Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в обеспечении граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Пенсионное страхование в Российской Федерации............................. 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России... 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: цели, задачи, развитие..........14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Роль Пенсионного фонда в обеспечении граждан..............................24
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения граждан...............................24
2.2 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России......................29
2.3 Совершенствование механизма пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.........................................................................................34
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы................................................................................................41

Работа состоит из  1 файл

Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан1.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» внес изменения  в порядок возникновения и  реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

     Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств  в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями  федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

     Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил  правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

     Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах») определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

     Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации в части  совершенствования процедур государственной  регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

     Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

     В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Особого внимания заслуживает Федеральный  закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Указанным Законом внесены значительные изменения  в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Основным  нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них  право, путем их предоставления в  денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

     С 2005 года контроль за правильностью  исчисления и за уплатой страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в связи с принятием Федерального закона от 4.11.2005 №137-ФЗ.

     Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии определяет Федеральный Закон « О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 года №56-ФЗ. Также устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

     В период с конца 2005 года по сегодняшний день существенных изменений в развитии пенсионного страхования не было.

      1.2 Пенсионный фонд  РФ: цели, задачи, развитие

 

     ПФ  РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в  целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     В основные задачи Пенсионного фонда  РФ входят:

     - целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

     - организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю потери кормильца;

     - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов ( в том  числе валютных ценностей ) физических  и юридических лиц;

     - контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

     - межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ  РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

     Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

     - денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

     - формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

     - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонд, распространено большинство  норм и положений Налогового Кодекса РФ;

     - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

     Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

     Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

     Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается.

     Помимо  распределительной системы, современные  пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

     Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

     Основные  принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

     а) при накопительной пенсионной системе  существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и  тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан