Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:34, отчет по практике
Преддипломная практика, целью которой для меня являлось закрепление теоретических знаний, полученных в Приднестровском Государственном университете, приобретение практических навыков и опыта организации банковской деятельности, проходила в ЗАО «Агропромбанк» (АПБ), в г. Тирасполь. Практика была направлена на изучение сферы и масштаба деятельности ЗАО АПБ, его организационно-правовой формы, особенностей функционирования и стратегии развития банка. Так как, тема дипломной работы ("Банковские Пластиковые карты , как современный платежный инструмент") охватывает основные вопросы отдела пластиковых карт банка, то в период прохождения практики, основное внимание уделялось работе данного отдела.
Изученные вопросы в период прохождения практики будут использованы при подготовке к Государственному экзамену и при написании дипломной работы.
Введение
Глава 1. Организация денежного обращения и построение денежной системы на территории ПМР
1.1 Основы денежно-кредитной политики ПМР
1.2 Развитие и совершенствование платёжной системы ПМР
Глава 2. Общие положения работы ЗАО «Агропромбанк» АПБ. Организационная структура банка
2.1 Общее собрание акционеров
2.2 Совет банка (наблюдательный совет)
2.3 Ревизионная комиссия банка
2.4 Правление ЗАО «Агропромбанк».АПБ
2.5 Кредитный комитет
Глава 3. Собственные средства банка
3.1 Уставный фонд: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.2 Резервный фонд: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.3Фонды специального назначения: порядок формирования, пополнение, назначение, учет движения
3.4 Оценка структуры капитала и его достаточности
Глава 4. Депозитные операции коммерческого банка
4.1 Виды депозитов: депозиты до востребования, срочные депозиты - порядок их оформления и учет. Мероприятия банка по расширению видов депозитных счетов
4.2 Требования к депозитным операциям. Договор об открытии и ведении депозитных счетов
4.3 Проценты по депозитам и вкладам: виды, начисление и уплата
4.4 Бухгалтерский учет депозитных операций, депозитных средств по срокам и отдельным депозитам. Виды отчетности по депозитным операциям
4.5 Основные требования к ликвидности баланса банка по расширению видов депозитных счетов
Глава 5. Межбанковские кредиты
5.1. Характер потребности в межбанковских ресурсах. Требования ПРБ к КБ на участие его в кредитных операциях
5.2 Оформление и погашение межбанковских ссуд. Особенности заявки на межбанковский кредит. Содержание кредитного договора на межбанковский кредит. Аукционное свидетельство
5.3 Бухгалтерский учет полученных межбанковских кредитов
Глава 6. Организация кредитных операций и их учет
6.1 Маркетинговая стратегия и кредитная политика. Функциональная структура служб кредитования, распределения кредитных функций по работникам. Характеристика клиентуры
6.2 Методика кредитования юридических и физических лиц
6.3. Техника выдачи кредита юридическим и физическим лицам
Оформление выдачи кредитов. Содержание и характер заявки на кредит. Заключение кредитного договора
6.4 Виды ссудных счетов. Структурирование кредита
6.5 Проценты за кредит: виды, порядок начисления и сроки уплаты
6.6 Формы обеспечения возвратности кредита (залог, гарантия, поручительство)
6.7 Техника и особенности погашения кредита юридическими и физическими лицами
6.8 Аналитический и синтетический учет по ссудным операциям. Виды отчетности по кредитным операциям
Глава 7. Организация и учет валютных операций
7.1 Структура служб по осуществлению операций, функции по рабочим местам. Валютное управление
7.2 Методы котировки валют. Курс покупки, курс продажи, банковская маржа. Сделки на условиях «спот», «своп», срочные сделки
7.3 Организациям и учет кор. отношений с иностранными банками. Средства международных расчетов (чек, перевод, тратта), требования к ним. Расчеты методом инкассо, документарного аккредитива по экспортным и импортным операциям. Организация и учет операций по приему международных кредитов
7.4 Организация и учет отношений по купле-продаже валют. Виды отчетности по валютным операциям
7.5 Бухгалтерский учет валютных операций
Глава 8. Организация и учет операций с ценными бумагами
8.1 Виды ценных бумаг: отличия, правила выпуска, хранения, размещения, особенности оформления. Операции по купле-продаже акций и начисление дивидендов по ним. Учет операций с облигациями, векселями, сертификатами и начисление процентов по ним. Содержание фьючерсов и опционов. Операции банков на фьючерсном и опционном рынке
8.2 Операции по покупке-продаже ценных бумаг. Организация и отражение в учете операций по купле-продаже ценных бумаг по поручению клиента
8.3 Организация и учет залоговых и перезалоговых операций банков с ценными бумагами
8.4 Специфика трастовых операций в банке
8.5 Использование операций с ценными бумагами для регулирования ликвидности баланса КБ и его платежеспособности
Глава 9. Организация и учет расчетных операций
9.1 Виды счетов и особенности их открытия, переоформления и закрытия в банке. Выписки к счетам клиентов, их содержание и порядок выдачи
9.2. Виды платежных инструментов (чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, инкассовые распоряжения, векселя и др.), требования к их содержанию, особенности, сфера применения, этапы документооборота
Глава 10. Организация и учет кассовых операций
Глава 11. Баланс КБ и принципы его построения. Управление ликвидностью баланса КБ
Глава 12. Анализ банковской ликвидности. Показатели ликвидности баланса банка. Анализ факторов, влияющих на ликвидность баланса. Способы управления ликвидностью на уровне КБ
Глава 13. Операции с Пластиковыми картами «Радуга»
Глава 14. Комплекс услуг дистанционного управления счетом
Глава 15. Денежные переводы
Заключение
Список используемой литературы
Н7 = ,
где
ВО - выпущенные банком векселя.
Максимальное значение - 50%.
Норматив использования собственного капитала банка для приобретения акций других юридических лиц Н8 устанавливается как процентное соотношение вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования, а также части вложений банка в акции, приобретенные для перепродажи и собственного капитала банка.
Н8 = ,
где
Кин - инвестиции банка в акции других юридических лиц.
Максимально допустимое значение - 25%.
Норматив покупки ценных бумаг за счет средств, находящихся на счетах предприятий, организаций республиканского и местного бюджета Н9 определяется как 50% среднеарифметических остатков на балансовых счетах 2181, 2182, 2183, 2186, 2187, 2188, 2189, 2191, 2192, 2199, за последние 3 месяца предшествующего периода, при этом в расчет суммы ценных бумаг принимаются ГЦБ и ценные бумаги ПРБ (за исключением векселей).
Минимально допустимое значение - 50% от вышеуказанных остатков.
Пластиковая карта -- универсальный платежный инструмент, который является ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличные деньги, а также пользоваться другими дополнительными услугами и определенными преимуществами. Внедрение банковских пластиковых карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Целью внедрения и развития платежной системы (ПС) «Радуга» на территории ПМР является создание общереспубликанской платежной системы, использование которой позволит широким слоям населения приобщиться к новейшим технологиям. Выгоды от реализации подобного проекта очевидны для всех ее участников. Для населения - это безопасность и мобильность, для предприятий - это сокращение затрат и ускорение расчетов, для государства - это прозрачность и контролируемость.
В ПС «Радуга» можно выделить 3 категории пользователей, а именно:
Физические лица - держатели пластиковых карт.
Торгово-сервисные предприятия, заключающие с банком договор о приеме платежей с использованием карт «Радуга», к которым относятся магазины, аптеки, кинотеатры, рестораны, парикмахерские и многие другие вплоть до выносной торговли.
Корпоративные клиенты, участвующие в зарплатных проектах с использованием карт «Радуга».
Карты распространяются среди населения Приднестровья, которое начинает предъявлять спрос на их использование. В ответ на спрос, торгово-сервисные предприятия, формируют предложение на использование карты. При этом все участники получают выгоды, от использования пластиковых карт. Пластиковая карта «Радуга» является микропроцессорной. Она позволяет осуществлять целый комплекс финансовых операций. Современные технологии, которые применяются для создания микропроцессорной карты, делают ее удобной, надежной и многофункциональной. В карту встроена специальная микросхема (ЧИП), которая, как мини-компьютер, хранит и обрабатывает информацию о владельце карты, о поступлениях, расходах и остатке денежных средств. Данная карта была специально разработана для применения в финансовой сфере, традиционно предъявляющей высокие требования к защите транзакций. При помощи карты можно осуществлять такие финансовые операции как: пополнение карты, снятие наличных средств с карты, осуществление платежей, просмотр остатков на карте и на счете и другие. Карты бывают двух видов: клиентские и торговые. Клиентские карты используются индивидуальными пользователями (населением), торговые принадлежат предприятиям торговли и используются для расчетов между предприятием и банком. Безопасность пластиковой карты обеспечивается за счет того, что средства на карте и на счете защищены паролем, который держатель карты устанавливает сам. При получении карты владелец присваивает ей два цифровых пароля (ПИН 1-код для пополнения карты со счета и ПИН 2-код для совершения расчетов по карте), включающие в себя до восьми цифр. Воспользоваться картой, не зная этих кодов, невозможно. Попытка подобрать код не имеет смысла: после трех неверных наборов одного из двух ПИН - кодов карта будет заблокирована. Держатель карты всегда может сменить ПИН - коды в течение короткого периода времени. Посредством пластиковой карты можно дистанционно управлять денежными средствами, находящимися на счетах. Кроме того, к одному счету могут быть прикреплены несколько пластиковых карт. Карту платежной системы «Радуга» можно использовать для оплаты за товары и услуги в магазинах, заправках, аптеках и других торгово-сервисных предприятиях, вплоть до выносной торговли. Предприятие, получившее в оплату товара или услуги пластиковую карту платёжной системы «Радуга» направляет данные о произведённой операции в банк, путём проведения инкассации по каналам электронной связи. Для этого предприятию выдается торговая карта, на которую записывается вся информация о произведённых продажах. Данная информация передается в банк. После этого происходит зачисление денежных средств на счет предприятия. Очень часто пластиковые карты используются в зарплатных проектах. Корпоративный клиент заинтересован в том, чтобы перевести выдачу заработной платы сотрудникам в безналичную форму. Это особенно актуально для крупных предприятий с большим штатом, у которых выдача заработной платы превращается в дорогостоящее и рискованное мероприятие, требующее значительных ресурсов (специально-оборудованных кассовых помещений, штата кассиров, затрат на доставку и охрану денег и т.п.). Для участия в зарплатном проекте предприятию необходимо обратиться в банк. После подписания договора, специалисты банка проведут инструктаж работников предприятия и раздадут карты. С этого момента зарплату сотрудникам предприятие будет перечислять единым платежом на специальный счет в банк. Согласно предоставленным данным, банк зачисляет средства на счета сотрудников предприятия. Дальнейшие проблемы, связанные с выдачей денег берет на себя банк. Кроме того, при помощи карт предприятие может управлять распределением льгот. В настоящее время использование пластиковых карт стало во многих странах мира одним из наиболее распространенных способов расчетов. В этой связи своевременным и важным этапом дальнейшего развития платежной системы Приднестровской Молдавской Республики стал переход на современные формы расчетов на основе пластиковых карт «Радуга». Основная задача - сделать банковскую карточку поистине массовой, добиться, чтобы она стала привычным платежным инструментом для каждой семьи.
Система «ТелеБанк» - позволяет Клиенту получать финансовую и справочную (общую) информацию по каналам телефонной связи в Центре электронного обслуживания и в виде текстовых сообщений на мобильные терминалы или на электронную почту.
Система «Интернет-Банк» - позволяет получать финансовую и справочную (общую) информацию, а также осуществлять электронный обмен финансовыми документами между Сторонами в режиме реального времени через сеть Интернет.
Система «Клиент-Банк» - позволяет получать финансовую и справочную (общую) информацию, а также осуществлять электронный обмен финансовыми документами между Сторонами в режиме реального времени, с компьютера, подключенного к сети Интернет (или при наличии модема), на котором установлено специальное программное обеспечение.
Сервис Регулярных платежей - позволяет осуществлять автоматическую оплату коммунальных платежей, формировать постоянные платежные поручения и постоянные конверсионные ордера.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА «ТЕЛЕБАНК»
Услуга предназначена как для физических, так и для юридических лиц.
Функциональные возможности системы
2.1.1 Получение информации по каналам телефонной связи в операторском режиме:
1 справочного (общего) характера:
об условиях обслуживания Банка;
об официальных курсах валют, установленных ПРБ;
о коммерческих курсах валют, установленных Банком для наличных и безналичных расчетов;
2 финансового характера:
об остатке (на начало дня и на текущий момент) и движении денежных средств по счету;
о сумме коммунального платежа к оплате в текущем месяце.
Информация финансового характера предоставляется Клиенту после его идентификации с использованием средств идентификации: кода пользователя и пароля в системе «APB-Online».
Дополнительные возможности:
отмена исполнения постоянного платежного документа (ППД) в текущем месяце по телефону;
отключение от обслуживания в системе «ТелеБанк»: операторский режим;
отключение от обслуживания в системе «ТелеБанк»: рассылка сообщений на мобильный терминал и/или электронную почту;
отключение от обслуживания в системе «Интернет-Банк»;
отключение от обслуживания в Сервисе регулярных платежей.
Дополнительные возможности осуществляются с использованием кода пользователя, пароля в системе «APB-Online» и ключевого слова.
2.1.2 Автоматическое оповещение Клиентов на мобильные терминалы и электронную почту предполагает получение следующих типов сообщений (по выбору Клиента):
об официальных курсах валют, установленных ПРБ;
о коммерческих курсах валют, установленных Банком для безналичных расчетов;
об остатке денежных средств на счете Клиента на начало дня;
о поступлениях денежных средств на счет в течение дня;
об условиях обслуживания в Банке - предоставляется Клиенту без оформления Заявки.
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА «ИНТЕРНЕТ-БАНК»
Услуга предназначена как для физических, так и для юридических лиц. Платежный сервис доступен только для физических лиц.
Функциональные возможности системы
2.2.1 Получение информации справочного (общего) характера:
об условиях обслуживания в Банке в системе «APB-Online»;
о коммерческих курсах валют, установленных Банком для безналичных расчетов в системе «Интернет-Банк».
2.2.2 Получение информации финансового характера:
об остатке денежных средств на счете;
о движении денежных средств на счете;
об остатке денежных средств на пластиковой карте «Радуга»;
о движении денежных средств на пластиковой карте «Радуга».
Примечание 1. Текущий остаток по пластиковой карте «Радуга» отображается только после инкассации карты торгово-сервисного предприятия, график которой определяется им самостоятельно.
Примечание 2. В системе используются следующие виды отображаемого остатка на счете:
Текущий остаток - сумма денежных средств, находящихся на счете.
Свободный остаток - сумма денежных средств, находящихся на счете за минусом суммы неснижаемого остатка.
Доступный остаток - сумма денежных средств, находящихся на счете, включая сумму лимита овердрафта, но за минусом неснижаемого остатка.
2,2,3 Платежный сервис
Услуга предназначена только для физических лиц и осуществляется на основе дополнительной идентификации (авторизации):
формирование платежных поручений в рублях ПМР;
формирование валютных платежных поручений;
формирование конверсионных ордеров;
формирование поручений на оплату коммунальных платежей.
2.2.4 Дополнительные возможности:
блокировка зачисления денежных средств на пластиковую карту «Радуга»;
подключение и изменение существующих условий обслуживания в системе «ТелеБанк» (выбор текстовых сообщений в рассылке и изменение каналов оповещения);
изменение средств идентификации (пароля в системе «APB-Online», пароля в системе «Интернет-Банк»);
создание шаблонов платежных документов;
получение уведомления об исполнении документов в электронном виде;
подключение сервиса автоматической оплаты коммунальных платежей и изменение условий их оплаты;
отключение от обслуживания в системе «ТелеБанк»;
отключение рассылки текстовых сообщений в системе «ТелеБанк»;
отключение от обслуживания в системе «Интернет-Банк»;
отключение от сервиса Регулярных платежей.
2.2.5 Выбор способа авторизации операций
Для совершения операций, связанных с изменением состояния счета (формированием платежных поручений, конверсионных ордеров и поручений на оплату коммунальных платежей) и управлением системой «APB-Online» требуется авторизация, которую можно произвести несколькими способами:
1. Посредством Карты одноразовых паролей. При запросе системой пароля под определенным номером необходимо стереть скретч-слой с пароля под указанным номером и ввести число одноразового пароля в соответствующее поле авторизации в системе «Интернет-Банк». Карта формируется Банком и передается Клиенту при первоначальной регистрации в системе «Интернет-Банк». Дополнительную карту можно приобрести в Банке. Банк рекомендует использовать это средство авторизации, как обеспечивающее наиболее приемлемый уровень безопасности.
2. Посредством высылаемого одноразового пароля в виде текстового сообщения на ранее зарегистрированный мобильный терминал Клиента.
3. Посредством высылаемого одноразового пароля в виде текстового сообщения на ранее зарегистрированный электронный адрес Клиента.
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА «КЛИЕНТ-БАНК»
Услуга предназначена как для физических, так и для юридических лиц.
Функциональные возможности системы
2.3.1 Получение информации справочного (общего) характера:
обмен сообщениями между Банком и Клиентом в свободном текстовом формате;
официальные курсы валют, установленные ПРБ.
2.3.2 Получение информации финансового характера:
автоматическое получение выписок по счету в конце операционного дня;