Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание

Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу. 3
Финансовое регулирование в условиях рыночной экономики в современной России. 13
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.

     В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

     До  кризиса расходы бюджетной системы  и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы  роста экономики и коснулся практически  всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

     Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной  политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

     3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

     Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

     а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

     б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

     в) Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

     г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных  проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

     Долгосрочные программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

     Ключевую  роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности  бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

     4. Повышение эффективности налоговой системы.

     В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

     На  сегодняшний день государственная  политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 

     Во  избежание такого расхождения между  долгосрочными целями и среднесрочной  политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой  целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой  нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

     5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

     В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

     Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет  с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой   станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

     С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

     Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах

     6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

     В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.  
В этой связи в бюджете предусматриваются средства на дополнительную капитализацию банковского сектора - в 2009 году в размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем году предусмотрены государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

     В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

     Также продолжится работа по следующим  направлениям:

     1.Обеспечение  открытости деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачности  структуры собственности акционеров (участников).

     2.Упрощение  и удешевление процедур реорганизации,  включая присоединение кредитных  организаций, создание дополнительных  условий для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах.

     3.Оптимизация  условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.

     4.Обеспечение  противодействия допуску к участию  в управлении кредитными организациями  лиц, не обладающих необходимыми  профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.

     5.Рационализация  механизмов контроля за приобретением  инвесторами акций (долей) кредитных  организаций. 

     6.Развитие  риск-ориентированного надзора.

     7.Совершенствование  регулирования деятельности кредитных  организаций по предоставлению  населению потребительских (включая  ипотечные) кредитов и других  розничных продуктов. 

     8.Совершенствование  методического и нормативно-правового  обеспечения инспекционной деятельности.

     9.Совершенствование  процедур ликвидации кредитных  организаций, у которых отозвана  лицензия на осуществление деятельности.

     Эти меры позволят снизить риски в  банковской системе и укрепить ее. 

     В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику.

     Центральный банк РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

     Основные  направления включают:

     • концептуальные принципы, лежащие в  основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

     • краткую характеристику состояния  экономики РФ;

     • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

     • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей  и обоснование их возможной корректировки;

     • сценарный (состоящий не менее чем  из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год  с указанием цен на нефть и  другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

     • прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;

     • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

     • основные показатели денежной программы  на предстоящий финансовый год;

     • варианты применения инструментов и  методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых  ориентиров при различных сценариях  социально-экономической конъюнктуры;

     • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий  год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

     В 2010-2012 годах деятельность Банка России будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.

     Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы».

     На  основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный «запас прочности» банковской системы и снизить волатиль-ность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Информация о работе Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу