однако  можно говорить о том, что по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса в стране названные выше проблемы реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В РОССИИ 

     3.1. Стратегия и тактика предстоящих реформ

     Выступая  на Всероссийском совещании управляющих  региональными отделениями Фонда  социального страхования РФ в июле 2010 года, посвященном итогам деятельности Фонда за первое полугодие 2010 года и перспективам его развития, министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова отметила, что в отличие от системы пенсионного страхования, социальное страхование фактически не реформировалось с советского периода. По ее словам, переход на страховые принципы всех видов социального страхования, а также последствия неблагоприятной экономической ситуации «заставляют задуматься о реформировании системы социального страхования и сопряженных с ней систем».

     С 1 января 2010 года система социального страхования вернулась к сбору страховых взносов. По данным Минздравсоцразвития России 37 % плательщиков страховых взносов в Фонд социального страхования – это предприятия, которые имеют неблагоприятное финансовое положение. Не все из них добросовестно используют зачетную систему, существующую в системе социального страхования еще с советских времен.

     В последние годы участились случаи ухода  от обложения страховыми взносами в  Фонд социального страхования путем  заключения с работниками договоров  подряда, на выплаты по которым страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются, при фактическом наличии трудовых правоотношений.

     Реформированию планируется подвергнуть оба вида обязательного социального страхования: обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     С 1 января 2014 года система социального  страхования должна перейти на казначейскую систему исполнения бюджета, которая не предполагает зачетного принципа. Планировалось, что она будет введена уже с 2010 года, но сроки пришлось перенести, тем не менее, это неизбежно c 2014 года. Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда социального страхования, целям и задачам введения кассового обслуживания не соответствует, поскольку значительная часть бюджета исполняется не кассовым способом. О реальных расходах бюджета Фонда становится известно лишь из отчетности страхователей.

     Но  это не главная причина модернизации зачетного принципа, который, конечно, имеет свои плюсы для работников – «больничные» выплачиваются вместе с зарплатой. Однако зачетная система была хороша для советского периода, когда все предприятия были государственными. В рыночных условиях она не срабатывает в тех организациях, которые испытывают трудности финансового характера, а на сегодняшний день в России 37 % предприятий являются убыточными. Это означает, что на таких предприятиях несвоевременно выплачивается заработная плата, задерживается выплата больничных по беременности, по родам. Есть случаи, когда эти пособия работодателем не выплачиваются вовсе. [12]

     Права работника при этом нарушаются вдвойне. Он не только не получает плату за работу от нанимателя, но еще и выплату, призванную страховать утрату заработка в период временной нетрудоспособности. Кроме того, зачетный принцип не позволяет Фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты простоя побуждают работников пользоваться нашими с вами страховыми средствами.

Информация о работе Обязательное социальное страхование в России