Определение и сущность рынка ссудных капиталов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Важным условием расширения производства и роста благосостояния является возможность привлечения дополнительных денежных средств. Причем, в то время как одни участники рынка в условиях процесса воспроизводства испытывают необходимость в дополнительных денежных ресурсах, другие обладают временно свободными средствами. Данное противоречие разрешается как некое временное перераспределение денежной массы, осуществляемое в особой сфере экономики – рынке ссудных капиталов.

Содержание

Введение 3
1 Определение и сущность рынка ссудных капиталов 5
1.1 Рынок ссудных капиталов: основные понятия 5
1.2 Структура рынка ссудных капиталов 8
1.3 Функции рынка ссудных капиталов 11
1.4 Кредитно-банковская система 12
1.5 Проблемы рынка ссудных капиталов 18
2 Рынок ссудных капиталов в России 21
2.1 Формирование и развитие российского рынка ссудных капиталов 21
2.2 Основные направления совершенствования банковской системы 28
Заключение 32
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

готово финансы.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     3. Изменение ставки процента. Ценой и условиями банки не конкурируют — мировой финансовый кризис повысил ставки и заставил пристальнее смотреть на риски.

     Процентные  ставки в банках варьируются в  зависимости от размера кредита, особенностей деятельности предприятия  и срока, на который кредит предоставляется. Для того чтобы удобнее было разобраться в многообразии предположений, изучим сравнительную таблицу условий кредитования в различных банках.

     4. Сокращение основных участников рынка ссудного капитала – банковских организаций. Финансовый кризис сильно повлиял на работу кредитных организаций, принес убытки более мелким банкам, так как мгновенно последовала реакция со стороны народа, который спровоцировал сильнейший отток наличных из банков. Сейчас наблюдается такая тенденция: все сбережения переносятся в один из двух банков – "Сбербанк" или "ВТБ". Эти государственные структуры вызывают наибольшее доверие у населения. Банк России заявил, что будет компенсировать кредитным организациям убытки на рынке межбанковского кредитования. Правда, ЦБ обусловил помощь жесткими условиями, вследствие чего многим организациям придется покинуть банковский сектор. Об этом свидетельствует официальная информация Центрального банка РФ.

     5. Увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики. В РФ объем инвестиций в основной капитал в сентябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года вырос на 11,8 % Ї до 836,9 млрд. рублей. По сравнению с августом 2008 года инвестиции выросли на 6,1 %. За девять месяцев 2008 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 13,1 %. Объем инвестиций в первом полугодии 2008 года вырос на 16,9 % и составил 774,8 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году вырос на 21,1 % Ї до 6 трлн. 418,7 млрд. рублей.

     6. В сложившихся условиях многие  банки, чтобы расширить круг  потенциальных клиентов, разрабатывают специальные программы с завышенными ставками по кредитам, которые и покрывают риски. В некоторых банках специально создаются системы экспресс-микрокредитов, где за счет повышенной ставки и дополнительных комиссий снижен уровень требований к заемщику и ускорена процедура выдачи.

     Одним из путей снижения рисков для кредиторов, а значит повышения доступности  кредита, может стать создание специальных  фондов, которые могли бы выступать  поручителями по предоставляемым кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса. Ситуацию может исправить, например, развитие системы Фондов поддержки предпринимательства, которые будут брать на себя часть обязательств по кредитам (положительные примеры есть в Москве) за предприятия МСБ.

     7. Появление новых инструментов кредитования. К ним можно отнести деятельность кредитных брокеров, деятельность ипотечных брокеров и факторинг.

     Таким образом, мы можем утверждать, что  рынок ссудного капитала в РФ и  РТ не стоит на месте, а развивается, приобретая новые формы, методы, которые скажутся благоприятно, непосредственно на нас – заемщиках.

     В третьем квартале 2008г. рынок ссудного капитала столкнулся с серьезными проблемами. Речь идет о финансовом кризисе, который  явился серьезным испытанием как  для мировой, так и для отечественной экономики.

     Рассмотрим  влияние финансового кризиса  на изменение ситуации на рынке ссудного капитала в третьей главе. 

 

      2.2 Основные направления совершенствования российской банковской системы 

     В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

     Правительство совместно с Банком России реализует  меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.

     В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным  участием и Внешэкономбанку субординированным  кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд.руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

     В случае углубления кризисных тенденций  возможно наращивание доли «проблемных» активов в банковской системе. В  этой ситуации возможно снижение устойчивости банков. Правительство зарезервировало необходимые средства для решения этой проблемы.

     Антикризисные меры для банковского сектора

     Срочные антикризисные меры принимались Правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем. Пакет антикризисных мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.

     1. Монетарные меры

     Основная задача государства сейчас – подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.

     Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.

     2. Повышение капитализации банковской  системы 

     Мерами  в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

     3. Консолидация банковского сектора

     Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

     4. Формирование базы пассивов банков  за счет источников внутреннего  рынка 

     Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

     • обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

     • увеличение размера гарантий по вкладам  физических лиц как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

     • страхование средств юридических  лиц в банках;

     • законодательное закрепление возможности  открытия безотзывных вкладов –  данный законопроект

     уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

     • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более  чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

     • обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

     5. Расширение спектра государственных  гарантий 

     Государственные гарантии – одно из важнейших направлений  укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

     • поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением

     товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

     • включения 30 – 50 крупнейших банков в  программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий  малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

     • покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

     В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд. руб. (в дополнение к 66 млрд. руб., выделенным в 2008 г.).

     6. Упорядочение рынка проблемных активов

     Важным  условием укрепления банковского сектора  является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

     7. Повышение прозрачности и технологичности  банковской системы 

     Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики.

 

Заключение. 

     За  последние 57 лет российский рынок  ссудных капиталов достиг значительных успехов в своем развитии. Однако его все еще нельзя назвать  окончательно сложившимся – по ряду факторов он существенно уступает рынкам развитых стран и даже некоторых развивающихся стран.

     Вызовом времени для российского финансового  рынка является повышение конкурентоспособности  его институтов: от самих регулирующих органов до профессиональных участников и инфраструктурных организаций. Если эта задача не будет решена в ближайшие год – два, Россия утратит национальный рынок капитала. Далее, необходим рывок во внедрении на российский рынок хорошо известных в мировой практике производных финансовых инструментов и срочного рынка, обеспечивающих хеджирование рисков. В противном случае большая часть ликвидности, связанная с этим рынком, уйдет на зарубежные площадки. И, наконец, по-прежнему актуально создание законодательства и системы регулирования финансового рынка, которые бы обеспечили цивилизованные правила работы на рынке, включая эффективную защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

     Также представляется необходимым отметить следующее. Россия, как известно, является страной, экономика которой существенно  зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Высокая доля нефти и газа в ВВП страны говорит о том, что российская экономика весьма чувствительна к изменениям мировых цен на энергоносители, поэтому Россия добивалась темпов роста свыше 5% только тогда, когда повышались цены на нефть и некоторые другие виды сырья. Возрастающий экспорт сырья, как правило, сопровождается резким снижением объемов его внутреннего потребления, что не только усиливает диспропорции между производством и внутренним потреблением, но и все сильнее приближает структуру экономики к модели экспортно-сырьевого типа. Например, сегодня из нашей страны экспортируется около 50% нефти и нефтепродуктов. Экспорт, с одной стороны, позволяет РФ поддержать производственные мощности, снизить социальную напряженность во многих регионах, наполнить бюджет, с другой  затягивающаяся на годы экспортная ориентация важнейших отраслей и производств лишает перспективы структурные преобразования в экономике и делает ее еще более зависимой от мирового рынка. Являясь одной из структурных составляющих экономики в целом, рынок ссудных капиталов (финансовый рынок) не может не испытывать на себе влияния общих для всей экономики тенденций. Формирование развитого, стабильного, разностороннего рынка ссудных капиталов в условиях экспортно-сырьевой экономики окажется просто невозможным.

Информация о работе Определение и сущность рынка ссудных капиталов