Особенности Государственного регулирования рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие ценной бумаги и сущность РЦБ……………………………….5
1.1 Понятие и виды ценных бумаг, их характеристика………………..5
1.2 Место РЦБ в системе рынков………………………………………..10
1.3 Функции РЦБ………………………………………………………….12
2. Система государственного регулирования РЦБ в РФ……….…………13
2.1 Понятие регулирования РЦБ…………………………………………13
2.2 Цели и принципы регулирования РЦБ………………………………15
2.3 Государственное регулирование РЦБ в России…………………….17
3. Особенности государственного регулирования Российского РЦБ
и перспективы его развития………………………………………………..25
3.1 Проблемы современного РЦБ………………………………………..25
3.2 Перспективы развития РЦБ в России………………………………..28
3.3 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ
в России...................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик РЦБ.docx

— 77.44 Кб (Скачать документ)

       Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

- преодоление негативно  влияющих внешних факторов, т.е.  хозяйственного кризиса, политической  и социальной нестабильности;

- целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития  производства в России;

- улучшение законодательства  и контроль за выполнением этого законодательства [13];

- повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо:

а) создание государственной  долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор  модели фондового рынка (в настоящее  время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной  Комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить ресурсы  государства и частного сектора  на цели создания рынка ценных бумаг [13];

- проблема защиты инвесторов, которая может быть решена  созданием государственной или  полугосударственной системы защиты  инвесторов в ценные бумаги  от потерь;

- опережающее создание  депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации  движения ценных бумаг в интересах  эмитентов;

- реализация принципа  открытости информации через  расширение объема публикаций  о деятельности эмитентов ценных  бумаг, введение признанной рейтинговой  оценки компаний-эмитентов, развитие  сети специализированных изданий  (характеризующих отдельные отрасли  как объекты инвестиций), создание  общепринятой системы показателей  для оценки рынка ценных бумаг.

       Для  того чтобы оценить потенциальные  возможности российского фондового  рынка как механизма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.

       В последние годы основным видом ценных бумаг, с помощью которого предприятия реального сектора могли привлекать деньги на развитие собственного производства, были корпоративные облигации. Быстрые темпы расширения рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффективность подобного способа привлечения финансовых ресурсов. В результате инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций заметно возросла: доля этих инструментов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличилась с 2,7% в 2010 г. до 3,6% в 2011 г.

       Однако, несмотря на очевидные успехи, возможности рынка корпоративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700—1000 предприятий имеют перспективные проекты и способны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5—6 раз превосходит число компаний, уже разместивших собственные займы, что свидетельствует о значительном нереализованном потенциале данного сектора [13].

       Если инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быстро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85—90% всего оборота организованного рынка акций России) объем сделок с данными инструментами в 2011 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2010 г.  Индекс  ММВБ  вырос за 2010 г. более чем на 60%, а 2011 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация рынка акций достигла 200 млрд. долл., что составляет более 40% ВВП. По этому показателю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы [13].

       Вместе с тем инвестиционная эффективность рынка акций, реализуемая через IPO, остается практически нулевой. Причины такой ситуации связаны с нежеланием самих предпринимателей поступиться частью собственности, но видимо, не меньшее значение имеют и некоторые перекосы в структуре российского фондового рынка.

       Прежде всего речь идет об очень высокой концентрации рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. На остальные бумаги, а это почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. В странах с развитыми фондовыми рынками значение этого показателя на порядок выше. В результате инвесторы, участвующие в IР0, при подаче заявок на покупку вынуждены заранее закладывать в стоимость приобретаемых бумаг значительную премию для компенсации риска низкой ликвидности. Это, в свою очередь, уменьшает цену размещения и сокращает объем средств, привлеченных эмитентом [13].

       Еще одним перекосом является чрезвычайно низкая доля бумаг, находящихся в свободном обращении. Для 8 крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку составляет 25—30%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80—90%.

3.2 Перспективы развития РЦБ В России

 

       Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

- концентрация и централизация  капиталов;

- интернационализация и  глобализация рынка;

- повышения уровня организованности  и усиление государственного  контроля;

- компьютеризация рынка  ценных бумаг;

- нововведения на рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие с другими  рынками капиталов [10].

       Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

        Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний [10].

       Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним.   Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

       Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг [10].

         Нововведения на рынке ценных  бумаг:

- новые инструменты данного  рынка;

- новые системы торговли  ценными бумагами;

- новая инфраструктура  рынка.

       Новыми инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

       Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

       Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

       Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов [14].

       Развитие рынка ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию [10].

 

 

3.3 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ в России

 

        Сложившуюся в России систему государственного регулирования фондового рынка не критиковал разве что только самый ленивый. И надо сказать, что критика во многом была объективной. Специалистами отмечались недостатки как базового законодательства, регулирующего фондовый рынок, так и нормативно-правовых актов государственных органов власти, регламентирующих различные аспекты функционирования фондового рынка в стране, и прежде всего ФКЦБ России. Бесспорно, наибольшее количество нареканий со стороны профессионального сообщества вызывала сложившаяся система органов государственной власти, осуществляющих регулирование отечественного фондового рынка [12].

       Начиная с 1996 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком и его участниками были распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные участники рынка ценных бумаг) и другие. Схема существовавшей до недавнего времени системы органов государственного регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом представлена на рисунке.

       Подобная сложная и запутанная структура приводила к тому, что функции различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за фондовым рынком пересекались и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами.   Достаточно вспомнить имевшие в свое время место конфликты между ФКЦБ России и Банком России из-за контроля деятельности кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг или недавний конфликт между ФКЦБ России и МАП России по поводу регулирования рынка срочных инструментов. Вполне очевидно, что такая ситуация не способствовала повышению эффективности системы государственного регулирования российского фондового рынка и стала тормозом развития этого важнейшего сектора экономики страны [12].

       Не содействовала развитию фондового рынка и его нормативно-правовая база. Дело в том, что подготовленное еще в начале 1990-х годов базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «рамочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основе многочисленных ведомственных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу. Так, например, нормативные акты, контролирующие размещение средств инвестиционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых компаний, значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпадать. В подобных условиях затруднено создание сложных, комплексных финансовых продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать требованиям различных регуляторов, а финансовые инструменты из одного сектора финансового рынка могут разрешаться или не разрешаться к использованию регулятором другого сектора. Такая ситуация служит объективной причиной для проведения реформы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

       Как показывает мировой опыт, один из наиболее радикальных путей реформирования системы государственного регулирования рынков — не только фондовых, но и финансовых — создание так называемого мега-регулятора финансового рынка, представляющего собой единый государственный орган по упорядочению различных сегментов финансового рынка. Например, США, которые, по всеобщему признанию, обладают наиболее развитым фондовым рынком, выбрали иное направление реформирования системы государственного регулирования своего рынка. США пошли по пути развития принципа функционального управления финансовыми рынками, сохранив несколько регулирующих органов. При этом в соответствии с принятым во второй половине 1999 г. законом «О модернизации финансового законодательства» лицензирование и контроль за кредитными организациями, действующими на фондовом рынке США, были переданы в ведение SEC. Обзор международной практики создания мега-регуляторов на финансовых рынках представлен в таблице [12].

Информация о работе Особенности Государственного регулирования рынка ценных бумаг в России