Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание

Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу. 3
Финансовое регулирование в условиях рыночной экономики в современной России. 13
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     дают  меньший социально-политический резонанс (в случае "непопулярных" мер).

     К недостаткам кредитно-денежных методов  регулирования следует отнести  тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

     Теперь  следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной  системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной  системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

     Рычаги  воздействия на экономику через  финансы и кредит привлечены уже  практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного.

     В развитых странах страхование как  инструмент государственного регулирования  используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

     Или другой пример - обязательное страхование  ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

     Не  меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера  государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.

     Все вышесказанное иллюстрирует, какое  значение для рыночной экономики  имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.

     Эффективность процесса финансового регулирования  экономики и социальной сферы  зависит от способности государственных  структур комплексно осуществлять следующие  мероприятия:

     систематически  совершенствовать формы организации  финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;

     своевременно  аккумулировать денежные средства, необходимые  для удовлетворения совокупных воспроизводственных  потребностей;

     определять  направления наиболее рационального  расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;

     выявлять  причины и принимать меры для  устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования  средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;

     проводить действенный контроль за ходом финансового  перераспределения стоимости.

     Для построения эффективной системы  государственного регулирования и  рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

     Современный этап развития нашей страны требует  совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

     Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки. 
 

 

Список литературы

  1. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 504 с: ил.
  2. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанта. — М.:Юрайт-М, 2004 .—504с.
  3. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2е изд. — М.: ИНФРАМ, 2004. — 543 с.
  4. Финансы: учебник для вузов / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.
  5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
  6. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (Проект).
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Информация о работе Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу