Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление ее возникновения;
проведение анализа антиинфляционной политики и внутренних дисбалансов в российской экономике;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...…5
1.1. Исторические предпосылки инфляции……………………………………..5
1.2. Понятие и сущность инфляции………………………………….…………..7
1.3. Сущность инфляции в разных экономических школах……….………….8
1.4. Виды и причины инфляции………………………………………...………11
1.5. Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия..….18
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России………………...26
2.1. Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе……………………………………………………………....26
2.2. Основные направления антиинфляционной политики в России……..…34
2.3. Проблемы снижения темпа инфляции в России………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....47

Работа состоит из  1 файл

Теория инфляции.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Существует  три способа измерения инфляционных процессов:

    1. Измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.
    2. Определение силы инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит наблюдалась дефляция (падение цен).
    3. Вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

Для оценки и  измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой  определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс потребительских  цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

Так  называемое  «правило  величины  70»  дает  нам   другую   возможность     количественно   измерить   инфляцию.  Точнее  говоря,  оно  позволяет  быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

Приблизительное кол-во лет  70

необходимых для удвоения =__________________________________

темп ежегодного увеличения уровня цен       (%) темпов инфляции

Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется  времени, чтобы реальный ВНП или  Ваши личные сбережения удвоились.

Например:

70/ 25% =2.8 - лет, если темп инфляции сохранится. Где 25% - годовая инфляция.

Темп инфляции для данного  года  можно  вычислить  следующим  образом: вычесть индекс цен прошедшего  года из  индекса  этого  года, разделить  эту разницу  на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.  Например,  если в 2000 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в  2001г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для  2001  г.  вычисляется  следующим образом:

      темп инфляции =(118,3 - 113,6) /118,3 * 100 = 4,1%.

Существует несколько индексов цен.

  • индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
  • индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
  • индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
  • индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

1) Индекс стоимости  жизни.

В мировой  практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных  цен специального набора товаров  и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимости жизни, его прожиточный минимум. Для его расчета применяется следующая процедура.

Определяется  потребительская корзина: набор  наиболее употребляемых, типичных товаров  и услуг. Потребительская корзина  тем достовернее отражает динамику инфляции, чем больше в ней представлено благ. Например, в США рыночная корзина охватывает 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992-1995 гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продовольственных продуктов, только 20 непродовольственных товаров и набор некоторых платных услуг.

Устанавливается базовый период – стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующий период.

Определяется совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.

Подсчитывается  совокупная цена такой же корзины  для данного (текущего) периода.

Подсчитывается  индекс цен – показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах) по формуле:

 

Индекс цен = (цена рыночной корзины в данном году) / (цена рыночной корзины в базовом году) *100%

 

Индекс цен  может иметь три численных  значения:

  1. Индекс цен равен 100 %. Значит, цены являются неизменными.
  2. Индекс цен выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.
  3. Индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция (от лат. deflatio – выдувание, сдувание), т.е. имело место падение уровня цен.

Индекс стоимости  жизни используется при определении  минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит уровень  заработной платы.

2) Индекс оптовых  цен.

При исчислении индекса оптовых цен (индекса  цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

3) Дефлятор  ВНП (индекс цен на конечные  товары и услуги).

Для измерения  общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта – так называемый дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Следовательно, дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.

 

Дефлятор ВНП =  (номинальный ВНП) / (реальный ВНП) * 100%

 

При расчете  дефлятора ВНП номинальный ВНП  означает расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.

На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических  субъектов:

- позитивный (что означает прирост дохода);

- нулевой (нейтральный);

- негативный (убыточный).

1) Позитивный  вариант.

- Инфляция приносит доход государству (сеньораж – пошлина за право печатать деньги), когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Очевидно, что в таком случае реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога.

- Увеличение скорости оборота денег положительно сказывается на коммерческих банках, т.к. участники стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных.

- Большую выгоду от роста цен получат многочисленные промышленные и торговые монополии путем создания искусственного дефицита, уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах. В результате порождается дополнительный спрос, в результате которого они повышают цены товаров.

2) Нулевой вариант.

Нейтральные последствия  инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится "автоматическая индексация" денежных доходов.

3) Негативный вариант.

- Потери от хранения наличных денег дома, определяемые количеством дополнительных денег, которые можно было бы получить при размещении денег в банке (под определенный процент). Однако довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции, поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Их величина равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой, начисляемой банком.

- Увеличение расходов при инфляции, связанных с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. (издержки меню).

- Издержки, порождаемые несовершенством юридической практики, возникающие из-за указания номинальных величин цен, без их индексации.

- Потери из-за несовершенства налогового законодательства, возникающие по причине того, что некоторые положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции.

- Издержки неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции.

 

ГЛАВА 2. особенности ИнфляциИ в России

 

2.1. Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе

Целевые параметры  инфляции на ближайшие годы установлены  в следующих пределах: в 2007 году – 6,5 - 8 %, 2008 году – 4,5 - 6 %, 2009 году – 4 - 5,5 % (см. табл.1). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке  ведет к опережающему росту цен  на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.

В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

 

Таблица 1.

Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь  к декабрю, в %)

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

1

2

3

4

Инфляция (ИПЦ)

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Базовая инфляция (БИПЦ)

5,6-7,1

3,8-5,2

3,3-4,8

Продовольственные товары

7,4-7,6

5,1-5,3

4,8

Непродовольственные товары

5,4-5,6

4,7

4,4

Платные услуги

населению

11,7-12,2

8,9-9,1

7,7-7,9

Услуги ЖКХ

14-15

10-12

10-11

Прочие услуги

10-10,5

7,3-7,5

5,8-6


 

Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет  обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он включает следующие основные направления:

- ограничение  роста регулируемых цен на  продукцию естественных монополий  и тарифов на услуги ЖКХ  при усилении контроля за издержками  монополистов.

- сдерживание  роста цен на ГСМ посредством  стимулирования конкуренции, в  том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора.

- стимулирование  роста предложения продовольственных  товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007-2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары - прирост цен с 8,6-8,8 % в 2006 году снизится до 7,4-7,6 % в 2007 году и 4,8 % к 2009 году.

- меры по  повышению доверия населения  к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.

- проведение  консервативной денежной и бюджетной  политики.

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2006 году до 25-30 % в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.

Темпы роста  цен и тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ – в 2007 - 2009 годах будут  превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.

Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов