Пенсионная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 8
1.1. Пенсионная реформа 8
1.2. Этапы проведение реформы 11
1.3. Текущее состояние реформы 12
2. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 14
2.1. Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг. 14
2.2. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 18
2.3. Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 21
2.4. Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 24
2.5. Оценка динамики государственных пенсий в условиях действующих механизмов индексации в 2002 г. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России 2.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:

1. Ввести для самозанятого населения  в течение 2001 г. взамен уплаты  части единого налога на вмененный  доход и единого- социального  налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.

С учетом новой схемы платежей в  ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.

2. Индексацию пенсионных выплат  в распределительной части пенсионной системы осуществлять таким образом, чтобы к 2010 г. размер трудовой пенсии достиг 125-140% прожиточного минимума пенсионера.

3. На основе актуарных расчетов  осуществлять ежегодную корректировку  шкалы единого социального налога  с тем, чтобы поступления средств в ПФР обеспечивали сбалансированность бюджета Фонда.

4. Начиная с 2002 г. приступить  к формированию обязательной  накопительной составляющей трудовой  пенсии за счет введения тарифа  страховых взносов на фонд  оплаты труда и довести к  2010 г. тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.

5. Осуществить поэтапный переход  к финансированию досрочных пенсий, назначаемых за работу с особыми условиями труда в период до достижения их получателями общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств, уплаченных по обязательному дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить финансирование обязательств ПФР перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Учитывая начало формирование в  государственном пенсионном страховании  накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых/ взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.

В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в  накопительную составляющую трудовой пенсии в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования - тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.

 

    1. Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения

 

Расчет финансовой цены поддержки  уровня государственного пенсионного  обеспечения в стране зависит  в первую очередь от того, какое  значение будет определено для данного  уровня.

Если в качестве такого уровня будет  принят прожиточный минимум пенсионера, то тогда годовой объем дополнительных средств на его поддержку может быть рассчитан по следующей формуле:

,      (1)

где:

 – дополнительные средства, которые необходимы для повышения  уровня государственного пенсионного обеспечения до прожиточного минимума, руб.;

– численность пенсионеров, получающих государственные пенсии i-го вида, чел.;

 – прожиточный минимум  пенсионеров, руб./мес.;

 – средний размер государственной пенсии i-го вида;

i – индекс вида государственной пенсии (i=1, 2,…, n-1, n).

Если в качестве данного уровня принимается не прожиточный минимум, а некоторая величина от него, то формула (1) записывается в виде:

,     (1а)

где:

K – коэффициент повышения прожиточного минимум (например 1,5; 2; 2,5 и т.д.).

В соответствии с данным алгоритмом проведем соответствующие расчеты  на примере отдельных категорий  пенсионеров, получавших государственные  пенсии в Российской Федерации в 2001 г. (табл. 3). Оговоримся, что при проведении расчетов не учитывались работающие пенсионеры. Это объясняется тем, что механизмы поддержки уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров должны отличаться от таких механизмов для пенсионеров, государственная пенсия которых является единственным источником их доходов.

Таблица 3

Величина дополнительных средств  на некоторые виды государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2001 г.

Вид государственной пенсии

При установлении размера  
государственного пенсионного  
обеспечения на уровне

прожиточного минимума

1,5 прожиточных минимумов

1

2

3

4

1

По старости:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату  пенсий по старости, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату  пенсий, млрд руб.

 

23227

 

1254,9

 

349,8

 

1144

 

0

 

23227

 

1254,9

 

349,8

 

1144

 

128,5

2

По инвалидности:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату  пенсий по инвалидности, млрд руб.

– прожиточный минимум  пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату  пенсий, млрд руб.

 

4031

 

940,4

 

45,5

 

1144

 

9,8

 

4031

 

940,4

 

45,5

 

1144

 

37,5

3

По случаю потери кормильца:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату  пенсий по случаю потери кормильца, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату  пенсий, млрд руб.

 

2588

 

668,9

 

 

20,8

 

1144

 

14,8

 

2588

 

668,9

 

 

20,8

 

1144

 

32,5

4

Социальные:

– численность получателей, тыс. чел.

– средний размер назначенных пенсий, руб./мес.

– расчетная величина затрат на выплату социальных пенсий, млрд руб.

– прожиточный минимум пенсионера, руб./мес.

– дополнительные затраты на выплату  пенсий, млрд руб.

 

1400

 

631,7

 

10,6

 

1144

 

8,6

 

1400

 

631,7

 

10,6

 

1144

 

18,2

 

ИТОГО дополнительных затрат по 4–м видам  государственного пенсионного обеспечения:

– млрд руб.

– в % к фактической величине выплаченных  пенсий

– в % к ВВП

 

 

 

33,2

 

7,0

0,4

 

 

 

216,7

 

45,7

2,4


Результаты расчетов, которые приведены  в табл. 3, позволяют сделать вывод о наличии вполне определенных экономически обусловленных «разумных» границ поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения. Например, доведение размеров государственных пенсий до прожиточного минимума не потребует значительного роста государственных расходов. В то же время повышение их до 1,5 прожиточного минимума повлечет увеличение этих расходов приблизительно на 50%. Обеспечение таких выплат неизбежно потребовало бы реструктуризации государственных расходов в пользу системы государственного пенсионного обеспечения (не будем специально останавливаться на ее структуре). Следовательно, получаем дополнительное подтверждение стратегической верности выбранного направления пенсионной реформы в Российской Федерации, предусматривающей упреждающее (на страховой основе) формирование ресурсов на выплату государственных пенсий.

    1. Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения

 

С принятием в декабре 2001 г. пакета из трех федеральных законов  – «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в стране началась пенсионная реформа. В уже созданной ими части законодательной базы пенсионной сферы существуют определенные регламенты поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения.

Речь идет о механизме индексации пенсий. Рассмотрим вначале механизм индексации трудовых пенсий. Так, в  статье 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ данный механизм определен применительно к отдельным элементам трудовой пенсии (напомним, что эта пенсия складывается из трех составляющих – базовой, страховой и накопительной).

Пункт 6 данной статьи установил, что: «размер базовой части (выделено авторами) трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год». Таким образом, здесь отсутствуют четкие критерии индексации, а она, по существу, является неформализованной процедурой, поскольку законодатель в том же пункте установил, что «коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации».

Еще одна проблема, которую законодатель попытался решить в рассматриваемом пункте, связана с поэтапным приближением базовой части трудовой пенсии «к величине прожиточного минимума». Однако и здесь механизм остался неформализованным, поскольку в этом случае размеры базовых частей различных видов трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) «могут устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год».

Аналогичен и предложенный механизм индексации страховой части трудовой пенсии (подпункты 1–3 пункта 7 статьи 17 закона), однако, в отличие от индексации ее базовой части, предусматривается использовать элементарную модель, в качестве ограничения в которой выступает рост цен за каждый календарный квартал. В зависимости от количественного значения этого ограничения возможно использование одного из трех регламентов индексации:

1) при росте цен за каждый  календарный квартал не менее  чем на 6% индексация проводится  ежеквартально с 1-го числа второго месяца очередного квартала (1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября);

2) при меньшем росте цен, но  не менее чем на 6% за полугодие,  индексация проводится 1 раз в  6 месяцев (с 1 августа и 1 февраля,  если индексация в течение  соответствующего полугодия не проводилась в соответствии с пунктом 1);

3) при меньшем росте цен индексация  проводится 1 раз в год (с 1 февраля,  если индексация в течение  года не проводилась в соответствии  с пунктами 1 и 2).

Однако, как и в случае с индексацией  базовой части трудовой пенсии, количественные параметры индексации страховой ее части также не определены. В подпункте 4 пункта 7 статьи 17 закона установлено, что «коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период». Из этого положения не вытекает, что уровень индексации страховой части трудовой пенсии должен обязательно соответствовать росту цен: де-факто правительство должно его только учитывать. Кроме того, введено еще одно ограничение, заключающееся в том, что этот коэффициент индексации «не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии».

Еще одна возможность индексации страховой  части трудовой пенсии связана с  динамикой среднемесячной заработной платы в стране (подпункт 5 пункта 7 статьи 17) закона, которым установлено, что «если годовой индекс роста» последней «превысит суммарный коэффициент произведенной индексации», то «с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы… и указанным коэффициентом». При этом введено ограничение, что «дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной ее индексации) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда… в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий».

В пункте 9 статьи 17 закона установлен также механизм индексации накопительной части трудовой пенсии, которая производится с годовой периодичностью с 1 июля года, следующего за годом ее назначения или перерасчета «с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости». Однако данная проблема в настоящее время не является актуальной, поскольку первые выплаты накопительной части трудовой пенсии будут произведены в стране не ранее 2012 г.

Специальные механизмы индексации приняты в отношении пенсий, которые назначаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Статьей 25 этого закона установлено, что такие пенсии индексируются следующим образом:

  • федеральных государственных служащих – при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения (четкий количественный критерий);
  • военнослужащих и членов их семей – в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (отсылочная норма);
  • военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, членов семей перечисленных категорий граждан, нетрудоспособных граждан – в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (это означает, что коэффициент индексации и ее периодичность для этих видов пенсий будут определяться Правительством Российской Федерации).

 

    1. Оценка динамики государственных пенсий в условиях действующих механизмов индексации в 2002 г.

 

Используя некоторые допущения (в  тех случаях, когда количественные критерии индексации законодателем не были определены), оценим возможные финансово-экономические последствия предложенного механизма индексации на примере реальных показателей 2002 г.

Результаты первого года действия механизма индексаций, которые были установлены пакетом пенсионных законов в декабре 2001 г., приведены в табл. 4.

В 2002 г. индексация пенсий проводилась  с 1 февраля и с 1 августа, в то время  как индексации с 1 мая и с 1 ноября не осуществлялись. Это соответствует законодательно определенным условиям индексации, поскольку индекс потребительских цен в соответствующих кварталах (I и III) был ниже 6% (5,4% и 1,2%). Тем не менее проведенных индексаций оказалось достаточно для того, чтобы повысился не только номинальный, но и реальный размер назначенных месячных пенсий. Если потребительские цены в стране в 2002 г. увеличились на 15,1%, то пенсии – на 27,8%. Таким образом, следует признать, что в результате проведенных индексаций рост среднего размера назначенных месячных пенсий оказался выше роста потребительских цен. Например, следствием проведенной индексации с 1 августа 2002 г. стало повышение средних размеров назначенных месячных пенсий в августе по сравнению с февралем (месяцем предыдущей индексации) на 10,3%, в то время как потребительские цены в марте – августе 2002 г. увеличились на 5,4%, т.е. почти в 2 раза меньше.

Информация о работе Пенсионная реформа