Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
1) раскрыть организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
2) раскрыть задачи и функции комитета государственного контроля;

Содержание

Введение
1 Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль
2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции
3 Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 35.61 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ, КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Объектом исследования - контрольная  деятельность в Республике Беларусь.

 

Цель работы: изучение финансового  контроля и его координация в  Республике Беларусь.

 

Методы исследования: системного анализа, качественного экономического анализа, сравнительного анализа.

 

Исследования и разработки: раскрыта организация финансового  контроля, состав органов финансового  контроля в Республике Беларусь; раскрыты задачи и функции комитета государственного контроля; рассмотрена координация  контрольной деятельности в Республике Беларусь.

 

Элементы научной новизны: рекомендации по совершенствованию  социального страхования в Республике Беларусь.

 

Область возможного практического  применения: субъекты хозяйствования Республики Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

__________________

 

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1 Организация финансового  контроля. Состав органов финансового  контроля в Республике Беларусь 

 

1.1 Виды, формы, методы осуществления  финансового контроля

 

1.2 Функции органов, осуществляющих  общегосударственный контроль

 

1.3 Права, обязанности,  ответственность работников, осуществляющих  контроль

 

2 Комитет государственного  контроля - высший орган финансового  контроля, его задачи и функции

 

3 Координация контрольной  деятельности в Республике Беларусь

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важнейшей функцией любого государства  является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства  за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной  деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

 

Любому государству для  выполнения возложенных на него функций  необходимы финансовые ресурсы, которые  формируются за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в  установленных размерах и в определенные сроки, т.е. между плательщиками налогов  и государством, в лице государственных  налоговых органов, устанавливаются  налоговые отношения.

 

Однако возникают ситуации, когда данные налоговые отношения  нарушаются в связи с рядом  объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться  в виде несвоевременной уплаты или  уклонения от уплаты налогов, неправильного  исчисления налогов, сознательного  искажения отчетных данных предприятия. В итоге это приводит к занижению  налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

 

В связи с этим возникает  необходимость осуществления налоговыми органами контрольной деятельности.

 

Актуальной проблемой  социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение  эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности  работы контрольных органов зависит  возможность государства выполнять  свои функции.

 

Объектом исследования в  курсовой работе является контрольная  деятельность.

 

Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и  его координация в Республике Беларусь.

 

На основе этого можно  определить задачи данной работы:

 

1) раскрыть организацию  финансового контроля, состав органов  финансового контроля в Республике  Беларусь;

 

2) раскрыть задачи и  функции комитета государственного  контроля;

 

3) рассмотреть координацию  контрольной деятельности в Республике  Беларусь.

 

Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные  акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как  белорусских, так и зарубежных авторов.

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Виды, формы, методы осуществления  финансового контроля

 

 

Финансовый контроль как  специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических  знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными  на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета) [5, с. 23].

 

Системность контроля достигается  комбинированным использованием его  различных видов: логического и  математического, документального  и фактического.

 

Деление контроля на документальный и фактический носит в известной  мер условный характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные  источники данных.

 

Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

 

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду  непрерывности хозяйственных операций.

 

К основным способам документального  контроля можно отнести:

 

- формальную и арифметическую  проверку документов;

 

- юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

 

- логический контроль  объективной возможности документально  оформленных хозяйственных операций;

 

- сплошное и выборочное  наблюдение;

 

- встречную проверку документов;

 

- способ обратного счета,  основанный на предварительной  экспертной оценке материальных  затрат с целью последующего  определения величины необоснованных  списаний сырья и материалов  на производство определенных  видов продукции, которые ко  времени контроля имеются в  наличии;

 

- оценку законности и  обоснованности хозяйственных операций  по данным корреспонденции счетов  бухгалтерского учета;

 

- балансовые увязки движения  товарно-материальных ценностей  с их отражением в финансово-бухгалтерской  документации.

 

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

 

- инвентаризация;

 

- экспертная оценка квалифицированными  специалистами действительного  объема и количества выполненных  работ, обоснованности нормативов  материальных затрат и выхода  готовой продукции;

 

- визуальное наблюдение  при непосредственном обследовании  складских помещений, производственных  подразделений, состояния контрольно-пропускного  режима [10, с. 31].

 

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

 

Предшествуя проведению хозяйственных  и финансовых операций, предварительный  контроль носит предупреждающий  контроль. В этом случае проверяются  подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

 

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

 

Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его  осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

 

Виды ревизий

 

 

 

 по ведомственной принадлежности *ведомственные

 

 ревизуемых органов  *внутри ведомственные

 

*внутрихозяйственные

 

 

 по полноте охвата *полные

 

*частичные

 

*комплексные

 

*тематические

 

 

 по глубине проведения *сквозные

 

*локальные

 

 

 

 по степени охвата  данных *сплошные

 

*выборочные

 

*комбинированные

 

 

 по характеру материала  *документальные

 

*фактические

 

 

 по отношению к плану  *плановые

 

*внеплановые 

 

 

 по очередности исследования *первичные

 

 одних и тех же  документов *дополнительные

 

*повторные

 

Рисунок - Классификация ревизий

 

 

Основной метод финансового  контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5, с. 27].

 

По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими  контролирующими органами).

 

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются  актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

 

Немаловажное место среди  методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая  представляет собой совокупность специальных  приемов контроля достоверности  бухгалтерских отчетов и балансов.

 

Выделяют три основных этапа счетной проверки:

 

- проверка согласованности  показателей различных форм отчетности;

 

- сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

 

- проверка обоснованности  учетных записей по данным  первичных документов.

 

Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.

 

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

 

1. Государственный финансовый  контроль проводят государственные  органы власти и управление. Весь  государственный контроль делится  на общегосударственный и ведомственный.

 

- общегосударственный контроль  имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности  во многом зависят пути экономического  развития общественного производства, уровень благосостояния населения,  масштабы теневой экономики и  экономических преступлений. Проводят  общегосударственный контроль Кабинет  Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация  и Государственная контрольно-ревизионная  служба, местные государственные  администрации, Государственный  таможенный комитет и др.;

 

- ведомственный финансовый  контроль применяется только  по отношению к подведомственным  предприятиям и организациям  и проводится контрольно-ревизионными  подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи  с ликвидацией большого количества  министерств, появлением предприятий  новых форм собственности масштабы  ведомственного финансового контроля  значительно сократились.

 

2. Общественный финансовый  контроль - осуществляют общественные  организации (партии, движения, профсоюзные  организации).

 

3. Аудит - новый вид финансового  контроля. Это независимый внешний  финансовый контроль, основанный  на коммерческих основах [10, с. 36].

 

 

1.2 Функции органов, осуществляющих  общегосударственный контроль

 

 

Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный  контроль, являются:

 

1) проводить ревизии и  проверки финансово-хозяйственной  деятельности;

 

2) производить проверки  денежных и иных документов, относящихся  к проверяемой деятельности субъектов  хозяйствования; получать от субъектов  хозяйствования и их должностных  лиц необходимые сведения, а также  объяснения по проверяемым вопросам;

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции