Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджетной системы,во 2-ой главе рассматривается бюджетная система зарубежных стран и 3 глава посвящена анализу современного состояния бюджетной системы РФ.
Введение
1 Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1 Бюджетное устройство унитарных государств
1.2 Бюджетное устройство федеративных государств
1.3 Бюджетное устройство конфедеративного государства
2 Бюджетные системы зарубежных стран
2.1 Бюджетная система Германии, ее особенности и проблемы
2.2 Бюджетная система США
2.3 Бюджетная система Великобритании
3 Бюджетная система РФ
3.1 История формирования бюджетной системы РФ и основные принципы её построения
3.2 Особенности построения бюджетной системы РФ
3.3 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
Заключение
Список литературы
Федеративное устройство Соединённых Штатов обуславливает очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: чёткое взаимодействие трёх систем государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений. Система государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его доработку в исполнительных органах, утверждение в Конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных доходов - это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.
Бюджет подразумевает наличие доходной и расходной частей. Мировая теория и практика, которым следует США, основаны на первоначальном установлении обоснованных расходных потребностей государства с последующим определением суммы доходов и порядка их сбора. Любые изменения в расходной политике должны сразу увязываться с налоговой политикой и наоборот. Бюджетные дефициты допускаются на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.
Важнейшая и сложнейшая задача- создание и поддержание системы бюджетно-налогового федерализма. В США решение проблемы бюджетного федерализма основано, прежде всего, на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.
Федеральный бюджет США - часть общего механизма принятия и исполнения экономических решений на высшем уровне. В отличие от другой наиболее значительной части этого механизма кредитно- денежной системы бюджет является более гибким и мобильным инструментом, целиком находящимся в распоряжении государства.
Принципиальная особенность бюджетно-налоговой политики и бюджетной системы США их неразрывная связь с состоянием экономики и хозяйственной политики государства. Разработка и принятие решений о проведении каких-либо важных экономических мероприятий в любой сфере просто невозможны без их увязки с бюджетной политикой страны. И наоборот все американские бюджетные мероприятия разрабатываются и проводятся в русле общеэкономической государственной стратегии.
Структура расходов и доходов бюджета США.
Несмотря на стремление различных сил уменьшить масштабы федеральных социальных программ, в целом их значение не снижается. Напротив, в последние годы существенно сократились расходы военного назначения – их доля в ВВП страны упала с 6.4% при Рейгане, примерно, до 3.2% в 1999 году. Рост доли гражданских расходов связан с рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с завершением «холодной войны». В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т.д. Обособлены программы социального страхования, они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.
Помимо налогов по социальному страхованию, на федеральном уровне существует ещё несколько видов налогов. Главный, «опорный»- налог на индивидуальные доходы (до 47% общих поступлений федерального уровня; это возможно конечно только благодаря высокой доле национального фонда заработной платы в ВВП, в США она составляет около 60%). Вместе с налогом на доходы корпораций он даёт до 57% всех федеральных доходов. Относительно небольшие поступления от таможенных сборов, акцизов, налогов на наследство и дарения. Однако каждый из них считается важным элементом обеспечения финансовой дисциплины и действительного контроля. По этой же причине весьма важным считается и налог на доходы корпораций, от которого федеральный бюджет получает по 9-11% совокупных доходов.
2.3 Бюджетная система Великобритании
Великобритания является унитарным государством с двухуровневой бюджетной системой. Система финансовых взаимоотношений между центральными и местными органами власти оставалась в этой стране неизменной с викторианских времён до конца 1980-х годов, хотя реформы, проведенные в течение последних 15 лет, значительно снизили роль местных бюджетов в экономике Великобритании.
Структура местных органов власти различна во всех трёх частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. В 1992 году Уэльсе и Шотландия была введена одноступенчатая система местных органов управления.
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом.
Система доходов местных бюджетов базируется на четырёх источниках: на налоге на хозяйственную деятельность, муниципальных налогах; правительственных дотациях, на взносах и сборах. Основными источниками финансирования, на которые приходится 75% доходов местных бюджетов, являются налог на хозяйственную деятельность и муниципальный налог.
Однако в действительности по- прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов.
Местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджетов форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах. Около 1/3 от общего объёма государственных расходов занимают расходы местных бюджетов. Из местных бюджетов финансируются расходы на образование ( кроме системы высшего образования), расходы на содержание полиции и судебной власти, транспорта, дорожного хозяйства, на оказание социальной помощи, в том числе на выплаты жилищных пособий на аренду жилья лицам с низким уровнем доходов.
В настоящее время для контроля со стороны центрального правительства за расходами местных бюджетов бал введён подушный налог. Правительственными нормативными актами было установлено соотношение 1:4 между дополнительными расходами и поступлениями подушного налога, то есть увеличение расходов сверх установленного уровня на 1% должно сопровождаться 4% увеличением поступлений подушного налога. Вследствие того, что плательщиками указанного налога являются все взрослые граждане Великобритании (включая малообеспеченные слои населения) увеличение налоговой ставки, сопровождающее сверхнормативный рост расходов, вызывает недовольство избирателей, что удерживает местные органы власти от чрезмерного увеличения расходной части бюджета.
Касаясь порядка заимствований для местных бюджетов, следует отметить, что по закону местные органы власти не имеют права привлекать земные средства для финансирования расходов текущего характера. При этом на капитальные нужды местные бюджеты вправе осуществлять заимствования только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган- Государственный комитет по заимствованиям, который имеет доступ к средствам Национального государственного фонда заимствований, а следовательно способен предоставлять займы на более выгодных, чем коммерческие банки, условиях. Также важно, что одновременно с ограничением на объём заимствований существует ограничение на объём расходов капитального характера.
Таким образом, роль местных органов власти и местных бюджетов в Великобритании в большой степени сведена к обеспечению эффективного распределения заранее установленного центральным правительством объёма финансовых ресурсов. Кроме этого, расходование средств на местном уровне по не которым статьям (включая часть расходов на образование и жилищно-коммунальное хозяйство) контролируется ассоциациями частного характера, как правило, агентствами по расходованию средств, которые финансируются центральным правительством и находятся под контролем его представителей. Зачастую наблюдается даже отсутствие координации действий этих агентств и местных органов власти, что значительно снижает эффективность распределения финансовых ресурсов.
3 Бюджетная система РФ
3.1 История формирования бюджетной системы РФ и основные принципы её построения
Развитие современной российской бюджетной системы началось с 1991г., одновременно с распадом единой бюджетной системы бывшего Советского союза. До 1991г. бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной, унитарной. С начальной радикальной экономической реформы возникла необходимость пересмотра концепции бюджетного устройства РФ в направлении его значительной децентрализации и становления современной российской бюджетной системы. Был принят ряд законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Конституция РФ, принятая в 1993г., закрепила федеративное устройство российского государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Закрепление в Конституции РФ принципов федеративного устройства страны потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы, положив в его основу принципы бюджетного федерализма.
Бюджетная система Российской Федерации строится на четырёх принципах:
1) Единства бюджетной системы Российской Федерации
2) Разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
3) Самостоятельности бюджетов
4) Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учёта и отчётности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;
Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
Недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;
Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
3.2 Особенности построения бюджетной системы Российской Федерации
В целом, особенность бюджетных систем федеративных государств состоит, прежде всего, в гораздо большей самостоятельности органов власти субъектов федерации, то есть второго после центрального правительства уровня власти в стране, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.
Информация о работе Особенности построения бюджетной системы в РФ и ведущих зарубежных странах