Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности финансово-хозяйственной сферы функционирования некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические основы организации финансов некоммерческих организаций; в связи с этим была проанализирована глава 4 части первой Гражданского кодекса РФ и выявлены виды некоммерческих организаций и финансовые отношения в их среде.
- Подвести итоги и сделать выводы по теме «Особенности управления финансами некоммерческих организаций».
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Содержание некоммерческих организаций…………………………..5
1.1 Некоммерческие организации: понятие, признаки………………………..5
1.2 Права и обязанности НКО…………………………………………………..7
Глава 2. Общая характеристика финансов некоммерческих организаций…..9
2.1 Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений………………………………………………………………………9
2.2 Финансовые отношения некоммерческих организаций…………………..11
2.3 Источники финансирования организаций и учреждений некоммерческой деятельности……………………………………………………………………...17
2.4 Расходы некоммерческих организаций……………………………………..21
Глава 3. Управление финансами некоммерческих организаций……………...26
3.1 Роль управления финансами…………………………………………………26
3.2 Особенности управления финансами некоммерческих организаций…….27
Заключение………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………….38
К числу собственных источников относятся также средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, оборудования и другого имущества организации, средства, предоставленные под залог имущества и помещений.
Третьим источником финансирования служат кредиты банков. Данный источник возможен к использованию организациями, оказывающими платные услуги, так как необходимость возврата заемных средств требует хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования кредитом. Более приемлем этот метод финансирования для организаций, располагающих подведомственными предприятиями, как более гарантирующий обеспеченность и ликвидность кредитных средств.
Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
Как источник финансирования
организаций и учреждений социальной
направленности, культуры и искусства,
общественных объединений, фондов служат
отчисления на благотворительные цели
со стороны предприятий и
При финансировании научных исследований применяется метод грантов - безвозмездной поддержки со стороны частного лица, компании, фирмы, международной организации, государства, научных разработок определенного направления, проекта, группы ученых (лабораторий, отделов) или отдельного ученого с целью завершения исследования и доведения его результатов до внедрения или другого применения.
Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.
Перечисленные источники финансирования могут формировать денежные средства организаций и учреждений некоммерческой деятельности в разных пропорциях и полноте набора названных источников. Например, в системах образования набор перечисленных источников полнее, в государственном управлении - ограничивается двумя-тремя источниками. Но в любом варианте - большего или меньшего наличия дополнительных источников финансирования - объемы финансирования из государственного бюджета, предусмотренных росписью его доходов и расходов, не уменьшаются. Такой рычаг воздействия призван стимулировать инициативу и творческий поиск коллективов в развитии общественно-полезной деятельности организаций и учреждений, повышении эффективности их работы.
2.4 Расходы некоммерческих организаций
Расходы некоммерческих
организаций и учреждений направлены
на обеспечение их функциональной деятельности,
предусмотренной положением, уставом
или иным утвержденным документом.
Состав и структура расходов определяются
принадлежностью организации ил
Организации и учреждения, действующие на началах хозрасчета и самоокупаемости, рассчитывают и планируют финансовые результаты работы и оформляют их в показателях обычного финансового плана или бизнес-плана. В этом случае перечень затрат на производство и оказание услуг аналогичен складывающемуся в сфере материального производства, но в структуре преобладают затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (включая социальный налог), при значительно меньшем удельном весе материальных затрат. Возможны другие структурные отклонения, например в научных учреждениях, использующих дорогостоящие оборудование и приборы, будет велика доля амортизационных отчислений. В случае частичного финансирования из бюджета его объемы фиксируются в третьей части финансового плана «Ассигнования из бюджета» с постатейным распределением средств.
Организации и учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, разрабатывают смету, в которой отражаются характерные показатели деятельности учреждения и распределение средств по статьям.
Согласно экономической классификации в сметах расходы группируются на категорию, класс, подкласс, специфику.
Категория «Текущие расходы» включает следующие классы:
1. Расходы на товары и услуги в составе подклассов:
- заработная плата
со спецификой: основная, заработная
плата, дополнительные
- взносы работодателей:
социальный налог, взносы на
обязательное страхование
- приобретение товаров
и услуг (специфики: продуктов
питания, медикаментов и
- коммунальных услуг,
транспорта и связи
- другие текущие расходы
(специфика: содержание и
- прочие текущие расходы.
2. Выплата вознаграждений (интересов), прочие текущие расходы в составе подклассов:
- выплата вознаграждений (интересов) по внутренним займам; выплата вознаграждений (интересов) по внешним займам.
3. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи в составе подклассов:
- субсидии;
- текущие трансферты физическими лицами (на обязательное социальное обеспечение, пенсии, стипендии, прочие трансферы);
- прочие субсидии;
- трансферты со спецификой:
негосударственным
- прочие трансферты другим уровням государственного управления, специфика: субвенции, бюджетные изъятия, прочие текущие трансферты;
- трансферты за границу;
- различные прочие трансферты.
Категория «Капитальные расходы» включает следующий класс:
- приобретение основного капитала в составе подклассов:
- приобретение основного капитала со спецификой: приобретение активов, зданий и сооружений, прочих активов;
- создание основного
капитала, в том числе специфики:
строительство зданий и
- капитальный ремонт, в том числе зданий, дорог, прочий ремонт;
- приобретение товаров для создания запасов;
- приобретение земли и нематериальных запасов;
- капитальные трансферты внутри страны, в том числе (специфика): государственным предприятиям, финансовым учреждениям, другим уровням государственного управления, прочие капитальные трансферы;
- капитальные трансферты
за границу, в том числе
Категория «Представление кредитов, долевое участие» включает класс:
- предоставление кредитов
и долевое участие в
- внутреннее кредитование со спецификой: других уровней государственного управления, государственных предприятий, финансовых учреждений, физических лиц, прочее внутреннее кредитование;
- внешнее кредитование со спецификой: различное внешнее кредитование;
- долевое участия в
иностранном акционерном
- приобретение акций международных организаций и прочих иностранных организаций;
- платежи органов управления,
представляющие собой
- Категория «Финансирование» включает подклассы:
- погашение внутреннего
долга со спецификами:
- погашение внутренних
займов, размещаемых среди предприятий
и населения; казначейских
- погашение внешнего долга.
Для отдельных направлений и видов некоммерческой деятельности свойственно преобладание отдельных составляющих расходов. Например, в организациях социальной защиты населения высок удельный вес трансфертов, особенно домашним хозяйствам. Сюда относятся пособия семьям, имеющим детей, компенсации малообеспеченным гражданам в связи с удорожанием стоимости жизни, разные компенсации инвалидам и участникам войн, гражданам, пострадавшим в результате экологических бедствий и т.д.
В лечебных учреждениях здравоохранения характерными расходами являются расходы на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь.
Глава 3. Управление финансами некоммерческих организаций
3.1 Роль управления финансами
некоммерческий организация финансирование расход
Некоммерческие организации предоставляют услуги обществу и удовлетворяют социальные нужды. Они включают предприятия государственного сектора, которые составляют приблизительно третью часть экономики Великобритании. Вы легко поймете, что управление финансовой деятельностью одинаково применимо к этим организациям, хотя их конечной целью не является создание богатства. В государственном секторе и других некоммерческих организациях эквивалентом богатства акционера будет "ценность за счет денег". В отсутствие прибыли основной финансовой целью должно стать финансирование операций и поиск необходимых средств.
В некоммерческих организациях роль финансового управляющего будет также заключаться в консультировании администрации по финансовым аспектам всех рассматриваемых вариантов и определении тех из них, которые приносят наибольший финансовый доход. Исполнительное решение, учитывающее все качественные аспекты, будет также приниматься соответствующим руководителем, правительственным министром или главой департамента после рассмотрения предложений финансового управляющего.
В отсутствие прибыли и нераспределенной прибыли предприятия государственного сектора получают финансирование либо из государственных фондов, либо за счет займов; другие некоммерческие организации должны получать средства за счет своих членов или от групп населения. В отсутствие конкуренции стимулом для уменьшения издержек и повышения действенности будет недостаток средств. Управление финансовой деятельностью некоммерческих организаций должно быть направлено на проверку предложений по затратам, обеспечивающим, насколько возможно, получение выгоды от истраченных денег и проведение экономичных, результативных и эффективных операций.
3.2 Особенности управления финансами некоммерческих организаций
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций