Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджетной системы,во 2-ой главе рассматривается бюджетная система зарубежных стран и 3 глава посвящена анализу современного состояния бюджетной системы РФ.
Введение
1 Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1 Бюджетное устройство унитарных государств
1.2 Бюджетное устройство федеративных государств
1.3 Бюджетное устройство конфедеративного государства
2 Бюджетные системы зарубежных стран
2.1 Бюджетная система Германии, ее особенности и проблемы
2.2 Бюджетная система США
2.3 Бюджетная система Великобритании
3 Бюджетная система РФ
3.1 История формирования бюджетной системы РФ и основные принципы её построения
3.2 Особенности построения бюджетной системы РФ
3.3 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
Заключение
Список литературы
В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, для унитарных государств характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства.
Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах являются промежуточными фондами по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективными. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству.
Роль и сфера ответственности муниципальных органов власти и их бюджетов примерно одинаковы в государствах с различным устройством. Практически во всех случаях органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов зачисляются налоги на имущество и местные лицензионные и регистрационные сборы, а доходная база бюджетов нижнего уровня, как правило, сильно зависит от средств вышестоящих бюджетов.
3.3 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как “ квота государства”.
Формирование доходов определяет целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10, 7/10 и 1/3.
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.
Проведем сравнительный анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2009гг. Рассмотрим сначала налоговые доходы ФРГ. В 2008 году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2006 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро. В общем, с 2006 и до 2009 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличению, рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:
1)Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого “входного” НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, то есть лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать “входной” налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара. В 2008 году наибольший удельный вес имеет НДС (36,12%). Этот налог с 2006 по 2009 имеет в относительном выражении динамику к снижению. В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение. Предполагается, что к 2009 году по сравнению с 2008 годом он увеличится ещё на 2,6 млрд. евро. Темп роста с 2006 по 2008 г. составил 105,6%.
2)Налоговая система ФРГ опирается, так же на подоходный налог. Доля подоходного налога 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц (причем если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложен налогом). Этот самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.
В 2008 году доля подоходного налога составила 32%. С 2006 по 2008 г. просматривается тенденция к увеличению удельного веса данного налога с 29,37 до 32%. В абсолютном выражении к 2008г. мы видим увеличение с 59,5 млрд. евро до 69,4 млрд. евро (то есть на 9,9 млрд. евро), а к 2010 прогнозируется увеличение ещё на 7,29 млрд.
3)Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах- членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная- в размере 30%, максимальная- 40%. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, хотя и незначительно с 8,69 в 2006г. до 7,96% в 2009г. В абсолютном выражении его сумма практически не изменяется в 2006-2009гг.
4) Налог на сырую нефть. В 2008г. его удельный вес составил 19,93%. Его удельный вес с 2006 к 2008г. сократился с 21,03 до 19,93. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В2007 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2008 ещё на 0,3 млрд. евро.
5) Прочие федеральные налоги. Их удельный вес с 2006г. по 2008г. снижается с 10,56 до 10,42%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2006 к 2008 на 1,2 млрд. евро).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов (36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое время в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Проанализируем налоговые доходы РФ в 2006-2009гг. и сравним с аналогичным периодом ФРГ. Налоговые доходы РФ в 2008г. составили 3298,76 млрд.руб. их объем уменьшился по сравнению с 2006, но прогнозируется увеличение в 2009г. В 2009 на 1294,39 по сравнению с 2008г:
1) Налог прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что с 2006 по 2008 увеличился на 23,5 млрд. руб., а к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб. Удельный вес этого показателя снижается от 14,3 до 13,76%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так, же повлекли изменения по ставке налога, а так, же налоговым контролем от скрывания прибыли.
2) Налоги и взносы на социальные нужды. С 2006 по 2008 удельный вес показателя увеличивался с 8,9 до 13,2%, а с 2008 по 2009гг. удельный вес этого показателя уменьшается, но не значительно. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд. руб. Это в первую очередь связано с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о зарплате.
3) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. С 2006г. доля налога возросла с 28,5 до 42,6%. Доля этого раздела составляет 21,13%в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи введением поквартальной уплаты налога. Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что удельный вес показателя возрастает с 16,9 % в 2006г., 26,9% в 2008г. в перспективе его доля не изменится значительно.
5) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируется в сумме 36,57 млрд. руб., то есть снизится по отношению к 2007 г. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. В 2008 г. он составил 1,1%,а в 2009г. будет составлять уже 0,8%. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.
Заключение
Россия, строящая новую рыночную экономику и новый государственный строй пошла простейшему и проверенному по пути – беря пример и копируя государственное устройство других стран, методом проб и ошибок перенимает также новую организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Нельзя сказать, что в России до 1990 г.г. не было организации построения и исполнения бюджета, но он основывался на принципах командно административной системы, где целевое распределение средств и пополнение их бюджета исходило от «верхов» без учета особенностей субъектов. Но федеративное устройство, большей частью заимствованное в США повлияла на современную бюджетную систему РФ представлена следующими видами бюджетов:
- федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);
- бюджетов субъектов РФ, в т.ч. республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев;
- местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах).
Налоги один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежи. Но на первое место по своему значению и объему выступают налоги. Строение налоговой системы отчасти заимствованное в ФРГ и Великобритании.
Основные новшества в этой области заключается в следующем:
1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют налоговые платежи. Применявшиеся ранее в отношений к государственным предприятиям различные платежи не налоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами.
2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны.
3. Разграничения налогов по трем уровням. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их в самостоятельную финансовую базу.
4. Помимо бюджета налоги могут включиться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали создаваться в последнее время, в связи с необходимостью более эффективного использования средств.
Также для привлечения денежных средств в распоряжении государства применяется государственный кредит. Долговые обязательства РФ могут быть выражены:
- в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства Российской Федерации;
- в форме государственных займов, осуществляется посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.
Кризис 2008года, и (для стран входящих в Евросоюз) ситуация в финансовый кризис в Греции, потребовал от современных государств по- новому взглянуть на свое внутренне устройство, статьи бюджета их доходная и расходная часть изменились. Бюджет как живой организм приспосабливается и поэтому зачастую необходимо как можно осторожнее перенимать опыт «соседей», обращать внимание на национальные традиции и современную обстановку, проводить анализ принимаемых мер.
Список литературы
1) Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ.- СПб.: Питер, 2007-432с.
2) Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: учебник для вузов.-М.: Юрайт-М,2002.
3) Вахрин П.И. Финансовый практикум: учебное пособие/ П.И.Вахрин.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: Дашков и К, 2002.
4) Владимирова М.П. Финансы: учебное пособие.- М.: КНОРУС,2007-365с.
Информация о работе Особенности построения бюджетной системы в РФ и ведущих зарубежных странах