1995 г.
- Совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.
- "Более справедливая система начислений пенсии":
- Было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;
- А также тот факт, что пенсионная система в
результате реформы должна учитывать
не только отработанный стаж, но и размер
заработной платы человека.
1995 г. - 1998 г.
- Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных
выплат пенсий; обеспечение пенсионерам
прожиточного минимума.
- Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
1998 г. - 2001 г.
- Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы при ожидаемом усугублении
демографической ситуации ("старение
населения"). "Поэтапный
переход от всеобщей распределительной
системы к смешанной системе пенсионного
обеспечения, в которой значительную роль
должны играть накопительные механизмы
финансирования пенсий на основе рационального
сочетания государственных и негосударственных
форм пенсионного обеспечения"
(По концепции 2001 см. приложении).
- Также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. По заявлениям А. Починка, в соответствии с новым
пенсионным законодательством практика
нелегализованных отчислений в качестве
заработной платы будет приводить к тому,
что часть пенсионных выплат у этой части
населения будет минимальной.
С 2001 г.
- Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы "побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение".
Пенсионная реформа состоит
из трех блоков (финансовая реформа,
правовая реформа и административная
реформа) и должна осуществляться в общей
сложности в течение 20 ближайших лет (с
1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько
последовательных этапов.
Финансовая реформа
2002 год
- Модернизация системы обязательного
пенсионного страхования
- Установление нового размера
пенсионной части единого социального
налога
- Введение страхового взноса
по обязательному пенсионному
страхованию
- Определение «стартовой» величины
части страхового взноса по обязательному
пенсионному страхованию, направляемой
на финансирование накопительной части
трудовой пенсии
- Установление порядка инвестирования
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии
2003 год
- Введение налогового вычета
для страхователей по обязательному пенсионному
страхованию
- Введение страхового взноса
на финансирование обязательных
профессиональных пенсионных систем
- Модернизация системы негосударственных
пенсионных фондов
2004 год
- Увеличение части страхового
взноса по обязательному пенсионному
страхованию, направляемой на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
- Введение права выбора застрахованным
лицом инвестиционного портфеля
(управляющей компании)
2005 год
- Увеличение части страхового
взноса по обязательному пенсионному
страхованию, направляемой на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
2006 год
- Установление окончательной величины
части страхового взноса по
обязательному пенсионному страхованию,
направляемой на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
2010 год
- Введение права застрахованного
лица на инвестирование пенсионных
накоплений в ценные бумаги
иностранных эмитентов
Правовая реформа
2002 год
- Модернизация системы государственных
пенсий (разделение на пенсии
по государственному пенсионному обеспечению,
трудовые пенсии и профессиональные пенсии)
- Введение нового порядка исчисления
и выплаты пенсий по государственному
пенсионному обеспечению и трудовых
пенсий
- Начало реализации программы
поэтапного введения в действия
ожидаемого периода выплаты пенсии по
старости, применяемого при определении
размера страховой части трудовой пенсии
- Введение механизма конвертации
в пенсионный капитал пенсионных
прав, приобретенных застрахованными
лицами до 1 января 2002 г.
- Введение персональных доплат
пенсионерам (дополнительного ежемесячного
материального обеспечения к
пенсии за выдающиеся достижения
и особые заслуги перед Российской
Федерацией)
2003 год
- Введение профессиональных пенсионных
систем
- Установление продолжительности
ожидаемого периода выплаты трудовой
пенсии по старости, применяемого при
определении размера накопительной части
трудовой пенсии
2004 год
- Переход на назначение трудовых
пенсий по инвалидности в соответствии
со степенью ограничения способности
инвалида к осуществлению трудовой деятельности
2013 год
- Завершение реализации программы
поэтапного введения в действия
ожидаемого периода выплаты пенсии
по старости, применяемого при
определении размера страховой
части трудовой пенсии
- Завершение процесса конвертации
в пенсионный капитал пенсионных прав,
приобретенных застрахованными лицами
до 1 января 2002 г.
- Начало реализации программы
поэтапного увеличения ожидаемого
периода выплаты пенсии, применяемого
при определении размера страховой
части досрочно назначаемой трудовой
пенсии по старости, на количество лет,
недостающих получателям такой пенсии
до общеустановленного пенсионного возраста
2022 год
- Завершение реализации программы
поэтапного увеличения ожидаемого
периода выплаты пенсии, применяемого
при определении размера страховой части
досрочно назначаемой трудовой пенсии
по старости, на количество лет, недостающих
получателям такой пенсии до общеустановленного
пенсионного возраста
Административная реформа
2002 год
- Завершение процесса передачи
функций по назначению и выплате пенсий,
осуществлявшихся органами социальной
защиты населения субъектов Российской
Федерации, в ведение Пенсионного фонда
Российской Федерации
- Модернизация системы индивидуального
(персонифицированного) учета пенсионных
прав застрахованных лиц по обязательному
пенсионному страхованию
2003 год
- Модернизация законодательной
регламентации деятельности негосударственных
пенсионных фондов
- Установление законодательной
регламентации деятельности Пенсионного
фонда Российской Федерации, уточнение
его организационно-правового статуса
Этапы проведение реформы
1990 г. Комиссией по социальной политике
Верховного Совета РФ в 1990 году было подготовлено
три законопроекта: "О государственных пенсиях в Российской
Федерации"; "О пенсионном фонде";
"Об отмене привилегий для персональных
пенсионеров". В этот период были
проведены следующие шаги реформы:
- Были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих
работников и т.д.
- Размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового стажа.
- Декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного минимума.
- Была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер
мог превышать минимальный в 3, а не в 2,5
раза, как до 1985 г.
- А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись
попытки увеличения доходной части пенсионного
фонда за счет увеличения налогов. Также
проходили индексации пенсий. С 1992 года
начали работу Негосударственные пенсионные
фонды (далее НПФ).
В настоящее время реализуется
программа пенсионной реформы 2001 г., подготовленная
Министерством труда и социального развития
(Министр А. Починок) и Пенсионным фондом России
(Председатель правления М. Зурабов). На ее основе были приняты
следующие Федеральные Законы:
- ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.) "об обязательном пенсионном страховании в РФ".
- ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
- ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
- ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
- А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования)
в Российской Федерации" (14 декабря
2003 г.)
С 1 января
2004 г. негосударственные пенсионный
фонды были допущены к формированию
выплат накопительной части трудовой
пенсии.
Текущее состояние реформы
По мнению ряда экспертов пенсионная
реформа пересекается с некоторыми
другими процессами реформирования
(в частности с административной
реформой).
Предполагаемый общий срок осуществления
реформы - в течение около 20-ти лет (с 1
января 2002 г. по 1 января 2022 г.)
Текущий этап реформы характеризуется
следующими моментами.
- В качестве положительного момента разработчиками реформы фиксируется, что страховая пенсия накапливается на индивидуальных счетах. Таким образом, появилась зависимость уровня пенсии от суммы
отчислений работника (в том числе от заработной
платы). А также появилась возможность
инвестирования в экономику средств пенсионной
системы.
- Существует проблема выбора направлений инвестирования средств пенсионных фондов. Есть ограниченный ряд направлений
инвестирования пенсионных накоплений:
государственные ценные бумаги, ипотечные
ценные бумаги, некоторые виды акций и
облигаций. Существует понимание, что
пенсионные вложения должны быть преимущественно
безрисковыми. Классический вариант безрисковых
вложений (на Западе) - это государственные
ценные бумаги. Но в России есть некоторые
особенности. По мнению некоторых аналитиков
государственные ценные бумаги не считаются
безрисковыми. В настоящее время управляющие
компании (УК) и негосударственные пенсионные
фонды (НПФ) работают преимущественно
на фондовом рынке, осуществляя краткосрочные
спекулятивные операции. В достаточной
степени проработанных альтернативных
механизмов инвестирования концепция
реформы на настоящее время не предусматривает.
Также, недостаточно определен вопрос
субъекта ответственности за принятие
ошибочных инвестиционных решений.
- По одному из мнений экспертов, решения, определяющие ход реформ, принимаются без учета мнения заинтересованных сторон.
- Недостаточная законодательная проработка
схемы включения НПФ в формирование накопительной
части пенсий.
- Отсутствуют в достаточной степени стимулы населения для передачи средств УК и НПФ. Возможно, это следствие недостаточной информированности населения о пенсионной реформе
- По результатам 2003 г. в числе лидеров по привлечению накоплений находятся УК, пользовавшиеся "административным ресурсом", а не наиболее профессиональные или крупные из них. Этот факт некоторые эксперты отмечает как показатель ограниченной свободы граждан в распределении вложений
и отсутствия эффективных механизмов
контроля за деятельностью УК в этой сфере.
Финансовые аспекты
пенсионной реформы