Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:34, отчет по практике
Преддипломная практика, целью которой для меня являлось закрепление теоретических знаний, полученных в Приднестровском Государственном университете, приобретение практических навыков и опыта организации банковской деятельности, проходила в ЗАО «Агропромбанк» (АПБ), в г. Тирасполь. Практика была направлена на изучение сферы и масштаба деятельности ЗАО АПБ, его организационно-правовой формы, особенностей функционирования и стратегии развития банка. Так как, тема дипломной работы ("Банковские Пластиковые карты , как современный платежный инструмент") охватывает основные вопросы отдела пластиковых карт банка, то в период прохождения практики, основное внимание уделялось работе данного отдела.
Изученные вопросы в период прохождения практики будут использованы при подготовке к Государственному экзамену и при написании дипломной работы.
Введение
Глава 1. Организация денежного обращения и построение денежной системы на территории ПМР
1.1 Основы денежно-кредитной политики ПМР
1.2 Развитие и совершенствование платёжной системы ПМР
Глава 2. Общие положения работы ЗАО «Агропромбанк» АПБ. Организационная структура банка
2.1 Общее собрание акционеров
2.2 Совет банка (наблюдательный совет)
2.3 Ревизионная комиссия банка
2.4 Правление ЗАО «Агропромбанк».АПБ
2.5 Кредитный комитет
Глава 3. Собственные средства банка
3.1 Уставный фонд: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.2 Резервный фонд: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.3Фонды специального назначения: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.4 Оценка структуры капитала и его достаточности
Глава 4. Депозитные операции коммерческого банка
4.1 Виды депозитов: депозиты до востребования, срочные депозиты - порядок их оформления и учет. Мероприятия банка по расширению видов депозитных счетов
4.2 Требования к депозитным операциям. Договор об открытии и ведении депозитных счетов
4.3 Проценты по депозитам и вкладам: виды, начисление и уплата
4.4 Бухгалтерский учет депозитных операций, депозитных средств по срокам и отдельным депозитам. Виды отчетности по депозитным операциям
4.5 Основные требования к ликвидности баланса банка по расширению видов депозитных счетов
Глава 5. Межбанковские кредиты
5.1. Характер потребности в межбанковских ресурсах. Требования ПРБ к КБ на участие его в кредитных операциях
5.2 Оформление и погашение межбанковских ссуд. Особенности заявки на межбанковский кредит. Содержание кредитного договора на межбанковский кредит. Аукционное свидетельство
5.3 Бухгалтерский учет полученных межбанковских кредитов
Глава 6. Организация кредитных операций и их учет
6.1 Маркетинговая стратегия и кредитная политика. Функциональная структура служб кредитования, распределения кредитных функций по работникам. Характеристика клиентуры
6.2 Методика кредитования юридических и физических лиц
6.3. Техника выдачи кредита юридическим и физическим лицам
Оформление выдачи кредитов. Содержание и характер заявки на кредит. Заключение кредитного договора
6.4 Виды ссудных счетов. Структурирование кредита
6.5 Проценты за кредит: виды, порядок начисления и сроки уплаты
6.6 Формы обеспечения возвратности кредита (залог, гарантия, поручительство)
6.7 Техника и особенности погашения кредита юридическими и физическими лицами
6.8 Аналитический и синтетический учет по ссудным операциям. Виды отчетности по кредитным операциям
Глава 7. Организация и учет валютных операций
7.1 Структура служб по осуществлению операций, функции по рабочим местам. Валютное управление
7.2 Методы котировки валют. Курс покупки, курс продажи, банковская маржа. Сделки на условиях «спот», «своп», срочные сделки
7.3 Организациям и учет кор. отношений с иностранными банками. Средства международных расчетов (чек, перевод, тратта), требования к ним. Расчеты методом инкассо, документарного аккредитива по экспортным и импортным операциям. Организация и учет операций по приему международных кредитов
7.4 Организация и учет отношений по купле-продаже валют. Виды отчетности по валютным операциям
7.5 Бухгалтерский учет валютных операций
Глава 8. Организация и учет операций с ценными бумагами
8.1 Виды ценных бумаг: отличия, правила выпуска, хранения, размещения, особенности оформления. Операции по купле-продаже акций и начисление дивидендов по ним. Учет операций с облигациями, векселями, сертификатами и начисление процентов по ним. Содержание фьючерсов и опционов. Операции банков на фьючерсном и опционном рынке
8.2 Операции по покупке-продаже ценных бумаг. Организация и отражение в учете операций по купле-продаже ценных бумаг по поручению клиента
8.3 Организация и учет залоговых и перезалоговых операций банков с ценными бумагами
8.4 Специфика трастовых операций в банке
8.5 Использование операций с ценными бумагами для регулирования ликвидности баланса КБ и его платежеспособности
Глава 9. Организация и учет расчетных операций
9.1 Виды счетов и особенности их открытия, переоформления и закрытия в банке. Выписки к счетам клиентов, их содержание и порядок выдачи
9.2. Виды платежных инструментов (чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, инкассовые распоряжения, векселя и др.), требования к их содержанию, особенности, сфера применения, этапы документооборота
Глава 10. Организация и учет кассовых операций
Глава 11. Баланс КБ и принципы его построения. Управление ликвидностью баланса КБ
Глава 12. Анализ банковской ликвидности. Показатели ликвидности баланса банка. Анализ факторов, влияющих на ликвидность баланса. Способы управления ликвидностью на уровне КБ
Глава 13. Операции с Пластиковыми картами «Радуга»
Глава 14. Комплекс услуг дистанционного управления счетом
Глава 15. Денежные переводы
Заключение
Список используемой литературы
До 1991 года организация и планирование денежного обращения на территории бывшего СССР осуществлялась на основе баланса денежных доходов и расходов населения, а также кассового и кредитного плана. С 1991 года был осуществлен переход от кредитного и кассового планирования к составлению расчета кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по стране и по учреждениям банков, а также разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление выдач всех наличных денег предприятия и определения эмиссионного результата, т.е. выпуск или изъятие денег из обращения. КБ составляет стат. отчеты о кассовых оборотах по установленным формам и в случае значительных расхождений фактических кассовых оборотов с прогнозируемыми анализируются причины расхождения и разрабатываются мероприятия по стабилизации денежного обращения.
Операции с наличными деньгами в банке осуществляются в соответствии с утвержденными кассовыми планами, в которых определяются источники, объем поступления, целевое использованием и размеры эмиссии денег.
Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их т/с все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с банком устанавливается лимит кассовой наличности. Для установления этого лимита и норм расходования средств из собственных поступлений клиенты должны представить в банк в начале года специальную заявку-расчет (Приложение № 23), в которой оговаривается порядок и сроки сдачи выручки. Она составляется в двух экземплярах, скрепляется печатью и подписями клиентов. КБ осуществляется операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензий, выданных ПРБ на ведение кассовых операций. При этом банку определяется лимит операционной кассы. При недостатке кассовой наличности для обеспечения выплат банк может получить наличные деньги в РКЦ за счет средств на корсчете банка. Сверхлимитный остаток операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корсчет банка. Для подкрепления наличными деньгами КБ отправляет в РКЦ платежное поручение для оплаты наличных денег с корсчета. РКЦ оплачивает платежное поручение и выдает наличные деньги учреждению банка, либо подготавливает наличные деньги для отправки их с инкассатором. Порядок открытия и закрытия операционных приходных и расходных касс. Организация и учет операций по инкассации наличных денег. Порядок хранения и учета ценностей, документов в денежном хранилище и кладовой.
Операционная касса - совокупность всех наличных денег, находящихся в банке. В составе операционных касс: приходно-расходные, кассы для размена денег, вечерние кассы (для приема наличных денег после окончания операционного дня), кассы пересчета денежной выручки. Эти кассы организуются по распоряжению руководства банка в зависимости от объема кассовых операций и установленного штата кассовых работников.
Приход денег осуществляется по следующим кассовым документам: объявление на взнос наличными (Приложение № 19) - от предприятия, организации для зачисления денег на их т/с; уведомление - от предприятий в уплату налогов и других платежей для зачисления в доход госбюджета; приходные кассовые ордера - прием денег от работников банка, зачисление пересчитанной инкассовой выручки, прием денег, выпущенных в обращение.
Получив приходные документы, кассир проверяет наличие и тождественность операционных работников, подписи по образцам, сличая соответствие указанных в них сумм цифрами и прописью, пересчитывает деньги в обязательном порядке. Если в документе сумма совпадает с фактической, оказавшейся при пересчете кассир подписывает приходные документы, на квитанции ставит печать и выдает ее вносителю денег. В конце дня кассир по ордерам подсчитывает общую сумму поступивших за день платежей и сверяет соответствие наличных денег.
Записи по приходу и расходу денежной суммы ведутся в кассовой книге. Принятые в течение операционного дня деньги кассир оформляет в пачки, в установленном порядке и вместе с приходными документами передает зав. кассой. Зав. кассой проверяет, затем передает документы главному бухгалтеру на подпись, после этого собираются в документы дня. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов банка по балансу учреждения банка в тот же рабочий день.
Выдача денег из кассы производится по: денежным чекам (Приложение № 24), расходным кассовым ордерам (Приложение №16) (выплата по счетам физических лиц, выдача аванса работникам банка). Для совершения расходных операций зав. Кассой выдает под отчет кассирам необходимую сумму под расписку в специально книге, после этого Зав. Кассой должен проверить наличие оставшихся в операционной кассе денег и убедиться, что остаток их с учетом выданной суммы соответствует бухгалтерским данным по счету 10101 «Касса ПРБ», 1011 «Касса КБ».
Получив денежные чеки или расходные кассовые ордера, кассир обязан проверить наличие подписи должностных лиц банка, имеющих право разрешать выдачу денег и соответствие этих подписей образцам; проверить правильность заполнения документов, сверить суммы, проставленные цифрами с суммой прописью; проверить подпись получателя денег, проверить наличие сведений о предъявлении паспорта, подготовить сумму денег, выдать получателю и подписать расходный документ. В конце операционного дня кассир сверяет сумму остатка денег с учетом расходных документов и составляет отчет справку, которая после подписи Зав. кассой передается в документы дня. Наличные деньги по месту нахождения учитываются на счета: 1001 - касса ПРБ (КБ), 1014 - наличные средства в удаленных подразделениях банка, 1012 - наличные денежные средства в пути.
Для хранения денежных средств банки организуют специально оборудованные помещения в кладовке или денежном хранилище. Эти помещения должны быть изолированы для того, чтобы была исключена возможность наблюдения и изучения посторонними лицами расположение денежного хранилища. За сохранность денежных средств и ценностей несут материальную ответственность руководитель банка, главный бухгалтер, кассир. Для хранения ценностей во время рабочего дня кассиры должны быть обеспечены сейфами, металлическими шкафами, а также купюрно-счетными машинками. Кассиры операционной кассы должны быть снабжены образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходно-расходные кассовые документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением кассовых операций - образцами подписей кассиров. С каждым работником кассы заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой (старший кассир). Кабины кассы должны быть оборудованы таким образом, чтобы можно было зрительно следить за работой кассира, но в то же время помещение кассы должны быть защищено от проникновения извне.
Для учета денег и ценностей в кладовой банка ведется книга учета ценностей кладовой, в которой отражается движение ценностей: наличных денег, ценных бланков и других документов и ценностей, хранящихся в кладовой.
Инкассирование наличных денег
Для ускорения оборота денег и своевременного зачисления наличных денег на счета экономических агентов банки осуществляют инкассирование наличной выручки. Для этого банк имеет инкассаторский аппарат и транспортное средство для перевозки денег. Между клиентом и банком заключается договор на сбор денежной наличности (Приложение №21). На основании договора на каждого клиента оформляется Явочная карточка, где указывается номера закрепленных сумок, время маршрута и т.д.
Предприятия сдают выручку инкассатору в закрытых опломбированных сумках. На наличные деньги, которые вложены в инкассаторскую сумку, кассир инкассируемого предприятия составляет препроводительную ведомость (Приложение №18) в трех экземплярах: первый - вкладывается в инкассаторскую сумку - ордер; второй - вручается инкассатору - препроводительная ведомость, третий - остается у сдатчика денег - квитанция. Принятые сумки с наличными денежными средствами инкассаторы сдают в учреждения банка. Прием денег осуществляется в разные часы операционного дня, а иногда и после его окончания - в вечерние кассы. Принятые денежные средства должны быть зачислены на счета предприятия не позднее следующего рабочего дня. По окончании приема наличных денег кассир и бухгалтер-контролер производят сверку денежной наличности с данными кассового журнала. Приходные документы передаются главному бухгалтеру, который проверяет общую сумму по кассовому журналу. После подписи приходные документы главный бухгалтер возвращает Зав. Кассой, а ордера передаются операционным работникам для записи в т/с предприятий. Бухгалтер-контролер проверяет соответствие количества сдаваемых инкассаторами сумок в кассу данным справки о выданных инкассаторам сумок. Кассир при приеме сумок с наличностью проверяет: не имеют ли поступившие сумки каких-либо внешних повреждений, повреждений пломб, разрывы шпагата и т.д., четкость оттиска пломбираторов и соответствие их заверенным образцам, соответствие номеров сумок, сдаваемых инкассаторами номерам указанным в накладных, соответствие общей суммы принимаемой выручки записям накладной. Пересчет денег производится кассирами счетных бригад кассы пересчета. Если суммы равны, то кассир подписывает препроводительную ведомость. При расхождении сумм кассир обязан сверить с контролером сумму пересчитанных денег по достоинствам и вторично пересчитать денежные билеты того достоинства, в суммах которых выявлены расхождения. При подтверждении недостачи или излишка составляется акт на лицевой стороне накладной и квитанции к сумке за подписями кассира и контролера. Если при пересчете обнаружены неплатежеспособные и фальшивые денежные билеты, то в накладной и квитанции указывают номер, серию, достоинство билета. После проверки кассир, возглавляющий кассу пересчета передает документы зав. кассой, который сверяет соответствие сумм денег, принятых им от кассира, данным контрольных ведомостей, которые затем передаются гл. бухгалтеру для подписи. Денежные билеты, признанные неплатежеспособными возвращаются предъявившему их лицу. Фальшивые билеты гасятся путем вырезания треугольника посередине билета с последующим возвращением предъявившему лицу.
Вся выручка до пересчета относится на 2093 счет «Инкассированная денежная выручка». После пересчета, если выявлена недостача в сумках, то: Дт т/с предприятия Кт 2093 - недостача в сумках; Дт 1011 Кт 2093 и Дт 2093 Кт на доходы - выявлен излишек, что очень редко; Дт 1001 / 1011 Кт 2093 - общая сумма пересчитанной выручки зачисляется в оборотную кассу.
КБ предоставляет отчетность в ЦБ: годовая и месячная.
Принципы построения и содержания банковского баланса. Характеристика разделов баланса банка. Виды банковских балансов (ежедневные, декадные, за месяц, квартал, год). Формирование документов дня КБ для составления ежедневного баланса. Баланс банка характеризует денежное выражение состояния ресурсов КБ, источники их формирования, финансовые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода. Баланс банка выступает основным документов бухгалтерского учета, отражающим сумма остатков всех лицевых счетов аналитического учета, расположенных в порядке их возрастания. Последние группируются в разделы баланса по экономическим признакам, учитываемых денежных средств и банковских операций. Анализ данных баланса дает комплексную характеристику деятельности банков за определенный период, позволяет определить наличие собственных средств, структуру источников ресурсов, состав и динамику активов. На основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности, о возможных перспективах развития.
Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей. Счета синтетического учета являются одновременно статьями баланса банка. Построение банковского баланса основывается на следующих принципах:
- полное выражение в балансе состояния средств и ценностей банка по отдельным их видам для того, чтобы можно было обеспечить контроль за правильным использование средств и за сохранностью ценностей;
- ежедневное составление баланса и сверка с ним данных текущего аналитического учета;
- принцип односторонней группировки, т.е. в одном разделе могут присутствовать балансовые счета любого вида;
- возможность эффективного использования современной вычислительной техники и совершенствования бухгалтерской отчетности.
Принципы построения банковского баланса аналогичны принципам построения балансов предприятий. Но исходя из специфики банковской деятельности, содержание банковского баланса отличается от баланса предприятий: статьи банковского баланса и балансы предприятий, отражаемые в учете по активу баланса банка составляют пассивы в балансах предприятий. Кроме того, денежные средства предприятий на расчетном счете, текущем и других счетах банке отражаются в балансе предприятия по активу и в балансе банка по пассиву. На бланке ежедневного баланса, после того, как будут напечатаны остатки по балансовым счетам или на отдельном листе, прилагаемому к балансу, печатаются остатки по внебалансовым счетам на первое число месяца баланс составляется по счетам второго порядка в двух экземплярах с выведением итогов по балансовым счетам первого порядка. Баланс передается главному бухгалтеру учреждения банка, который проверяет материалы синтетического учета и подписывает баланс.Баланс и отчет о финансовых результатах КБ - два наиболее важных финансовых отчета. Сумма привлеченных банком средств должна равняться общей сумме расходов, т.е. активы должны быть равны пассивам.
Классификация счетов
План счетов основан на классификации счетов по экономическому содержанию и включает классы счетов, группы счетов или счетов первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.
Активы группируются по степени убывания их ликвидности. Пассивы группируются по мере удлинения сроков их востребования.
Активы и пассивы отражаются в балансе отдельно.
Все счета являются мультивалютными, т.е. операции в инвалюте осуществляются по тем же счетам, что и в рублях ПМР.
План счетов содержит следующие 8 классов:
КЛАСС I - АКТИВЫ.
КЛАСС II - ПАССИВЫ.
КЛАСС III - КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.
КЛАСС IV - ДОХОДЫ.
КЛАСС V - РАСХОДЫ.
КЛАСС VI - УСЛОВНЫЕ СЧЕТА.
КЛАСС VII - СЧЕТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
КЛАСС IX - ВНЕБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА.
Счета I и V классов (за исключением регулирующих счетов) являются активными, а счета классов II, III, и IV (за исключением регулирующих счетов) являются пассивными. Счета VI и VII состоят из активной и пассивной частей, IX класса - из одной части.
Для обозначения счетов используется четырехзначный номер:
ПЕРВАЯ цифра отражает класс счета, указывающий на принадлежность счета к «Активу», «Пассиву», «Капиталу и резервам» или «Внебалансовым счетам».