Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:27, курсовая работа
В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие ценной бумаги и сущность РЦБ……………………………….5
1.1 Понятие и виды ценных бумаг, их характеристика………………..5
1.2 Место РЦБ в системе рынков………………………………………..10
1.3 Функции РЦБ………………………………………………………….12
2. Система государственного регулирования РЦБ в РФ……….…………13
2.1 Понятие регулирования РЦБ…………………………………………13
2.2 Цели и принципы регулирования РЦБ………………………………15
2.3 Государственное регулирование РЦБ в России…………………….17
3. Особенности государственного регулирования Российского РЦБ
и перспективы его развития………………………………………………..25
3.1 Проблемы современного РЦБ………………………………………..25
3.2 Перспективы развития РЦБ в России………………………………..28
3.3 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ
в России...................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38
Надо сказать, что идея создания мега-регулятора не нова и для России. Впервые она была озвучена компанией Cadogan Financial еще в конце 1999 г. Среди причин, вызвавших необходимость создания подобного суперведомства, назывались неравномерность и непоследовательность нормативно-правовой базы; незначительный размер рынков капитала; недостаточная независимость органов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, характерные для большинства органов регулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. Cadogan Financial предлагала в рамках проекта программы технической помощи создать единый мега-регулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что предполагало формирование мега-регулятора на базе Комиссии. О необходимости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном документе «Концептуальные основы развития рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). Однако по целому ряду объективных и субъективных причин эта идея не получила дальнейшего развития [12].
Действительно реальные шаги по созданию мега-регулятора финансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной административной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регулятору российского финансового рынка были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике — контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами [12].
Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам» (далее - Постановление № 206), принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному постановлению ФСФР — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:
- осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;
- обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ [4];
- осуществляет в рамках установленных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами России функции контроля и
надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также товарных бирж;
- обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам [12].
Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений.
ФСФР — совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мега-регулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России [12].
Вместе с тем, являясь мега-регулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу — федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества -через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти.
Однако в случае с регулированием фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего.
Все-таки от наличия у государственного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и рынок ценных бумаг в частности, права оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существующие нормы или устанавливая новые, в определенной ситуации может зависеть стабильность финансовой системы страны и экономики в целом [12].
Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принципа административной реформы, разделяющего функции нормотворчества и контроль за их соблюдением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри самой ФСФР. Для этих целей нормотворчество можно вынести за рамки этого органа, создав коллегию ФСФР — аналог коллегии ФКЦБ России. Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мега-регулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мега-регулятору.
Заключение
Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:
- развитой рынок ценных
бумаг обычно имеет доступ
к фондам, формируемым различными
типами институциональных
- консультационные и
- законодательство о фирмах
должно гарантировать, что
- особой проблемой для
государства остается защита
интересов вкладчиков
С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартамю
Список использованных источников
1. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.94 г., часть 1.
3. Указ Президента РФ от 01.08.1996 №1008 “Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
4. Афонин. Небывалый интерес к ценным бумагам отечественных компаний// Финансы России.-2011.-№7.-с. 40-42.
5. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:ИНФРА-М, 2011.
6. Беленькая О. Фондовый рынок: итоги и прогнозы// РЦБ. – 2011. - № 1. – с. 38 – 42.
7. Вавулин Д.А. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг// ФБК. – 2012. - № 7. – с. 73
8. Динамика фондового рынка: факторный анализ// Финансы. – 2012. - № 2. – с. 52 – 56.
9. Маковецкий М. Ю. РЦБ как фактор активизации инвестиционного процесса// Финансы и кредит. – 2010. - № 1. – с. 65 – 67.
10. Минашкин В. Г. Развитие российского РЦБ в зеркале статистики// Вопросы статистики. – 2012. - № 10. – с. 53 – 56.
11. Обухова Е. Учет государственных ценных бумаг// Аудит. – 2012. - № 9. – с. 20 – 27.
12. Потемкин А. Пути повышения стабильности государственного РЦБ// РЦБ. – 2010. - № 4. – с. 35 – 37.
13. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка// Вопросы экономики. – 2012. - № 7. – с. 26 – 43.
14. Шестаков А.В и Д.А Рынок ценных бумаг. – М.: 2010.– 82.
15. Шаблин А.О. Государственная политика в области ценных бумаг// ЭКО. – 2011. - № 9. - с. 43 – 50.
Информация о работе Особенности Государственного регулирования рынка ценных бумаг в России