Особенности управления финансами некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности финансово-хозяйственной сферы функционирования некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические основы организации финансов некоммерческих организаций; в связи с этим была проанализирована глава 4 части первой Гражданского кодекса РФ и выявлены виды некоммерческих организаций и финансовые отношения в их среде.
- Подвести итоги и сделать выводы по теме «Особенности управления финансами некоммерческих организаций».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Содержание некоммерческих организаций…………………………..5
1.1 Некоммерческие организации: понятие, признаки………………………..5
1.2 Права и обязанности НКО…………………………………………………..7

Глава 2. Общая характеристика финансов некоммерческих организаций…..9
2.1 Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений………………………………………………………………………9
2.2 Финансовые отношения некоммерческих организаций…………………..11
2.3 Источники финансирования организаций и учреждений некоммерческой деятельности……………………………………………………………………...17
2.4 Расходы некоммерческих организаций……………………………………..21

Глава 3. Управление финансами некоммерческих организаций……………...26
3.1 Роль управления финансами…………………………………………………26
3.2 Особенности управления финансами некоммерческих организаций…….27

Заключение………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по финансам.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Направления использования  финансовых ресурсов (и бюджетных, и  внебюджетных средств) определяются в  разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической  классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.

В отличие от бюджетных  учреждений некоммерческие организации  иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями  отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования  в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов некоммерческих организаций  всех организационно-правовых форм применяются  методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами некоммерческих организаций  предполагает анализ отклонений фактических  финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей  и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в предела предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.

Порядок внесения изменений  в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.

Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная  деятельность некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.

Финансовое управление в общем понимании – это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Оно в некоммерческих организациях полностью соответствует этому определению.

Реальные активы –  все то, что принадлежит организации и является обязательным условием ее деятельности (денежные средства, имущество, материальные ценности и т.д.).

Финансовые активы –  совокупные обязательства организации  и собственные средства, т.е. привлекаемые источники финансирования деятельности, а также средства в расчетах с бюджетом, партнерами, клиентами и сотрудниками.

Финансовый менеджер НКО в любой момент должен точно  знать необходимые и ожидаемые  суммы на счетах в течение недели, достаточно точно – в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что в организации средства используются рационально, целевым образом, в предусмотренные календарным планом сроки. Менеджер должен также быть уверен, что для осуществления проектной деятельности достаточно реальных денежных средств на банковских счетах организации. Следует отметить, что с увеличением масштабов организации, когда осуществляется несколько проектов, и помимо целевого финансирования оказываются еще и платные услуги, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового управления.

На первый план при  формировании системы финансового  управления в НКО выходит вопрос самой технологии постановки управления. Эта большая и кропотливая  работа, включающая следующий минимальный  набор мероприятий. Перестройка механизма управления организации в целом с учетом требований финансовой прозрачности. В некоммерческом секторе наиболее эффективная и самая распространенная система – бюджетное управление. Разработка соответствующей организационной структуры управления. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:

1. объектам финансового управления;

2. управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);

3. финансовым потокам.

По мере необходимости  надо провести методическое оснащение  финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового  управления: фактически обучить персонал работе в новых условиях.

Разработка стандартов управленческого учета: формы отчетности, сроки, система информационных потоков, документооборот и т.д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерского учета.

Создание любой системы  направлено на достижение цели. Выделим  наиболее общие цели финансового  управления в некоммерческих организациях.

Управление платежеспособностью. Возможность платить по обязательствам, уже существующим или которые могут возникнуть в ближайшей перспективе (бюджетирование движения денежных средств, выработка политики их привлечения, управление запасами).

Управление эффективностью. Повышение экономической эффективности  деятельности, рациональное использование  ресурсов для осуществления операций по проектам (бюджетирование доходов и расходов, управление затратами).

Управление активами и экономическим потенциалом. Рентабельность активов и финансовая устойчивость (бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование).

Как уже было отмечено, бюджетирование – одно из основных методик финансового управления в НКО, поэтому необходимо определить наиболее употребляемые его понятия.

Для целей финансового  управления целесообразно разделять  значения слов смета, бюджет, финансовый план.

Смета – расчет затрат на мероприятие, процесс.

При этом следует иметь  в виду, что когда мы говорим  о смете доходов и расходов, то это просто иное представление  документа. Доходы, как правило, в  такой смете показаны по направлениям расходования средств. (См. приложение №1)

Бюджет – таблица  доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная его  часть показывает все источники финансовой поддержки организации в указанный период. Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории – статьи расхода.

Разница между доходами и расходами показывает экономию или дефицит бюджета. (См. Приложение №3)

Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации  в отношении вида, уровня и приоритетов  программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении обычно ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица – обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих разделов:

- обзорный раздел (резюме);

- описание организации;

- описание отрасли;

- описание деятельности (услуг);

- описание клиентской группы;

- описание механизмов предоставления услуг;

- календарный план;

- финансы (источники доходов и направление расходов).

Такое деление удобно, когда важно различать документы, если в текущей работе используются все три вида. Если же из контекста  ясно, о каком документе идет речь (или детально описано и объяснено, что он собой представляет), то все эти понятия являются синонимами. Так, когда мы говорим о смете проекта, то можно употребить слово “бюджет”, если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии: как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие “смета расходов и доходов организации на год”, то оно эквивалентно выражению “годовой бюджет организации”. Годовой финансовый план для бухгалтера – это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.

НКО при построении комплексной  системы финансового управления и применении ее, как правило, сталкиваются с рядом сложностей: внутренних или внешних. Внутренние сложности обычно связаны в первую очередь с тем, что система финансового управления – внутренняя система. Она работает постоянно, а не от случая к случаю, требует взаимодействия внутри организации, предполагает выбор определенных техник и методик из множества. Но при этом она никем и ничем не регламентируется и не ограничивается. Как, например, стратегическое планирование, процесс повторяющийся, но не постоянный, система учета и отчетности жестко регламентирована законодательством. Единственный ограничитель для системы финансового управления – сама организация, ее интересы.

Основополагающий процесс  построения системы финансового  управления в НКО – бюджетирование. Традиционно под бюджетами понимается опись доходов и расходов. Это не случайно, поскольку, начиная с 1930-х годов, такое планирование полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные отношения строились не на принципе самостоятельного распоряжения бюджетом, а на работе в рамках сметы расходов.

В связи с переходом  к независимой системе управления возникла необходимость формирования соответствующих бюджетных отношений  и новых подходов к планированию бюджетов. В этом случае бюджетирование выступает как важнейший инструмент осуществления определенной политики организации. Поэтому, главный признак полноценного бюджета (финансового плана) – возможность использования его как инструмента проведения вполне определенной политики или воплощения стратегических целей НКО.

Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций