Основные принципы организации расчетов между субъектами предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:43, доклад

Описание

Безналичные расчеты – это перечисления определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя средств, а также перечислением банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателя средств.
Механизм безналичных расчетов, их формы, стандарты документов и документооборот определяет Инструкция НБУ «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины».

Работа состоит из  1 файл

Теория.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Гарантированное поручение  может быть принято к платежу  только на полную сумму.

Расчеты платежными требованиями-поручениями – малораспространенная форма расчетов и используется для расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги.

Расчеты чеками используются для осуществления расчетов в безналичной форме между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами для сокращения расчетов  наличностью за полученные товары, выполненные работы и предоставленные услуги. В мировой практике чековая форма расчетов преимущественно в англоязычных странах (США, Канаде, Великобритании), а также в Италии, Франции. Классический чек используется как для БР в одном банке, так и сфере межбанковских расчетов.

Большинство чеков (кроме  именных) могут передаваться на основе именной передаточной надписи, которая  проставляется на обрате документа. Чек на предъявителя вообще может  передаваться простым вручением. Чековый оборот базируется на текущем счете, или так называемом чековом счете.

Расчетные чеки (чековые  книжки) изготавливаются на специальной  бумаге Банкнотно-монетным двором НБУ  с соблюдением всех обязательных требований. Расчетные чеки в чековой  книжке по 10, 20, 25 страниц, являются бланками строгого учета. Срок действия книжки – один год (расчетного чека, который выдается физическому лицу для одноразового расчета, - три месяца). Расчетный чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодержателя на протяжении 10 календарных дней (день выписки не учитывается). Расчет чеком осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.

 

                                                 2


                                                 1



           6                                                               3             9

                                                4


                           


                                                7


 

  Рисунок 3.3 – Расчет чеком

(1) – поставщик передает товар покупателю;

(2) – покупатель передает  чек поставщику;

(3) – поставщик передает  чек в свой банк;

(4) – банк поставщика  передает чек для оплаты в  банк покупателя;

(5) – банк плательщика списывает деньги со счета покупателя товара;

(6) – банк плательщика уведомляет плательщика о списании средств;

(7) – банк плательщика  передает банку поставщика соответствующие  средства;

(8) – банк поставщика  зачисляет средства на счет  поставщика;

(9) – банк поставщика  уведомляет поставщика о зачислении  средств на его счет.

Чековая форма расчетов имеет заметные преимущества. Это, прежде всего, относительно ускоренный период расчетов и поступления средств  на счет поставщика, что способствует снижению дебиторской задолженности.

Принципиальными недостатками такой формы расчетов являются недостаточные гарантии платежа, поскольку на счету чекодателя может быть недостаточно необходимых средств; невозможность расчетов чеками на большую сумму; сложность оформления чека.

 

Рекомендованы также  к использованию аккредитивы. Эта форма наиболее распространена при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Аккредитив – это  договор, содержащий обязательство  банку-эмитента, по которому этот банк по поручению клиента обязуется  выполнить платеж в пользу бенефициара или поручить другому (исполнительному) банку осуществить этот платеж.

Условия и порядок  проведения расчетов по аккредитиву  оговариваются в договоре между  бенефициаром и заявителем аккредитива. По своей сущности аккредитив является договором, независимым от договора купле-продажи. Все заинтересованные стороны во время операций с аккредитивом имеют дело только с документами, а не с товаром, услугами либо другими обязательствами.

Банк-эмитент может  открывать следующие виды аккредитивов:

- покрытый – который  предусматривает предоплату депонированных средств;

- непокрытый – оплата  по которому в случае нехватки  денежных средств на счету  плательщика, предусматривает банковский  кредит;

- отзывной – может  быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом в любой момент  без предварительного уведомления бенефициара;

- безотзывной – может быть  изменен или аннулирован только  при согласовании  бенефициара,  в пользу которого он был  открыт.

Схема расчетов с использованием аккредитивной  формы приведены на рисунке 3.4.

Аккредитивная форма расчетов дает поставщикам уверенность, что отгруженный товар будет вовремя оплачен.

Для поставщиков (получателя средств) аккредитивная форма расчетов надежная, относительно простая и привлекательная, поскольку гарантирует оплату.

Напротив, покупателям расчеты с использованием аккредитива не выгодны, т.к. на определенный период средства изымаются из оборота, что ухудшает финансовое состояние предприятий-покупателей.


                                                  6



 1       3      7                                                          5          10

                                                 4


                                                  8


 

Рисунок 3.4 – Расчет с  использованием аккредитива

      1. – покупатель поручает банку, который его обслуживает, открыть аккредитив;
      2. банк покупателя открывает аккредитив;
      3. банк покупателя оповещает покупателя об открытии аккредитива;
      4. банк покупателя уведомляет банк поставщика об открытии аккредитива поставщику на конкретную сумму;
      5. банк поставщика оповещает поставщика об открытии аккредитива;
      6. отгрузка товара;
      7. покупатель уведомляет банк о выполнении условий аккредитива, т.е. дает указание на раскрытие аккредитива;
      8. банк покупателя переводит банку поставщика сумму средств по аккредитиву;
      9. банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика;
      10. банк поставщика уведомляет об этом своего клиента.

 

Одной из распространенных форм расчетов на внешнеэкономическом уровне между покупателем и поставщиком является международное инкассо.

Наиболее важная цель экспортера – сохранить товарораспорядительные документы до того времени, пока импортер не заплатит за товар или не предоставит определенные гарантии оплаты в будущем. Ее удовлетворяют с помощью операции инкассо по инициативе банка (прямое иностранное инкассо).

Инкассо международное (итал. incasso – выручка, выторг) – форма международных безналичных расчетов, которая означает обязательство банка одной страны получить по поручению экспортера от импортера суму платежа по контракту против передачи документов (финансовых, коммерческих) и перечислить их экспортеру.

Степень защищенности, которая  допускается экспортером, зависит  от условий инкассо. Инкассовые операции проводятся банками на основе полученных инструкций с целью:1)получение акцепта (или платежа);2)предоставление коммерческих документов против акцепта (или против платежа).

Последовательность действий при проведении операций с инкассо  против документов в виде упрощенной конструкции приведено на рисунке 3.5:

1)заключение соглашения  между покупателем и продавцом;

2)отправка товара;

3)отправка документов (инкассового поручения);

4)передача документов  отечественным банком в иностранный  банк;

5)вручение документов  покупателю против платежа и  т.д.;

6)платеж отечественному  банку иностранным банком;

7)выплата продавцу (экспортеру) отечественным банком.

Согласно с инкассо  экспортер дает поручение банку  в своей стране (банку-ремитенту) отправить документы банку в  стране импортера (инкассирующему банку). Инкассирующий банк, в свою очередь, подает свои документы импортеру  и согласно с соответствующими инструкциями получает от импортера или оплату по предъявлению, или акцепт срочной тратты (торговый акцепт), которою выписал экспортер на имя импортера. Акцепт допускает, что импортер берет на себя обязательство осуществить платеж после завершения срока срочной тратты, которая выписана на его имя и им акцептована.

 

 

 





 

 


 

 


 



 


Рисунок 3.5 -

 

 

 

Ответственность банков при осуществлении инкассовых операций ограничивается в основном пересылкой и предоставлением документов против оплаты или акцепта, но без собственного обязательства осуществить платеж, если покупатель не исполнит своих обязательств по инкассо.

Правовые основы осуществления  инкассовых расчетов. Стандартные международные правила, которые определяют роль и ответственность банков в процессах инкассирования и регулируют правила осуществления инкассовых операций, сформулированные Международной торговой палатой (МТП) и напечатанные в Унифицированных правилах по инкассо (УПИ) (публикация №522, редакция 1995г.). Практически все банки мира придерживаются УПИ, удобных тем, что дают одинаковые определения терминов и вопросов, которые возникают в практике расчетов по инкассо.

УПИ регулируют основные правила и обязанности банков, а также их ответственность по принятию инкассового поручения. Банк-ремитент отвечает за то, чтобы указания его доверителя были переданы инкассирующему банку, а также за возможные ошибки. Банки не берут на себя платежных обязательств и не могут отвечать за последствия форс-мажорных обстоятельств, задержки или утраты во время передачи информации или документов, если они не виноваты в этом сами.

Существуют такие типы инкассо: чистое и документарное.

Чистое инкассо –  инкассо, в котором задействованы  только финансовые документы (переводные и простые векселя, чеки и подобные документы, которые используются для получения платежей).

Самым распространенным документом является тратта (переводной вексель). Согласно с чистым инкассо, коммерческие (транспортные) документы, которые принадлежат тратте, могут быть переданы и отосланы непосредственно импортеру, обходя банк. Когда транспортный документ (коносамент) передается непосредственно импортеру, он становится хозяином товарораспорядительных документов. Эти транспортные документы называют такими, которые «непосредственно передаются».

Коносамент (франц. connaissement, от connaitre – знать, понимать) – документ, который выдается перевозчиком груза его отправителю, свидетельствует о принятии груза для перевозки и содержит обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю.

Передающая надпись (индоссамент) перевозчика или банка-ремитента (инкассирующего банка) в таких случаях  не обязательный.

Индоссамент (нем. Indossament, от лат. in – на и dorsum - спина) – передающая надпись на обратной стороне векселя, чека, коносамента и некоторых других ценных бумаг, которая свидетельствует передачу прав по этому документу от одной личности другой.

В этом случае импортер становится собственником товаров для оплаты или акцепта тратты путем оплаты транспортной компании фрахта (если фрахт оплачивает покупатель) и соответствующих расходов. Итак, роль банка экспортера (банка0ремитента) заключается лишь в пересылке тратты инкассирующему банку для оплаты или акцепта.

Документарное инкассо  – инкассо, которое предусматривает передачу вместе с финансовыми коммерческих (транспортных) документов.

Виды и количество экземпляров документов должны определятся  требованиями страны-импортера. Если такие  данные отсутствуют во внешнеторговом контракте, то экспортер должен заблаговременно выяснить эти вопросы в консульском представительстве страны-импортера.

К таким документам относятся:

- срочная тратта или  тратта на предъявителя;

- коносамент или другой  транспортный документ;

- коммерческие счета-фактуры  или инвойс;

- свидетельство о происхождении;

- страховые полисы  или сертификаты и т.д.;

По наличию у украинского  банка соответствующей валютной (генеральной) лицензии и осуществленные им самостоятельной роботы по инкассо  проверенный комплект предоставленных  документов отправляют инкассирующему банку вместе с первым экземпляром инкассового поручения.

Согласно с документарным  инкассо банк экспортера (банк-ремитент) отправляет документы и свои инструкции с указаниями по поводу взыскания  инкассо, на которые есть запрос экспортера, банку в стране импортера (инкассирующему банку). Эти инструкции определяют сроки и условия выдачи документов импортеру. Импортер получает документы только после исполнения определенных условий. По сравнению с чистым инкассо при использовании документарного экспортер меньше рискует, потому что пересылка товарораспорядительных документов защищено, если оригинальные копии коносамента или транспортного документа отправляют инкассирующему банку или передают за его требованием. После исполнения импортером всех условий инкассирующий банк передает коносамент импортеру.

Информация о работе Основные принципы организации расчетов между субъектами предпринимательской деятельности