Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………………......5
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…....5
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………….7
1. 3. Формы государственного кредита……………………………………………13
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы……16
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга……………………..16
2. 2. Обслуживание долга…………………………………………………………...26
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом
и долгом……………………………………………………………………………….28
3. 1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития………………………………………………………………………………....28
3. 2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……...33
Заключение…………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам велерии.docx

— 82.96 Кб (Скачать документ)

Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью  государства и состоянием бюджета  и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные  операции совершаются на принципах  возвратности и платности получения  средств. Контроль за правильностью  и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные  уполномоченные органы.

 

Через фискальную функцию  государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно  развитых странах государственные  займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом  финансирования расходов бюджета. Последнее  объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с  увеличением налоговых поступлений.

Таким образом, государственный  кредит — это совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями —  с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке финансов и  кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время  процесс его формирования и использования  осуществляется в специфической  форме — привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

     Связь государственного  кредита с финансами заключается  также в том, что, во-первых, это распределительные отношения,  отношения вторичного распределения  части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников  отношений неизменно является  государство — субъект с особыми  правами, которые, как правило,  используются при заимствованиях (например, принудительное размещение  государственных займов или же  особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

     • в отличие,  например, от налогов и обязательных  платежей привлечение или предоставление  средств при кредитовании осуществляется  на возвратной и, нередко, возмездной  основе;

     • движение  средств осуществляется в прямом  и обратном направлении, тогда  как налоги и платежи движутся  лишь в одном направлении; 

     • государственный  кредит независимо от формы  его существования имеет, как  правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь  место; 

     • существование  кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает,  что любые долговые обязательства  Российской Федерации погашаются  в сроки, которые определены  конкретными условиями займа,  но не могут превышать 30 лет;  [11]

     • кредит  имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может  не возобновляться, в то время  как налоги и платежи осуществляются  регулярно; 

     • государственный  кредит имеет избирательный, селективный  характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически  все участники экономической  системы. 

     Как способ  финансирования расходов правительства  государственный кредит обладает  рядом преимуществ и имеет  существенно меньшие негативные  последствия по сравнению с  традиционными приемами—дополнительной  денежной эмиссией и увеличением  доходов бюджета за счет прямого  повышения налогов. Государственный  кредит служит одним из факторов  улучшения денежного обращения  и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной  стороны, не прибегать к дополнительной  денежной эмиссии, а с другой  стороны, «связывать» временно  свободные денежные средства  юридических и физических лиц  и привлекать их в качестве  кредитных ресурсов. Преимущество  и особенность государственного  кредита и в том, что, как  источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением. Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

    Особым элементом  публичных финансов является  муниципальный кредит. По основным  признакам он совпадает с государственным  кредитом, но имеет другой уровень  публичности и порядок его  формирования, распределения и использования;  ответственность по подобным  обязательствам определяется местными  органами власти. Таким образом,  кредитное финансирование государства  и местных органов: 

     (а) представляет  собой один из самых гибких  инструментов регулирования макро-  и микроэкономических процессов,  увязки доходов и расходов  государства; 

    (б) позволяет  равномерно и в известной мере  справедливо распределить ответственность  за принятые финансовые решения  между нынешним и будущими  поколениями; 

    (в) позволяет  воздействовать на социальную  и денежно-кредитную политику;  

    (г) выступает  реальным фактором ускорения  темпов социального и экономического  развития страны. Расширение границ  государственного кредита должно  осуществляться на основе развития  рынка долговых обязательств, стимулирования  инвестиционной активности юридических  и физических лиц, формирования  эффективной системы управления  долгом.

1.3.Формы государственного кредита.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих  формах:

     1) государственные  займы; 

     2) обращение  части вкладов населения в  государственные займы; 

     3) заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда; 

     4) казначейские  ссуды; 

     5) гарантированные  займы.

   1. Государственные  займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные  средства населения, предприятий  и организаций привлекаются на  финансирование общественных потребностей  путем выпуска и реализации  облигаций, казначейских обязательств  и других видов государственных  ценных бумаг.[11]

 Облигация - это государственное  долговое обязательство, которое  дает право ее владельцу по  истечении определенного срока  получить обратно сумму долга  и проценты. Продавая облигацию,  государство обязуется вернуть  сумму долга в определенный  срок с процентами или выплачивать  проценты в течение всего срока  пользования заемными средствами, а по истечении этого срока  вернуть и сумму долга. 

     Другим видом  государственных ценных бумаг  в нашей стране являются казначейские  обязательства. Отличия от облигаций  заключаются в целях выпуска,  форме выплаты дохода и свободе  обращения. Средства, поступающие  от продажи облигаций, направляются  на пополнение бюджетного фонда,  внебюджетные фонды или специально  оговоренные цели. Средства от  реализации казначейских обязательств  государства направляются только  на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств, предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

   2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов). Это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

   3. Заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда, как форма государственного  кредита характеризуется тем,  что государственные кредитные  учреждения непосредственно (не  опосредуя эти операции покупкой  государственных ценных бумаг)  передают часть кредитных ресурсов  на покрытие расходов правительства.  Эта форма способствует развитию  инфляционных процессов, это особенно  опасно в условиях жесткого  контроля над эмиссией денежных  знаков. Поэтому полная нормализация  отношений между государством  и кредитной системой лежит  на пути признания невозможности  прямого заимствования ссудных  средств для покрытия бюджетного  дефицита и возмещения государственному  банку долга, образовавшегося  в предыдущие годы. В нашей  стране подавляющая часть государственного  долга (93%) сложилась именно за  счет привлечения правительством  средств общегосударственного ссудного  фонда для финансирования бюджетных  расходов, что негативно сказалось  на состоянии государственных  финансов и денежного обращения.  Эта форма государственного кредита,  как правило, существует в тоталитарном  обществе.

   4. Казначейские ссуды - выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на вышеназванных условиях.

   5. Гарантированные  займы - правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

     Государственные  внешние займы предоставляются,  как и внутренние на условиях  возвратности, срочности и платности.  Сумма полученных внешних займов  с начисленными процентами по  ним включается в государственный  долг страны.

     Государственные  внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме.  Выпускаются в валюте страны-кредитора,  страны-заемщика или валюте третьей  страны. Погашение займов по соглашению  сторон осуществляется товарными  поставками или валютой.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы.

2. 1. Сущность государственного и муниципального долга.

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации, понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.  

Информация о работе Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом