Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в обеспечении граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Пенсионное страхование в Российской Федерации............................. 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России... 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: цели, задачи, развитие..........14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Роль Пенсионного фонда в обеспечении граждан..............................24
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения граждан...............................24
2.2 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России......................29
2.3 Совершенствование механизма пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.........................................................................................34
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы................................................................................................41

Работа состоит из  1 файл

Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан1.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

     в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

     Таким образом, результатом восемнадцатилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

     1.3 Формирование и  расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 

     Бюджет  ПФ РФ и смета расходов (включая  фонд оплаты труда), а так же отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В Законе о бюджете Пенсионного  фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за каждый год также в виде федерального закона утверждается Государственной Думой РФ.

     Средства  Пенсионного фонда формируются  за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений.

    Уплата  страховых взносов  в Пенсионный фонд

     Размер  взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд РФ, определяется ежегодно по представлению  правления фонда. Федеральным законом  от 8.01.1998 г, установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд:

     - для работодателей - организаций  - 28%;

     - для работодателей-организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, - 20,6% выплат, начисленных  работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения, а также по авторским договорам;

     - для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан,  частных детективов, нотариусов, занимающихся  частной практикой, адвокатов, частных аудиторов — 28% дохода, полученного от их деятельности, для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. -20,6%. Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в размере 28°/о начисленных выплат.

  • для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 2,5% начисленных выплат;
  • для работающих граждан - 1% начисленных выплат.

     Начисление  страховых взносов производится работодателем, но отношению к выплатам: начисленным работнику; независимо от источников их финансирования. Виды выплат, на которые не начисляются  страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством. Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, принадлежащие инвалидам и пенсионерам, полностью освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФ.

     Работодатели  уплачивают страховые взносы один раз  в месяц - в срок, установленный для оплаты труда за истекший месяц, не позднее 15 числа месяца, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц, крестьянские и фермерские хозяйства уплачивают взносы 1 раз в год до 1 апреля. За просроченные дни уплаты страховых взносов с плательщиков взимаются пени.

     Согласно  ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” средства бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации имеют целевое  назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • пенсий при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

     Исходя  из вышесказанного, видно, что за счет средств Пенсионного фонда финансируются  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

     Выплаты государственных пенсий и пособий  занимают наибольший удельный вес в  общем объеме расходов Пенсионного  фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных  пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

     В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения  также за счет Пенсионного фонда. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

     Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного  фонда Российской Федерации на соответствующий  год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

     Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

     Порядок использования временных свободных  средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным  законом.

     Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Для обеспечения в среднесрочной  и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

     Размер  этого резерва, а также порядок  его формирования и расходования определяются федеральным законом  о бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации.

    Глава 2. Роль Пенсионного  фонда в обеспечении  граждан

    2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения граждан

 

     Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

     Право российских граждан на пенсионное обеспечение  по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39).

     Согласно  этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

     В соответствии с пенсионным законодательством  Российской Федерации в настоящее  время назначаются и выплачиваются  трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

  • по старости (по возрасту);
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет.

     Трудовые  пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующим  законодательством устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и  при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях – и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается на льготных основаниях:

  • женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
  • инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения;
  • инвалидам 1 группы по зрению.

     Кроме того, в соответствии с законодательством  и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим законодательством предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых:

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан