Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
1) раскрыть организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
2) раскрыть задачи и функции комитета государственного контроля;

Содержание

Введение
1 Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль
2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции
3 Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 35.61 Кб (Скачать документ)

Деятельность органов  прокуратуры направлена на достижение одной цели - всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим  направлениям:

 

- общий надзор за исполнением  законов органами государственного  управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами;

 

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание, предварительное следствие  и оперативно-розыскную деятельность;

 

- надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел  судами;

 

- надзор за соблюдением  законов в местах содержания  задержанных, в местах предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом;

 

- борьба с нарушениями  законов, охраняющих права, свободы  и интересы личности, что в  правовом государстве становится  приоритетным;

 

- борьба с преступностью  и др. правонарушениями, расследование  преступлений, привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступления, обеспечение неотвратимости  ответственности за преступные  деяния;

 

- разработка совместно  с другими государственными органами  мер по предупреждению преступлений  и иных правонарушений, или координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью  и явными правонарушениями;

 

- участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов [6, с. 58].

 

 

3 КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].

 

Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все  его структурные подразделения  в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.

 

Министерство финансов имеет  право: требовать и получать от органов  государственного управления и организаций  информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию  государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.

 

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное  управление Беларуси.

 

В соответствии с действующим  законодательством основными функциями  названного выше подразделения являются: проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на содержание финансовых органов, а также проверок их работы по организации составления и  исполнения бюджета, контролю за целевым  и эффективным использованием бюджетных  средств, а также внебюджетных и  государственных целевых бюджетных  фондов; разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной работе; проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций, подчиненных структурным подразделениям Минфина; методическое руководство контрольно-ревизионной работой, обобщение практики применения законодательства по вопросам ревизий и проверок, разработка предложений по его совершенствованию.

 

Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

 

Важное место в системе  финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

 

Ключевым оперативным  звеном в структуре данного министерства являются налоговые инспекции (областные, городские, районные), которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

 

Министерство по налогам  и сборам и его органы имеют  право: проводить в установленном  налоговым законодательством порядке  налоговые проверки; проверять в  организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и  уплатой налогов, получать необходимые  объяснения, справки и сведения по соответствующим вопросам; требовать  от налогоплательщиков для проведения налоговой проверки первичные документы (бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.), связанные с исчислением  и уплатой налогов. Налоговые  органы имеют также право: производить  изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые  являются объектами нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, назначать инвентаризацию имущества  налогоплательщиков, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исключением касс и хранилищ банков и небанковских кредитно-финансовых организаций); налагать (в соответствии с законодательством) арест на денежные средства (кроме денежных средств и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях) и иное имущество налогоплательщиков - нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать операции налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, а также взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

 

Важные контрольные функции  выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.

 

С учетом данных функций Национальный банк Беларуси наделен широкими правами  в области регулирования кредитных  отношений, валютного обращения  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление ими  валютных операций; определять меры их ответственности за нарушение валютного  законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на ведение валютных операций, связанных с движением капитала; постоянно контролировать соблюдение банки ми и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства и др.

 

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

 

Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Для этих целей в составе министерств  и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы), подчиняющиеся  непосредственно руководителю органа управления. Если такое подразделение  не создано, то контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

 

Ревизии и проверки могут  производиться на договорной основе аудиторскими организациями. Решение  об этом принимает руководитель органа управления.

 

Основными задачами ведомственного контроля являются соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями государственной  и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление  случаев незаконного их расходования, проверка постановки бухучета и отчетности.

 

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные  структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций - обычно финансовые и планово-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные (старnine) бухгалтеры, которые непосредственно подписывают все документы (бухгалтерские отчеты, расходные документы и др.), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий (учреждений).

 

Финансовый контроль тесно  связан с разнообразными финансовыми  санкциями, которые в соответствии с законодательством применяют  финансовые органы по отношению к  предприятиям, учреждениям и организациям в случае нарушения ими определенных требований и правовых норм. Санкции  выступают в виде пени, штрафов  и неустоек. Так, штрафы начисляются: за сокрытие прибыли или других объектов налогообложения; необоснованное получение  дотаций и компенсаций из бюджета; использование средств бюджета  не по целевому назначению; завышение  объема стоимости строительно-монтажных  и ремонтно-строительных работ, выполненных  за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

 

Применение санкций повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует к  соблюдению законодательства и условий  различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

 

Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют  специальные структуры, к которым  относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате проведенного в  курсовой работе исследования можно  сделать следующие выводы:

 

Системность контроля достигается  комбинированным использованием его  различных видов: логического и  математического, документального  и фактического. Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

 

Основной метод финансового  контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

 

В системе государственных  институтов следует выделить государственные  органы особой компетенции, которые  выполняют определенные функции  государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам  относятся Прокуратура, Счетная  палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции  они используют специфические формы  и методы деятельности. Создание таких  органов обусловлено объективной  необходимостью, диктуемой реальными  потребностями государства.

 

В Республике Беларусь государственный  контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом  Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые  отношения. В его компетенцию  также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.

 

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют специальные структуры, к которым относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.             Лемешевский, И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: учеб. пособие для вузов / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2002. - 632 с.

 

2.             Лемешевский, И. М. Микроэкономика (экономическая теория). Ч. 2. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2003. - 720 с.

 

3.             Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория) Ч. 3. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 576 с.

 

4.             Международные финансы: учеб. пособие / под общ. ред. И. Н. Жук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 149 с.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции