Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………………......5
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…....5
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………….7
1. 3. Формы государственного кредита……………………………………………13
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы……16
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга……………………..16
2. 2. Обслуживание долга…………………………………………………………...26
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом
и долгом……………………………………………………………………………….28
3. 1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития………………………………………………………………………………....28
3. 2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……...33
Заключение…………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам велерии.docx

— 82.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3                                                                                                                    

1. Понятие государственного  и муниципального кредита……………………......5

1. 1. Общие принципы государственного  и муниципального кредитования…....5

1. 2. Функции и цели государственного  и муниципального кредита…………….7

1. 3. Формы государственного кредита……………………………………………13

2. Государственный и муниципальный  долг: сущность и основные формы……16

2. 1. Сущность государственного  и муниципального долга……………………..16

2. 2. Обслуживание долга…………………………………………………………...26

3. Основы управления государственным  и муниципальным кредитом 

и долгом……………………………………………………………………………….28

3. 1. Государственный кредит  в современной России: особенности  и тенденции развития………………………………………………………………………………....28

3. 2. Управление государственным  кредитом и государственным долгом……...33

Заключение…………………………………………………………………………….40

Список использованной литературы………………………………………………..42

 

 

 

 

 

Введение

     Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

     Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

     Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

     Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

     Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:

     - определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;

     - определить сущность и последствия государственного долга;

     - изучить основы управления государственным долгом.

     Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

В настоящее время, выбранная  мной тема весьма актуальна, так как  государственный кредит оказывает  большое влияние на экономическое  развитие страны и регулирование  долговых проблем.

 

1. Понятие государственного  и муниципального кредита.

1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования.

Государственный и муниципальный  кредит – совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, с одной стороны, и физическими  и юридическими лицами, с другой, при которых государственные  органы, органы власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления выступают  в качестве заемщиков, кредиторов и  гарантов. [1]

Другими словами, государственный  и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками.

Главная форма кредитных  отношений – когда государство  выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория  государственный и муниципальный  кредит находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государственных и местных органов власти, т.е. бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит —  это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов, определяется содержанием категории «кредит». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит, представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. В сфере заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложения затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств  государством обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход.[9]

 

1. 2. Функции и цели государственного  и муниципального кредита.

     Функции государственного  и муниципального кредита непосредственно  вытекают из его сущности. Как  элемент финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную,  регулирующую и контрольную функции.[4]  

     Распределительная  функция государственного и муниципального  кредита проявляется в перераспределении  части вновь созданной стоимости  на особых принципах — срочности,  возвратности, платности, целевого  назначения. С переходом России  к рынку распределительная функция  претерпела ряд изменений, в  частности, изменились субъекты  кредитных отношений: со стороны  государства их участниками стали  субъекты Федерации, особым субъектом  кредитных отношений стали местные  органы власти, их контрагентами  выступают резиденты и нерезиденты,  юридические и физические лица, а для государства или субъекта  Федерации — иные государства,  международные финансово-кредитные  организации, и т. п. Изменились  и инструменты, посредством которых  осуществляются кредитные отношения  — все чаще государство и  его территориальные подсистемы  становятся участниками рынка  ценных бумаг, осуществляя заимствования  посредством эмиссии облигаций,  в том числе и на международном  фондовом рынке. Соответственно  меняется и сам характер государственного  кредита — все в большей  степени он переходит из плоскости  императивных отношений в плоскость  рыночных отношений, в основе  которых лежит равноположение  сторон.

Регулирующая функция  государственного и муниципального кредита имеет две стороны  — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем  выделения им целевых кредитов. Выделение  бюджетных ресурсов на безвозмездной  основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а  порой и дефицитности. В целом  государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.

Регулирующая функция  государственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии  на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние  денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди  различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий  и организаций изменяется при  покупке государственных ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные  ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов  в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных  ценных бумаг, тенденции развития рынка  ценных бумаг в стране являются важными  макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем  выше спрос государства на заемные  средства, чем лучше развит рынок  государственных ценных бумаг, тем  выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента и цена кредита  для предпринимателей.

У государственного кредита  как звена финансовой системы  существует тесная взаимосвязь с  бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения - с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.

В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной  из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают  пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают  мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием  государственного долга.

Государственный кредит оказывает  регулирующее воздействие на объем  производства и занятость, которое  проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные  гарантии; б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки  товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального  производства за счет государственных  займов; в) кредитовании экспорта отечественных  товаров и др.[6, c. 14]

Информация о работе Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом