Организация кредитования юридических лиц, основные этапы и задачи совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание

В мировой практике развитие экономики неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает во все сферы хозяйственной жизни. У предприятий всех форм собственности всё чаще возникает потребность в привлечении заёмных средств для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространённой формой привлечения средств является получение банковского кредита.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….… ..3
1. Теоретические основы кредитования юридических лиц в Российской Федерации…………………………………………………………………….....5
1.1 Организация кредитного процесса………………………………………5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение …………………………………...10
1.3 Основные этапы кредитования………………………….……………...15
2. Современное состояние кредитования юридических лиц в России ..18
2.1 Виды и условия кредитования ………………………………………….18
2.2 Анализ российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………….…27
3. Проблемы и перспективы развития банковского сектора кредитования юридических лиц……………………………………………………………...30
3.1. Проблемы кредитования юридических лиц…………………………...30
3.2. Задачи совершенствования и перспективы развития ……………….35
Заключение ……………………………………………………………………37
Список используемой литературы …………………………………………39
Приложение…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 442.50 Кб (Скачать документ)

Но в то же время  со стороны заемщиков снижается  спрос на долгосрочные ресурсы, при  этом процент отказов со стороны  банков растет. За 1 полугодие 2012 года число заявок на кредиты выросло на 12%, количество заключенных банками новых договоров осталось на уровне конца 2011 года.

Крупные банки развернули активную борьбу за заемщиков. По итогам 1 полугодия 2012 года Сбербанк России остается лидером по общему объему кредитов МСБ, однако ему удалось увеличить свой портфель только на 1%, что привело к сокращению его рыночной доли на 2 п. п. (до 24%). Структура портфеля банка свидетельствует о переориентации на выдачу небольших кредитов малому бизнесу. Одна из возможных причин такой стратегии – стремление банка снизить давление на капитал, ведь кредиты до 5 млн рублей не подпадают под повышающий коэффициент при расчете норматива Н1. (см. график 2 Приложения)

Динамика портфеля ВТБ 24 (+20,7%), второго по размеру портфеля участника рынка, в два раза превысила среднерыночные показатели. Опережающими темпами рос и Промсвязьбанк (18,2%), что обеспечивает ему лидерство среди частных банков по портфелю кредитов МСБ уже второе полугодие подряд. В целом динамика большинства банков из ТОП-30 была заметно выше среднерыночных 10% (см. таблицу 1 Приложения).

Банк Уралсиб продемонстрировал  очень скромные темпы прироста портфеля – чуть менее 4%. Рост портфеля происходил в основном за счет традиционных для банка кредитов на срок до 12 месяцев, выдаваемых заемщикам на пополнение оборотных средств.

Банк «Возрождение»  за год увеличил портфель кредитов МСБ почти на 9%. В портфеле по-прежнему преобладают короткие кредиты, предоставленные  на срок до 12 месяцев.

«Юниаструм банк» нарастил кредитный портфель на 8,2%, специализация  Банка – кредиты, выдаваемые относительно крупным заемщикам. При этом банк помогает своим заемщиками в правильном структурировании проектов.

Среди первой десятки  обращает на себя внимание Банк Интеза, кредитный портфель МСБ которого сократился на 4,4% по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Финансовая группа «Лайф» представлена как единая структура  - в ее состав входят банки: ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОАО «ВУЗ-банк», ОАО «Газэнергобанк». По итогам 1 полугодия группа заняла 34-е место по размеру портфеля, темп прироста кредитного портфеля составил 24,3% по сравнению с 1 полугодием 2011 года.

Активное развитие кредитных  фабрик на фоне роста опасений пресловутой  второй волны кризиса привело к упрощению кредитных продуктов для МСБ. Доля кредитов на инвестиционные цели снизилась по сравнению с 2011 годом на 7 п. п., до 11%. Доля кредитов под пополнение оборотных средств выросла до 54% (42% в 2011 году). Срочность выданных кредитов также отражает тенденцию к упрощению: по итогам 1 полугодия 2012 года 56% кредитов было выдано на сроки до 12 месяцев, доля ссуд свыше 3 лет составляет всего 16% (и то ее обеспечивают госбанки) (см. график 3 Приложения).

Технологии кредитных фабрик рассчитаны на поточное принятие решений с минимальными временными и денежными затратами. Оборотной стороной выступает избыточное упрощение кредитного продукта. Практически невозможно получить кредит на инвестиционные цели – в общем случае заявка не пройдет через «игольное ушко» скоринга. Большинство кредитных организаций идут на кредитование инвестпроектов лишь в случае среднего бизнеса. Другая причина «упрощения» продуктов – опасения банков относительно усиления турбулентности на финансовых рынках.

Упрощая поточное кредитование, многие банки одновременно «завинчивают гайки» в риск-менеджменте. Стали  более популярны фиксация ковенантов в кредитных договорах, заключение соглашений о внесудебном изъятии  залогов.

Прогноз рынка кредитования на 2013 год пока стабильный. В случае возникновения локальных проблем с ликвидностью действующий механизм рефинансирования будет работать без существенных сбоев, равномерно распределяя ресурсы по банковской системе. При таком сценарии кредитный портфель МСБ вырастет по итогам 2012 года на 22-25% (20% по итогам 2013 года). Давление на рост кредитования окажут ухудшение качества ссуд МСБ и сохраняющаяся напряженность на финансовых рынках8.

Ожидается продолжение роста доли малого бизнеса в банковских портфелях. С одной стороны, это связано с более активным распространением кредитных фабрик в крупнейших банках. С другой стороны, новые правила расчета Н1 будут стимулировать банки перенаправлять часть ресурсов их корпоративного сегмента в розницу и кредитование малого бизнеса (см. график 4 Приложения)

Важное влияние  на развитие рынка кредитования МСБ  в 2012–2013 годах окажет и господдержка. При этом одно из ключевых направлений  – это не точечная поддержка, а  обеспечение стабильности экономической  среды.

3. Проблемы и  перспективы развития банковского сектора кредитования юридических лиц

3.1. Проблемы кредитования юридических  лиц

Основными проблемами, возникающими при кредитовании малого и среднего бизнеса являются следующие  факторы:

1. Одной из  основных проблем является использование нелегитимных схем ведения бизнеса, ведение «двойной «бухгалтерии», а также умышленное сокрытие полной информации (в первую очередь, об имеющихся долгах). Примерно в половине случаев отчетность не отражает реального финансово-экономического состояния деятельности предприятия. Зачастую заемщик не отдает себе отчета, что первой и главной жертвой в такой ситуации выступит его собственный бизнес: значительное увеличение долговой нагрузки приведет к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия. В то время как в ряде банков практикуется возможность индивидуального рассмотрения финансового положения компании и разработка более гибких условий погашения кредита. Ведь низкий уровень прозрачности бизнеса не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке;

2. Вторая проблема  – нехватка надежных залогов.  Следует, однако, отметить, что в  последнее время требования к  залогу становятся менее строгими. В качестве залога банки принимают  квартиры или жилые дома с  земельным участком, а залогодателем  может выступать как учредитель (генеральный директор), так и третье лицо. Но часть предприятий не имеет своей собственности, которую можно предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, могут арендоваться, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. У ряда банков стали появляться также стандартные кредитные продукты для данной категории клиентов, которые предоставляются без залога. Тем не менее, для большинства банков при определении процентной ставки немаловажным фактором является ликвидность предоставляемого заемщиком залогового обеспечения: чем ликвиднее залог, тем дешевле обойдется кредит. Если некоторые программы не предусматривают залогового обеспечения, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования;

3. Следующая  проблема, с которой сталкиваются  многие предприниматели, планирующие  начать собственный бизнес, это  то, что не каждый банк возьмется  за кредитование нового предприятия.  Такой бизнес в банковских кругах принято называть «старт-ап». Обычно банк начинает свою работу с клиентом с анализа риска и финансовых показателей прошлых лет. Банки полагают, что кредитование малого бизнеса на стадии его создания сопряжено со значительными рисками и не кредитует «стартовый бизнес». Если же это «старт-ап», то потенциальному клиенту просто нечего предоставить банку для анализа. В таких ситуациях клиенты зачастую используют средства банка, не сообщая ему о целях кредитования, например, руководители предприятий, оформляют кредиты как физические лица, т.е. по средством механизмов потребительского кредитования. Для погашения таких кредитов они в последствии будут вынуждены изымать денежные средства из оборота и обналичивать их.

 Еще одним  проблемным этапом в получении средств на развитие бизнеса является составление качественного бизнес-плана. Прежде чем идти в банк, предприниматель должен изучить сегмент рынка, в котором он планирует работать, оценить свои возможности и нужды, чтобы сформировать максимально реалистичный и адекватный условиям рынка бизнес-план. Зачастую именно невысокая финансовая грамотность владельцев малых предприятий, неумение четко сформулировать свои потребности в финансировании и достойно представить свой бизнес приводит к получению отказа со стороны банка. Многие предприниматели даже не имеют расчетного счета, и не могут предоставить необходимые для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как с умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить бизнес план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса.

Немаловажной проблемой является то, что большинство предприятий имеют нестабильное финансовое положение, занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют нерегулярный доход, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Также укрываясь от уплаты налогов предприятия не все свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит кредитования или же предприятие получает отказ от банка.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике9, порядка 15 % представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19 % годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23 % предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тысяч рублей. Это мало даже для «малого» предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

Итак, выделим основные проблемы кредитования нового бизнеса:

  • создаваемый бизнес – зона повышенных кредитных рисков для банка;
  • отсутствие стабильного дохода, т.е. невозможность произвести анализ и оценку бизнеса, оценить платежеспособность заемщика;
  • отсутствие залогового обеспечения и поручителей;
  • недостаточно развитая методология оценки банковских рисков;
  • отсутствие четких банковских механизмов анализа бизнес проектов.

Обобщая всё  сказанное выше, можно сказать, что  малый или средний бизнес, который  имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить о общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.10

Несмотря на сложности, развитие кредитования в  России имеет положительные перспективы. Связано это, в первую очередь  с тем, что государство серьезно относится к вопросам оказания поддержки малого бизнеса, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Например, крупные банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5-2%11. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «внереализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте.

 

3.2. Задачи совершенствования  и перспективы развития

Для решения  проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса.

Основными направлениями  совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса должны стать:

  • разработка мероприятий по снижению рисков кредитования малых субъектов предпринимательства;
  • внедрение стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения заявок предприятий;
  • увеличение срочности пассивов, что позволит снизить разрывы между активами и пассивами по срокам востребования и погашения;
  • осуществление мероприятий на федеральном и региональном уровне по созданию «благоприятной среды» для малых субъектов предпринимательства.

Информация о работе Организация кредитования юридических лиц, основные этапы и задачи совершенствования