Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа
Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
1) раскрыть организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
2) раскрыть задачи и функции комитета государственного контроля;
Введение
1 Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль
2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции
3 Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели - всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим направлениям:
- общий надзор за исполнением
законов органами
- надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
дознание, предварительное следствие
и оперативно-розыскную
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
- надзор за соблюдением
законов в местах содержания
задержанных, в местах
- борьба с нарушениями
законов, охраняющих права,
- борьба с преступностью
и др. правонарушениями, расследование
преступлений, привлечение к уголовной
ответственности лиц,
- разработка совместно
с другими государственными
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов [6, с. 58].
3 КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].
Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.
Министерство финансов имеет
право: требовать и получать от органов
государственного управления и организаций
информацию об осуществлении бюджетно-
Большую роль в проведении
финансового контроля играет осуществляемое
Министерством финансов Беларуси методическое
руководство организацией бухгалтерского
учета в стране, а также проведение
аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности. В рамках
данного министерства важную роль играет
Главное контрольно-
В соответствии с действующим
законодательством основными
Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.
Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Ключевым оперативным
звеном в структуре данного
Министерство по налогам
и сборам и его органы имеют
право: проводить в установленном
налоговым законодательством
Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.
С учетом данных функций Национальный
банк Беларуси наделен широкими правами
в области регулирования
В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
Ведомственный финансовый контроль
осуществляется министерствами, государственными
комитетами, другими органами управления
на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях.
Для этих целей в составе министерств
и ведомств создаются контрольно-
Ревизии и проверки могут производиться на договорной основе аудиторскими организациями. Решение об этом принимает руководитель органа управления.
Основными задачами ведомственного
контроля являются соблюдение финансовой
дисциплины, борьба с хищениями государственной
и негосударственной
Органами внутрихозяйственного
финансового контроля являются специальные
структурные подразделения
Финансовый контроль тесно
связан с разнообразными финансовыми
санкциями, которые в соответствии
с законодательством применяют
финансовые органы по отношению к
предприятиям, учреждениям и организациям
в случае нарушения ими определенных
требований и правовых норм. Санкции
выступают в виде пени, штрафов
и неустоек. Так, штрафы начисляются:
за сокрытие прибыли или других объектов
налогообложения; необоснованное получение
дотаций и компенсаций из бюджета;
использование средств бюджета
не по целевому назначению; завышение
объема стоимости строительно-
Применение санкций повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.
Наряду с названными выше
органами финансового контроля действуют
специальные структуры, к которым
относятся аудиторские
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
Системность контроля достигается
комбинированным использованием его
различных видов: логического и
математического, документального
и фактического. Источниками информации
для документального контроля служат:
первичные документы, регистры бухгалтерского
учета; бухгалтерская, статистическая
и оперативно-техническая
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
В системе государственных
институтов следует выделить государственные
органы особой компетенции, которые
выполняют определенные функции
государства, но не входят ни в одну
из ветвей власти. К таким органам
относятся Прокуратура, Счетная
палата, Центральный банк, казначейство,
Центральная избирательная
В Республике Беларусь государственный
контроль обеспечивает Комитет государственного
контроля, образованный Президентом
Республики Беларусь. Он контролирует
исполнение республиканского бюджета,
исполнение нормативных актов Президента,
Парламента, Правительства и других
государственных органов, регулирующих
отношения государственной
Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют специальные структуры, к которым относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лемешевский, И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: учеб. пособие для вузов / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2002. - 632 с.
2. Лемешевский, И. М. Микроэкономика (экономическая теория). Ч. 2. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2003. - 720 с.
3. Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория) Ч. 3. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 576 с.
4. Международные финансы: учеб. пособие / под общ. ред. И. Н. Жук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 149 с.
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции