Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Работа состоит из  1 файл

Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ.docx

— 232.88 Кб (Скачать документ)

       Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда  проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля над эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

       Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.

       Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они  возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

       Международный государственный  кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

       Предоставление  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

       Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление  финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

       Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

       Основными кредиторами нашей страны выступают  развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших размерах государственные внешние займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных финансовых организациях страна может получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.

       До 40-х годов наша страна на международной  арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического и научно-технического развития восточно-европейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная  идеологизация   внешнеэкономических  связей  привела  к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка. 
 
 
 

3. УПРАВЛЕНИЕ  ВНУТРЕННИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

3.1. Управление  внутренним государственным долгом 

     Управление  государственным долгом - это процесс  разработки и выполнения стратегии  управления задолженностью органов  государственного управления, которая  позволяет привлекать необходимую  сумму финансирования, выполнять  целевые установки Правительства  Российской Федерации в отношении  степени риска и затрат, а также  решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации  в области управления государственным  долгом.

     Исходя  из более широкого, макроэкономического  контекста проведения государственной  политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению  экономической приемлемости или  устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых  установок в отношении стоимости  и степени риска, а также удержания  задолженности государственного сектора  на экономически приемлемом уровне и  принятия внушающей доверия стратегии  мер по сокращению чрезмерной задолженности.

     Для решения долговой проблемы государства  представляется интересным опыт некоторых  зарубежных стран, например Италии, экономическая  ситуация которой в 1970-х — начале 1980-х годов была сходна с экономическим  положением нашей страны в 90-х годах  прошлого века.

     Так для снижения объема государственной  внутренней задолженности в Италии был учрежден специальный фонд, управляемый  казначейством, задача которого состояла исключительно в выкупе обращающихся государственных ценных бумаг на вторичном рынке. Доходы фонда складывались главным образом из выручки от продажи государственного имущества, прибыли государственных корпораций и дивидендов по принадлежащим правительству Италии акциям14.

     Что касается сегодняшней России, то реформирование системы управления государственным внутренним долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления государственным внутренним долгом и порядок их взаимодействия.

     В качестве субъекта управления государственным  долгом Российской Федерации в соответствии со статьей 101 «Управление государственным  и муниципальным долгом» Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает  Правительство Российской Федерации.

     Однако  помимо Правительства Российской Федерации  субъектами управления также выступают  Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации  в лице Департамента управления государственным  внутренним долгом Российской Федерации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации, Правительственная  комиссия по вопросам финансовой и  денежно-кредитной политики и др.

     Управление  государственным внутренним долгом России можно рассматривать в  трех аспектах: организационном, правовом и финансовом. Организационный аспект требует выделения участников этого  процесса, рассмотрения определенных взаимосвязей между ними, в свою очередь правовой аспект позволяет  определить их права и обязанности. Финансовый аспект предполагает обеспечение  финансовыми ресурсами процесса обслуживания государственного внутреннего долга.

     Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации наиболее распространенной формой государственного внутреннего долга являются государственные внутренние займы представляется интересным сосредоточить внимание на исследовании механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг, в особенности на вопросах их обслуживания.

     Состав  участников рынка государственных  ценных бумаг на федеральном уровне довольно широк и включает в себя Министерство финансов РФ, Центральный  банк РФ, Внешэкономбанк, Московскую межбанковскую  валютную биржу (ММВБ), региональные торговые площадки, дилеров, уполномоченные банки  и другие кредитные организации, инвесторов.

     В качестве организатора, действующего в интересах государства на рынке  ценных бумаг, назначают агента по управлению государственным внутренним долгом. В экономической литературе выделяют следующие «основные функции  агентов государства на рынке  государственных ценных бумаг:

     - агентские услуги по размещению ценных бумаг в интересах эмитента;

     - обслуживание платежей по ценным  бумагам и обеспечение перевода  денежных средств, полученных  от продажи ценных бумаг, либо  направляемых в погашение ценных  бумаг (услуги платежного агента);

     - агентские услуги по осуществлению  операций на вторичном рынке  ценных бумаг в интересах эмитента  либо с целью стабилизации  курса;

     - обеспечение надлежащего учета  и перерегистрации прав собственности  на государственные ценные бумаги, а также осуществление депозитарных  операций;

     - клиринг по сделкам с государственными  ценными бумагами;

     - прочие услуги по погашению  ценных бумаг».

     Как свидетельствует практика, агентами могут быть выбраны несколько  институтов, в таком случае функции  между ними могут распределяться следующим образом:

     - агент по размещению ценных  бумаг, совмещающий, как правило,  эту деятельность с деятельностью в качестве агента по операциям на вторичном рынке и агента по погашению ценных бумаг;

     - платежный агент;

     - регистратор, совмещающий, как правило, регистраторскую деятельность с депозитарно-клиринговой.

      Бюджетный кодекс РФ заложил организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 119 Кодекса  обслуживание государственного внутреннего  долга РФ возложено на Банк России и его учреждения. Как организатор  от лица Правительства РФ он выполняет  функции генерального агента или  агента по обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации.

     Порядок размещения, обращения, обслуживания и  погашения государственных краткосрочных  бескупонных облигаций, облигаций  федеральных займов и государственных  федеральных облигаций определен  в Положении Центрального банка  РФ от 25.03.2003 № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных  государственных ценных бумаг». В  некоторых случаях агентом может  выступать другой специализированный финансовый институт. Так, например, по Государственному внутреннему займу 1992 года, Государственному сберегательному  займу, Целевому займу 1990 года уполномоченным агентом Министерства финансов РФ является Сберегательный банк РФ.

     Следует также отметить, что наряду с агентскими функциями на Центральный банк РФ возлагаются полномочия дилера, контролирующего  органа, а также функции организатора денежных расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами.

     Перечень  и содержание функций генерального агента и агента по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ постоянно  изменяются.

Информация о работе Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ