Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджетной системы,во 2-ой главе рассматривается бюджетная система зарубежных стран и 3 глава посвящена анализу современного состояния бюджетной системы РФ.
Введение
1 Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1 Бюджетное устройство унитарных государств
1.2 Бюджетное устройство федеративных государств
1.3 Бюджетное устройство конфедеративного государства
2 Бюджетные системы зарубежных стран
2.1 Бюджетная система Германии, ее особенности и проблемы
2.2 Бюджетная система США
2.3 Бюджетная система Великобритании
3 Бюджетная система РФ
3.1 История формирования бюджетной системы РФ и основные принципы её построения
3.2 Особенности построения бюджетной системы РФ
3.3 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО НОУ СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Финансы»
На тему: «Особенности построения бюджетной системы в РФ и ведущих зарубежных странах»
Выполнила:
Студентка «Финансового»
Факультета Специальность
«Финансы и кредит»
Гр. ФК-07.3 курс
Очной формы обучения
Чупругина Кристина Дмитриевна
Кнд. экон. наук, доцент
Дугар-Жабон Р.С.
Ангарск,2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты бюджетной системы…………………………5
1.1 Бюджетное устройство унитарных государств…………………5
1.2 Бюджетное устройство федеративных государств……………..6
1.3 Бюджетное устройство конфедеративного государства………7
2 Бюджетные системы зарубежных стран………………………...9
2.1 Бюджетная система Германии, ее особенности и проблемы…..9
2.2 Бюджетная система США……………………………………….12
2.3 Бюджетная система Великобритании…………………………..15
3 Бюджетная система РФ………………………………………….18
3.1 История формирования бюджетной системы РФ и основные принципы её построения……………………………………………………
3.2 Особенности построения бюджетной системы РФ……………21
3.3 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ……………………….………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.
Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы. В первой главе рассмотрим теоретические аспекты бюджетной системы. Во второй главе мы рассмотрим бюджетную систему зарубежных стран. Третья глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы РФ.
1 Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1 Бюджетное устройство унитарных государств
Согласно главе 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система- это совокупность элементов- бюджетополучателей, являющихся юридическими лицами, включая элементы, составляющие его ядро (Минфин Российской Федерации и органы управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) и создающие системообразующие связи, то есть движение денежных потоков к бюджетополучателям с целью своевременного и точного поступления необходимого качества и количества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства, включая его субъекты и местное самоуправление.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (простое, единое) государство- это форма государственного устройства, при которой административно- территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.
1.2 Бюджетное устройство федеративных государств
Федеративное (объединенное, союзное) государство- это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно- территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределённых между ними и центром компетенций. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена - государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, то есть все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются - РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
1.3 Бюджетное устройство конфедеративного государства
Конфедеративное (союзное) государство- это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств членов федерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в 17- 18 веках республик, вместе с волной буржуазно- демократических революций. Федерация может возникнуть либо путём добровольного объединения нескольких государств в одно ( примером такого объединения являются США, Германия, Швейцария, где федерации создавались снизу, то есть штатами, землями, кантонами, причём органы союзного государства получали столько полномочий, сколько отмерили им участники договора об объединении), либо в результате децентрализации изначально централизованного государства (Россия). Способ создания федерации в дальнейшем оказывает значительное влияние на её развитие, на взаимоотношение федерации и членов федерации, на решение вопросов социально- экономического развития территорий.
Выше перечисленные три формы государственного устройства являются основными, но ещё существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве “ассоциированных участников”. Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой в частности судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
2 Бюджетные системы зарубежных стран
2.1 Бюджетная система Германии, её особенности и проблемы
Согласно анализу, проведенному Институтом экономических исследований в Халле (по поручению Министерства финансов ФРГ) на предмет целевого использования бюджетных средств в восточных землях Германии, только Саксония израсходовала их по назначению, инвестировав подавляющую часть в развитие инфраструктуры и потратив лишь малую толику на текущие расходы ввиду низких налоговых поступлений. Доля средства из федерального бюджета, использованная не в целевом порядке, составила в Саксонии - Анхальт- 79%, в Тюрингии-53%, в Мекленбурге- Передней Померании-49%, в Бранденбурге-41%. Берлин вообще не потратил ни одного евроцента на цели, предусмотренные “Пактом солидарности”. Выяснилось, что выделяемые на его основании средства ушли на “штопанее бюджетных дыр”- оплату чиновников, начисление персональных пенсий и покрытие старых земельных долгов. То есть остро стоит проблема увеличения эффективности целевого использования бюджетных средств.
Кроме того я увидела и другую проблему. Несмотря на многообразную систему выравнивания у неё есть недостатки. Ещё в 1993г. В связи с неблагополучным экономическим положением восточногерманских земель федерация и земли заключили так называемый “Пакт солидарности” сроком на 10 лет. В нём содержалось обязательство ежегодно осуществлять трансферты в бывшую ГДР в размере 20.6 млрд. марок (10.3 млрд. евро). За этот период в восточногерманскую экономику было вложено 94.5 млрд. евро. Однако с окончанием действия пакта финансовые проблемы не закончились, и поэтому в 2005г.в силу вступил “Пакт солидарности-2”(срок действия до 2019г.), который предусматривает поэтапное выделение финансовых средств на развитие новых земель в размере 156 млрд.евро (с 2008г. предполагается уменьшение ежегодных объемов трансфертов). Деньги распределены по двум “корзинам”: первая объемом в 105 млрд. евро предназначена в основном для инфраструктурных проектов и укрепления финансового положения восточногерманских муниципалитетов; средства из второй “корзины” объемом в 51 млрд. евро выделены, прежде всего, для стимулирования региональной экономики (11.6 млрд. евро), развития транспортной сети (8 млрд. евро), жилищного и городского строительства (6.2 млрд. евро), научных исследований и образования (7ю8 млрд. евро) и т.д.
Можно понять недовольство южно- и западногерманских земель- доноров, к которым относятся Гессен, Гамбург, Баден- Вюртемберг, Бавария и Северный Рейн- Вестфалия: общий объем средств на “выравнивание финансовых различий” между богатыми и бедными землями после включения в экономику страны территории бывшей ГДР, вырос примерно 1.5 млрд. евро в 1994г. до более чем 6 млрд. евро в 1996 и превысил сумму в 8 млрд. евро в 2000г. В особой степени были затронуты интересы Баварии, взносы которой в пользу “бедных” возросли с 6 млн. в 1993г. до 1.3 млрд. в 1995 и составили 2.3 млрд. евро в 2001г. Причём её попытка добиться финансовых послаблений путём обращения в Конституционный суд ФРГ осталась безрезультатной. Год спустя рекорд Баварии побил Гессен, раскошелившись на 2.4 млрд. евро. В 2005г. земли- доноры переправили в остальные 11 земель- получателей помощи 6.9 млрд. евро, из них 5.6 млрд. ушли в бывшую ГДР. Федерация выделила на эти цели 14.6 млрд. евро, из них 13.8 млрд. “утекли” на восток. В будущем, правда предполагается, что “богатые” будут выделять меньше средств другим землям.
Кроме того в Основном законе ФРГ записано, что размер ежегодных новых заимствований отдельно взятой земли (это правило касается и самой федерации) не должен превышать сумму средств, ежегодно направляемых на инвестиции. Однако данное предписание в течение ряда последних лет нарушалось как федерацией, так и большинством земель. Неудивительно, что отдельные успешные земли, как например Бавария (вышла в 2006г. на бездефицитный бюджет) и Саксония, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению государственной задолженности и росту экономики (в 2006г. собрала налогов на 900 млн. евро больше, чем было запланировано),- отказываются платить по долгам других земель.
2.2 Бюджетная система США
Государственный бюджет США можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти. Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции. Исторически самая давняя- содержание государственной машины: аппарат управления, армия, суды; вторая возникла на рубеже 19-20вв.- перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях обеспечения благоприятного социального климата, предотвращения возможных очагов напряжённости. Третья функция, получившая развитие после кризиса 30-х годов, заключается в использовании бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства. Опыт США показывает, что при успешно «работающей» экономике государство не должно и не может быть силой, противостоящей частному сектору. Оно выполняет роль естественного и стабильного партнёра в хозяйственных делах и охранителя всех укладов хозяйства.
Информация о работе Особенности построения бюджетной системы в РФ и ведущих зарубежных странах