Основные принципы организации расчетов между субъектами предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:43, доклад

Описание

Безналичные расчеты – это перечисления определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя средств, а также перечислением банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателя средств.
Механизм безналичных расчетов, их формы, стандарты документов и документооборот определяет Инструкция НБУ «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины».

Работа состоит из  1 файл

Теория.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

 

3.1 Основные принципы  организации расчетов между субъектами  предпринимательской деятельности

 

Большую часть расчетов за отгруженные товары и предоставленные  услуги субъекты предпринимательской  деятельности осуществляют безналичными расчетами.

Та часть платежного оборота, которая проводится на счетах в банках, а не наличностью – является  безналичным платежным оборотом.

Безналичные расчеты  – это перечисления определенной суммы средств со счета плательщика  на счет получателя средств, а также  перечислением банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателя средств.

Механизм безналичных  расчетов, их формы, стандарты документов и документооборот определяет Инструкция НБУ «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины».

Когда счета открыты  в разных банках, межбанковские расчеты  проводятся с помощью системы  корреспондентских отношений. Т.е., в платежном обороте действуют  не только счета плательщика и  получателя, а и счета банков их обслуживающих.

Безналичные расчеты  следует рассматривать как целостную  систему, которая включает:

- классификацию расчетов;

- организацию расчетов;

- формы соответствующих  документов;

- взаимоотношения плательщика  с банком.

Классификация безналичных  расчетов представлена в таблице 3.1.

Расчеты по товарным операциям  связаны с реализацией продукции, выполненных работ, предоставленных  услуг. Они составляют большую часть  всего денежного оборота государства  и обслуживают текущую финансово-хозяйственную  деятельность предприятий. От организации расчетов по товарным операциям зависят расчеты по нетоварным операциям.

 

 

Таблица 3.1 – Схема  классификации безналичных расчетов по признакам

Признак

Суть расчетов

1. Назначение платежа

1.1. Расчеты по товарным  операциям

1.2 Расчеты по нетоварным операциям

2. Место проведение  безналичных расчетов

2.1 Внутригосударственные

2.2 Межгосударственные

3. По способу реализации

3.1 Прямые

3.2 Транзитные

4. По способу получения  платежа

4.1 Гарантированные

4.2 Негарантированные


 

Расчеты по неторговым операциям связаны с финансовыми операциями: с кредитной системой, с бюджетами различного уровня, со выплатой финансовых санкций. Эти расчеты осуществляются после оплаты продукции, т.е. по результатам завершения кругооборота денег предприятием.

В соответствие с местом проведения безналичных расчетов делят  на внутригосударственные (либо местные, которые осуществляются в пределах населенного пункта) и межгосударственные, которые осуществляются между хозяйствующими субъектами на территории различных государств.

По способу реализации продукции безналичные расчеты  могут быть:

- прямыми, которые  осуществляются непосредственно  между поставщиками;

- транзитные, которые  осуществляются при наличие промежуточных  субъектов (структур).

По способу получения  платежа безналичные расчеты делятся на гарантированные, которые обеспечивают гарантию платежу за счет депонирования денег, и негарантированные, по которым платеж не гарантируется.

Организация расчетов предусматривает  их осуществление записи (перечисление) средств со счета покупателя (плательщика средств) на счет поставщика (получателя средств) или зачетом взаимных расчетов между покупателем и поставщиком продукции.

 Организация безналичных расчетов подчиняется соответствующим принципам и требованиям:

    • безналичные расчеты осуществляются через учреждения банков;
    • обязательное хранение средств на счетах в банке;
    • списание средств по распоряжению собственника осуществляется в пределах остатка на счету;
    • самостоятельный выбор форм расчетов;
    • предоставление права выбора банков для открытия счетов;
    • плательщики несут ответственность за осуществление платежей в установленные сроки;
    • возможность осуществления контроля за соблюдением взаимных обязательств  при помощи счетов;
    • максимальное приближение времени платежа к времени отгрузки товаров, выполнения работ, услуг.

Формы безналичных расчетов бывают разные. Эти формы зависят  от использования различных видов  расчетных документов. Расчетный  документ – это соответствующе оформленный  документ на перевод денежных средств.

Для осуществления безналичных расчетов используют следующие платежные документы (инструменты):

- платежные поручения;

- платежные требования  – поручения;

- платежные требования;

- расчетный чек;

- аккредитив;

- вексель.

С переходом к рыночным отношениям организация безналичных расчетов должна активно содействовать выполнению следующих заданий:

- усовершенствования коммерческих расчетов на предприятии;

- оптимизация форм  и способов безналичных расчетов;

- повышения ответственности  предприятий за своевременное  и полное осуществление платежей по всем обязательствам;

- постоянный поиск  новых механизмов организации  безналичных расчетов, которые бы  дали возможность на экономической  основе преодолеть негативные  процессы в денежной сфере;

- укрепление договорной  дисциплины;

- ускорения оборота  средств.

Система безналичных  расчетов должна быть связана с реальным товарооборотом. Только при таких  условиях будет обеспечен непрерывный  кругооборот средств субъектов  хозяйствования и, как результат, развитие производства.

 

3.2 Специфика основных форм безналичных расчетов

 

До 90-х г.г. в нашей  стране основным видом безналичных расчетов была акцептная форма при помощи платежных требований. По этой форме весь расчетный механизм был приспособлен к:

    • несвоевременного проведения платежей из-за отсутствия средств на счетах предприятий-плательщиков;
    • хранение, в связи с этим, неоплаченные документы на картотеке;
    • начисление и взимание пени за несвоевременную оплату;
    • предоставление кредитов для завершения расчетов.

Однако развитие взаимоотношений между субъектами хозяйствования требуют и новых форм расчетов. В связи с этим Национальным банком Украины были совершенствованы действующие формы расчетов и введены новые.

 Платежные требования  и инкассовые поручения (распоряжения) используются в случаях, предусмотренных действующим законодательством и нормативным актам НБУ. Расчет при помощи платежными требованиями-поручения представлен на рисунке 3.1.

                                             1


                                             2



   3           5                                                            8

                                          6



 

Рисунок 3.1 – Расчет платежным  требованием -поручением

 

    1. – поставщик отгружает продукцию покупателю;

  • – вместе с документами на отгруженную продукцию передает требование-поручение на оплату;
  • – покупатель передает платежное требование-поручение в банк, которые его обслуживает, для перевода денег;
  • – банк покупателя списывает с его счета деньги;
  • – банк покупателя оповещает выпиской покупателя-собственника счета о списании средств с его расчетного счета;
  • – банк покупателя направляет в банк поставщика платежное требование-поручение;
  • – банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика (получателя средств);
  • – банк поставщика оповещает поставщика (собственника средств) о поступлении средств на счет (выпиской с расчетного счета).
  •  

    Наиболее распространенные между субъектами хозяйственной деятельности – расчеты платежными поручениями, которые используются при расчетах по платежам товарного и нетоварного характера. К первым относят – платежи за полученную продукцию, выполненные работы и услуги; ко вторым – платежи в бюджет, возврат задолженности за кредит, финансирование капитальных вложений и проч.

    Расчеты по товарным операциям  осуществляются после отгрузки товара или одновременно с ним. В настоящий период времени часто используется предоплата и авансовые платежи. По нетоварным операциям платежи осуществляются в сроки, оговоренные договором.

    При равномерных и  постоянных поставках продукции  расчеты между поставщиком и потребителем могут проводиться в порядке плановых платежей на основании договора с использованием платежных поручений.         Используются при:

      • расчетах между постоянными контрагентами, между фирмами и их филиалами;
      • расчетах с брокерами и с государственными организациями;
      • комиссионной продажи товаров в форме компенсации или многоразовых поставках однородных товаров малыми партиями.

     

     К расчетам на  основании зачета взаимозадолженности плательщиков относят расчеты, по которым взаимные обязательства должников и кредиторов погашаются в равномерных суммах и только по разнице осуществляется платеж на общих основаниях с использованием платежных поручений.

    Такие расчеты могут  осуществляться путем зачисления обязательств между двумя плательщиками или группой плательщиков всех форм собственности одной или различных отраслей хозяйствования.

    Предприятия, имеющие  постоянные хозяйственные связи  по поставке товаров (выполненные работы, предоставленные услуги), могут осуществлять расчеты периодически  по сальдо встречных требований. В договоре сторон предусмотрены сроки и формы расчетов, периодичность сверки взаимной задолженности с составлением соответствующего акта. После составления акта сверки задолженности сторона, в зависимости от того, в пользу кого составлялось кредитовое сальдо взаимообязательств, выписывает расчетный документ (платежное поручение, платежное требование-поручение) или оформляет вексель.

    На основании гарантированных платежных поручений предприятие может осуществлять без ограничения суммы перевод средств:

      • на имя отдельных граждан – средства, которые принадлежат им лично (пенсии, алименты, зарплата, расходы на командировку, авторский гонорар и т.д.);
      • предприятиям – на расходы для выплаты ЗП, за организованный набор работников, для заготовки сельхозпродукции в населенных пунктах, где нет банков.

     Гарантированными  платежными поручениями могут  осуществляться расчеты между  филиалами одного банка или  между разными банками при  наличии между ними корреспондентских  отношений, при которых предусмотрена эта форма расчетов (рисунок 3.2).

     

     

     

     

     

                                              1


                                              2



       3            5                                                    8

                                             6


     

     

    Рисунок 3.2 – Расчет платежными поручениями

     

      1. - поставщик отгружает продукцию покупателю;
      2. – поставщик выставляет счет-фактуру за продукцию;
      3. – покупатель подает в банк, который его обслуживает, платежное поручение;
      4. – банк покупателя списывает с его счета деньги;
      5. – банк покупателя уведомляет его (собственника счета) о списании средств;
      6. – банк покупателя передает по электронной связи или посылает поручение на соответствующую сумму в банк поставщика;
      7. – банк поставщика (получателя) зачисляет деньги на счет поставщика;
      8. – банк поставщика уведомляет его о поступлении средств на расчетный счет выпиской с расчетного счета.

    Расчеты платежными поручениями - одна из наиболее распространенных безналичных  форм в хозяйственном обороте  Украины. Позитивной стороной такой формы является ее универсальность и относительно простой и быстрый документооборот.

    Информация о работе Основные принципы организации расчетов между субъектами предпринимательской деятельности