Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
В
программу государственных
Поступления
в бюджет средств от заимствований
и других долговых обязательств отражаются
в бюджете как источники
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов, на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.
Погашение
основной суммы долга Российской
Федерации, долга субъекта Российской
Федерации, муниципального долга, возникшего
из государственных или
В
случае выпуска государственных
или муниципальных ценных бумаг,
гарантией исполнения обязательств
по которым является обособленное имущество,
находящееся в государственной
или муниципальной
Теперь для регистрации всех ценных бумаг субъектов РФ и муниципалитетов требуется представить в Минфин РФ: заявление, условия выпуска ценных бумаг, копию закона субъекта или решение органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, данные о величине и структуре долга субъекта (муниципалитета); выполнение эмитентом ограничений, установленных бюджетным законодательством по величине долга и дефицита бюджета; наличие просроченной задолженности.
Согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановые 2011 и 2012гг» верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей8. На данный момент внутренний государственный долг России по данным предоставленным Минфином составляет 2461.59 млрд. руб., что на 624,42 млрд. руб. больше чем на 01.01.2010 года.
Рис 1. Динамика внутреннего долга РФ, млрд. руб.9.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга)10.
Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5 148,4 млрд. рублей, на начало 2013 года - 6 976,4 млрд. рублей, на начало 2014 - 8 826,3 млрд. рублей. Верхний предел внешнего госдолга в 2012 году планируется на уровне 55,6 млрд. долларов США или 44,9 млрд. евро, на начало 2013 года - 65,2 млрд. долларов США или 52,1 млрд. евро, на начало 2014 года - 75,6 млрд. долларов США или 58,2 млрд. евро11.
Как говорилось ранее, внутренний государственный долг увеличивается непосредственно за счет выпуска долговых обязательств в виде различного рода облигационных займов.
Таблица 112
Внутренний долг РФ выраженный в ценных бумагах, млрд. руб.
Виды ценных бумаг | ОФЗ - ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | ОГВЗ991 | ОРВВЗ1992 | Итого |
01.01.2008 | 288,42 | 51,43 | 807,59 | 10,42 | 91 | 0,0003 | 0,03 | 1248,89 |
01.01.2009 | 328,17 | 33,83 | 882,03 | 45,41 | 132 | 0,0002 | 0,03 | 1421,47 |
01.01.2010 | 706,37 | 863,358 | 135,42 | 132 | 0,0002 | 1837,148 | ||
01.01.2011 | 1338,59 | 815,58 | 175,42 | 132 | 0,0002 | 2461,59 |
Из приведенной таблицы мы видим, что большую долю в общем объеме государственных ценных бумаг занимали ОФЗ-ПД – это облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. Это первые в России среднесрочные государственные ценные бумаги со сроком обращения от одного года до пяти лет. Выпускаются в безбумажной (электронной) форме, купонный доход по ОФЗ-ПД постоянен для каждого отдельного выпуска облигаций. Впервые ОФЗ были выпущены в 1995 году, и тогда же с их помощью была профинансирована большая часть дефицита13.
Значительную
долю занимают облигации государственного
займа с амортизационным
Таким
образом, мы может сделать вывод
о том, что правительство РФ стремиться
покрыть дефицит бюджета не только
за счет внешних источников, но и
за счет выпуска государственных
ценных бумаг, тем самым способствуя
притоку денежных средств для
поддержания экономики. Однако необходимо
помнить, что чрезмерное использование
внутренних займов как источника
финансирования дефицита бюджета может
привести к той ситуации, что происходит
в Греции, США. Ведь заем имеет двоякую
суть. А именно с одной стороны средства
государства, приобретенные в займы помогут
покрыть дефицит бюджета, следовательно,
способствует поддержанию стабильной
ситуации в стране, но с другой стороны
заем увеличивает те же расходы по обслуживанию
долга и так далее. Поэтому все-таки необходимо
создать эффективную систему по управлению
внутренним государственным долгом РФ.
2.2. Основные
виды внутренних займов
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Другим действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.
По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).
По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.
Беспроцентные
(целевые) займы не предусматривают
выплату доходов держателям облигаций,
но гарантируют получение соответствующего
товара, спрос на который полностью пока
не удовлетворяется . Примером беспроцентной
государственной кредитной операции является
государственный целевой заем 1990 г. Облигации
выпущены каждая достоинством, равным
цене соответствующего товара : легкового
автомобиля, мотоцикла, мини-трактора,
цветного телевизора , видеомагнитофона,
холодильника, микроволновой печи, швейной
машины, персонального бытового компьютера.
Местные органы власти могут проводить
целевые займы на строительство дорог,
осуществление работ по охране окружающей
среды, финансирование других мероприятий,
в которых заинтересовано население административно-
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.
По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.
Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Информация о работе Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ