Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление ее возникновения;
проведение анализа антиинфляционной политики и внутренних дисбалансов в российской экономике;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...…5
1.1. Исторические предпосылки инфляции……………………………………..5
1.2. Понятие и сущность инфляции………………………………….…………..7
1.3. Сущность инфляции в разных экономических школах……….………….8
1.4. Виды и причины инфляции………………………………………...………11
1.5. Особенности современной инфляции, ее измерение и последствия..….18
ГЛАВА II. особенности ИнфляциИ в России………………...26
2.1. Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе……………………………………………………………....26
2.2. Основные направления антиинфляционной политики в России……..…34
2.3. Проблемы снижения темпа инфляции в России………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....47

Работа состоит из  1 файл

Теория инфляции.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

В сложившихся  условиях решающим фактором борьбы с  инфляцией будет возможность  восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и  доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических  потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономике необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности. На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

  • сокращению количества взаимных налогов;
  • отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета, в связи с чем необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонды социального страхования, плата за землю, налог на имущество и т.д.;
  • изменению методики налогообложения;
  • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и буферами народного хозяйства;
  • регулированию парораспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике является дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Одну из определяющих ролей в определении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более разновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствует ослаблению инфляционного давления, сокрушение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции.

В течение  в ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой оно стремились сдерживать инфляцию и то же время не допускать слишком быстрого укрепление рубля. Однако во второй половине 2006г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В предоставленных в августе 2006г. «Основных направлениях денежной-кредитной политики на 2007 год» Банк России в первые за последние годы явно обозначил свою главную задачу – борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5-8% по итогам 2007г. Что касается целого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, т.е. такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Режим таргетирования инфляции подразумевают публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становятся долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым  методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые  о переходе к прямому таргетирования уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990г. В последствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако 1990-х гг. его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

В настоящие время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми. На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции  в 2010г.

Основные направления по сдерживанию инфляции в настоящее время должна включать:

  1. сдерживание роста регулируемых цен на продукции естественных монополий и тарифов на услуги ЖХК, усиление контроля за издержками в данной сфере;
  2. меры по сдерживанию роста цен на горюче-смазочные материалы (ГМС), предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижение фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора;
  3. рост предложения продовольственных товаров, повышение уровня конкуренции;
  4. меры по увеличению склонности населения к сбережениям и повышению доверия к инвестированию в активы финансовых рынков;
  5. проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Дополнительные  антиинфляционные меры должны, во-первых, сохранять преемственность с  мерами, включенными Правительством РФ в Среднесрочную программу, и, во-вторых, базироваться не продолжении  консервативной денежной и бюджетной  политики, а также учитывать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с  инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.

 

2.3. Проблемы снижения темпа инфляции в России

Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается. Многие специалисты, ученые и практики выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из  главных проблем снижения темпа  инфляции в российской экономике  является зависимость внутренних  цен на энергоносители от мировых  цен на нефть. В России формирование  стабилизационного фонда создало мотивацию поощрения экспорта вместо заботы о внутренних ценах на энергоносители и о потребителях, поэтому можно сказать, что само российское законодательство способствует связи роста внутренних цен с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен на сырье и энергоносители вслед за мировыми ценами путем использования экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен  фактор формирования инфляции  издержек – рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году при росте потребительских цен на 10,9 % цены на платные услуги населению, где значительную роль играют тарифы естественных монополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35 %. Такая ситуация вызывает, как следствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Кроме того, следует  отметить, что снижение ставок НДС  и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о  слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер  борьбы с инфляцией издержек можно  использовать: применение антимонопольных  мер против естественных монополий  и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны предложения для  решения этой проблемы: разработать  программу развития кредита в  рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной  не менее важной проблемой,  влияющей на инфляцию, является  изъятие средств в стабилизационный  фонд, что в свою очередь снижает  рост ВВП и тем самым подхлестывает  инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения  данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проделанной работы можно сделать  следующие выводы:

Инфляция – это мощнейший фактор увеличения различий в доходах, что и предопределяет ее воздействие на финансовую систему.

Инфляция –  это сложное социально-экономическое  явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен и обесценение денег. Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах.

Хотя уже  давно к инфляции сформировано негативное отношение, но по поводу конкретного  механизма ее вредного влияния на производство и общество существуют разногласия. Более или менее  очевидно, что главное разрушающее  свойство инфляции заключается не в самом по себе росте цен, а неравномерном их повышении.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов