Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление ее возникновения;
проведение анализа антиинфляционной политики и внутренних дисбалансов в российской экономике;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...…5
1.1. Исторические предпосылки инфляции……………………………………..5
1.2. Понятие и сущность инфляции………………………………….…………..7
1.3. Сущность инфляции в разных экономических школах……….………….8
1.4. Виды и причины инфляции………………………………………...………11
1.5. Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия..….18
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России………………...26
2.1. Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе……………………………………………………………....26
2.2. Основные направления антиинфляционной политики в России……..…34
2.3. Проблемы снижения темпа инфляции в России………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....47

Работа состоит из  1 файл

Теория инфляции.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Предельные  параметры повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующих размерах (см. табл. 2).

 

 

Таблица 2.

Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем  по России (в %, за годовой период)

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Инфляция (ИПЦ)

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Электроэнергия:

- предельный  рост среднеотпускных тарифов  для всех категорий потребителей

10

9

8

- для населения

13

11

10

Газ природный (оптовые цены, в среднем для  всех групп потребителей):

15

14

13

- реализуемый  населению

15

15

14

Железнодорожные перевозки:

- пассажирские  перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе

12

11

10

- перевозки  грузов (средний рост тарифов)

8

6

5,5

Услуги ЖКХ (средний рост тарифов)

14-15

10-12

10-11


 

Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15 %, в 2008 году - на 14 %, в 2009 году - на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 - 2 % от среднего уровня.

Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать более эффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающих технологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.

Цены на газ, реализуемый населению, в среднем  по Российской Федерации увеличиваются  более высокими темпами по сравнению  с ростом оптовых цен: в 2007-2008 годах - на 15% ежегодно, в 2009 году - на 14 %.

Прогнозируется  опережающий темп роста тарифов на газораспределение, вследствие проведения газификации, что связано с включением расходов на инвестиции на строительство распределительных газопроводов. По оценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост конечных цен на газ может при этом в среднем составить в 2007 году до 0,3 процентного пункта.

В 2007 году будут  увеличены оптовые цены на сжиженный  газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60 % от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.

В среднем  по Российской Федерации предельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в 2007 году 10 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году - 8 %.

Опережение  целевого уровня инфляции обусловлено  как динамикой роста цен на газ, так и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокий рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение.

Тарифы для  населения на электрическую энергию  в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13 %, минимальный - 10 %. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11 %, в 2009 году - 10 %. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

При этом в 2007 году ожидается повышение цен  на свободном рынке, что связано  с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для  конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 - 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13 %, в 2008 году – 13 - 15,5 %, в 2009 году – 8,5 - 10,5 %.

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки  планируется проиндексировать в  среднем в пределах целевой инфляции: в 2007 году - в размере 8 %, в 2008 году и 2009 году - соответственно 6 % и 5,5 %.

При этом в  целях сближения уровней действующих  тарифов на грузовые железнодорожные  перевозки, дифференцированных по видам  сообщений, в 2007-2008 годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровне действующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируется проиндексировать в 2007 году в среднем на 10,7 %, в 2008 году - на 9,6 %.

Темпы роста  тарифов на пассажирские железнодорожные  перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского комплекса, составят в среднем в 2007 году – 12 %, в 2008 году – 11 %, в 2009 году - 10 %. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарным периодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытков от пассажирских железнодорожных перевозок.

Прогноз изменения  тарифов на услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов  до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В 2007-2009 годах  ежегодный прирост тарифов в среднем по услугам телеграфной связи не превысит 25 %, по услугам общедоступной почтовой связи - 15 процентов. Прирост тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций составит в 2007 году в среднем не выше 15 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году - 7,5 %.

Рост тарифов  на производство товаров и оказание услуг организаций коммунального  комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием более высокого роста  тарифов, превышающего прогнозный ИПЦ, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Российской Федерации на 2007-2009 годы составит соответственно в 2007 году 14-15%, в 2008 году - 10-12%, в 2009 году -10-11 %.

В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.

В условиях экономического роста численность занятого населения  в январе-сентябре 2010 года увеличилась  по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).

Реальные располагаемые  денежные доходы населения в январе-сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе-сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе-сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).

В условиях более  высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе-сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП.

В январе-июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска, укрепление рубля. В июле 2010 года инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5% – минимальное значение с 1991 года.

В августе-октябре 2010 года рост цен ускорился. Потребительские  цены в августе в годовом выражении возросли на 6,1%, в сентябре – на 7,0%, в октябре – на 7,5%. В значительной мере ускорение инфляции связано с действием краткосрочных волатильных факторов, в частности с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий.

Тем не менее  в целом за январь-октябрь 2010 года инфляция была ниже, чем за соответствующий период 2009 года. По сравнению с декабрем предыдущего года в октябре потребительские цены возросли на 6,8% (за десять месяцев 2009 года – на 8,1%). Товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали за январь-октябрь 2010 года на 5,1% против 7,6% годом ранее (в годовом выражении в октябре – на 5,8%).

Темпы прироста цен на непродовольственные товары замедлились до 3,8%с 9,0% в январе-октябре 2009 года, на продовольственные товары без плодоовощной продукции ускорились до 7,0% с 6,3%. Услуги населению подорожали на 7,4%, что на 3,5 процентного пункта меньше соответствующего показателя в 2009 году.

Рост потребительских  цен за IV квартал 2010 года (с учетом итогов октября) ожидается выше, чем за соответствующий квартал предыдущего года, и по итогам года инфляция составит примерно 8%.

 

2.2. Основные направления антиинфляционной политики в России

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная  политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов  предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания  или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку  замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное  стимулирование производства – промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют  также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация  потерь в результате обесценения  денег; формы сдерживания контролируемого  роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный  характер российской инфляции требует  использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся  реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

Оздоровление  экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов