Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Работа состоит из  1 файл

Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ.docx

— 232.88 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, государственный долг – это современная проблема любого государства, как развитого, так и развивающегося государства, так как многие экономические процессы, к сожалению, не поддаются четкому конкретному прогнозированию. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики. Однако кризис внес коррективы,  такие как в 2009 году вновь возник дефицит бюджета,  так как один из основных доходов бюджета «доходы от продажи нефти» и в дальнейшем правительство разрабатывало и проводило различные мероприятия по поддержанию экономики страны, в особенности большое внимание уделялось финансированию банковской сферы. 

1.2 Формы  и виды государственного долга 

     Существует  несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного  в основу данной классификации.

     В зависимости от заемщика государственный  долг подразделяется на:

    • государственный долг Российской Федерации;
    • государственный долг субъекта Российской Федерации;
    • муниципальный долг.

     Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без  условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

    • внутренний долг;
    • внешний долг;

     Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте2.

     Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

     В зависимости от срока погашения  и объема обязательств выделяют:

  • капитальный государственный долг;
  • текущий государственный долг;

     Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

     Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет3.

     Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующих долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом согласно первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам, получили название бюджетных кредитов. Если заемщиком является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения  не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

     По  признаку держателя ценных бумаг  внутренние государственные займы  делятся на: размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные4.

     В зависимости от формы выплаты  дохода внутренние государственные  займы делятся на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы.

     В целом, необходимо отметить, что внутренний государственный долг со всей совокупностью  составляющих его форм должен быть и на самом деле является стратегически  более гибким и безопасным видом  обязательств государства, по сравнению  с внешними долгами. Поэтому, в дальнейшем, правительством страны делается акцент на увеличение внутренних заимствований при стабилизации и уменьшении уровня внешних долгов. Для этого важно сформировать оптимальную структуру внутреннего государственного долга, а также эффективно управлять им.  
 

     2. ВНУТРЕННИЕ ЗАЙМЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ  И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 

2.1. Понятие и сущность внутренних займов 

       Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственные заимствования субъектов РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств5. Совокупность долговых обязательств субъекта образует государственный долг субъекта РФ. Формы долговых обязательств субъекта РФ соответствуют формам долговых обязательств РФ. В соответствии с Законом 1993г. № 4807-1 субъекты РФ получили право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать ценные бумаги. Этот же закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов будет установлен дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако долгое время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.

       Первые  ограничения заемной деятельности субъектов Федерации были установлены  указами Президента. Однако они касались только тех субъектов, которые размещали  свои заимствования на внешних рынках.

       Бюджетный кодекс ввел следующие ограничения:

       1)  предельный объем государственного долга субъекта РФ (точно так же, как и муниципального долга) не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы6;

       2)  предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов)7.

       Если  при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга, и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер: назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ; передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ; принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.

       В середине 90-х годов объемы заимствований  территорий быстро увеличивались. Среди регионов, выпустивших и успешно разместивших займы, были не только такие экономически развитые регионы, как Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Москва, но и экономически слабые регионы. Средства, привлекаемые путем выпуска ценных бумаг стали важным источником финансирования расходов бюджета для ряда территорий, например для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Астраханской области.

       Однако  под влиянием кризиса 1998г. многие субъекты РФ были вынуждены провести реструктуризацию своего долга. Возникшие при погашении проблемы вынудили заемщиков больше внимания уделять управлению своей задолженностью.

       В целях установления контроля за ценными  бумагами субъектов РФ было принято  постановление Правительства от 30 сентября 2000г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии». Необходимость в таком постановлении назрела давно. Практика регистрации в Минфине проспектов эмиссии региональных ценных бумаг возникла еще в 1994г. Но ее формально-разрешительный характер и отсутствие требования представлять отчеты о результатах размещения бумаг как раз и привели к тому, что контроль над этим процессом со стороны федерального центра оказался утерянным.

     Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  представляет собой перечень внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий  объем  заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение  государственных, муниципальных долговых обязательств.

     В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества  программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое  может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока  заимствования.

Информация о работе Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ