Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в обеспечении граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Пенсионное страхование в Российской Федерации............................. 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России... 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: цели, задачи, развитие..........14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Роль Пенсионного фонда в обеспечении граждан..............................24
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения граждан...............................24
2.2 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России......................29
2.3 Совершенствование механизма пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.........................................................................................34
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы................................................................................................41

Работа состоит из  1 файл

Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан1.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)
  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • на работах с тяжелыми условиями труда;
  • в качестве водителей городского транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и многих других работах указанных в списках работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсий устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.

     На  льготных основаниях пенсия устанавливается  также в связи с работой  в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

     Таким образом, пенсионное обеспечение в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и  посредством выполнения условий  и норм, предусмотренных Законом  РФ “О государственных пенсиях в  Российской Федерации” и комплексом других сопряженных законов.

     При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей  максимальных пенсий к получателям  минимальных. Как следствие снижается  зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.

     В целях поддержания уровня жизни  пенсионеров и инвалидов, была проведена работа по увеличению государственных пенсий. В 2010 году пенсии повышались четыре раза:

  • 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.
  • 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.
  • С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год  составило 12,51% (с учетом проведенной  с 1 апреля 2010 года индексации)

С учетом проведенных и запланированных  мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

     В 2011 году размеры пенсий будут трижды проиндексированы:

  • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
  • 1 апреля 2011 года социальные пенсии будут увеличены с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.
  • 1 июля 2011 года будут дополнительно проиндексированы социальные пенсии с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за 2010 год.
 

       
 
 
 
 
 

2.2 Развитие негосударственных  пенсионных фондов в России

 

     Новая пенсионная система, действующая в  России с 2002 года, принципиально изменила порядок формирования пенсии, которая  теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая  часть является фиксированной, она  устанавливается государством и не зависит от стажа работы и зарплаты застрахованного лица. А еще две части пенсии (страховая и накопительная) уже зависят только от суммы страховых взносов, уплаченных за Вас работодателем. Однако в силу различных причин коэффициент замещения (отношение получаемой пенсии к заработку), который в настоящее время составляет менее 30% от средней заработной платы, в перспективе будет снижаться и, по оценке специалистов, к 2015 году может составить около 15%. При этом, чем выше Ваш доход, тем ниже коэффициент замещения.

     Нормальный  коэффициент замещения, позволяющий  человеку сохранить привычный уровень  жизни - отдыхать, хорошо одеваться  и питаться, рекомендован Международной  организацией труда. Он составляет 40-60%. В странах ЕЭС установлены  более высокие требования - 70%. Однако такой высокий уровень коэффициента обеспечивается не только за счет государственной пенсионной системы. Довести доходы пенсионеров до такого высокого уровня призваны негосударственные пенсионные фонды.

     Некоторые скептики вообще сомневаются в необходимости самостоятельного накопления на дополнительную пенсию, ссылаясь на то, что при средней продолжительности жизни мужчин - 57 лет - потребность в самой пенсии отпадает. Однако следует знать, что средняя продолжительность жизни считается с учетом смертности в детском возрасте, от потребления алкоголя и наркотиков, погибших в авариях, природных и техногенных катастрофах и т.п. При этом, по статистике, средняя продолжительность жизни у мужчин, доживших до 60 лет, составляет 74 года, а у женщин, доживших до такого же возраста, -78 лет.

     Сейчас  существует несколько инструментов накопления средств: можно пользоваться услугами, предлагаемыми банками, паевыми  инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.

     Если  целью является получение гарантированного дохода от вложенных средств по истечении конкретного периода времени, то, несомненно, в этом случае следует воспользоваться услугой банковского вклада.

     Если  необходимо получить более высокий, нежели банковский, процент и есть готовность рисковать своими вложениями, то подойдет паевой инвестиционный фонд.

     Если  цель – иметь надежный источник постоянного дохода в течение  длительного периода времени  после завершения трудовой деятельности, то непременно надо воспользоваться  услугой негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Сохранность пенсионных накоплений в НФП обеспечивается через законодательное регулирование их деятельности и действующую жесткую систему контроля со стороны государства.

     Создание  и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной системе государства.

     Основа  пассивных операций пенсионных фондов - ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих  и служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям, предприятиям и странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Капитал пенсионных фондов формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.

     Пенсионные  фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных  корпораций, за что коммерческие банки  получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

     Развитие  частных пенсионных фондов в России началось с принятия Закона РФ «О негосударственных  пенсионных фондах» от 16 сентября 1992г. № 1077 г. Однако практически фонды ста ли официально действовать лишь с 1994г.

     Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный  пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

     Частный пенсионный фонд согласно закону образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению (комиссии) по управлению активами пенсионного фонда (КУАПФ). За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных, весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Частные пенсионные фонды не пользуют разные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряд лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода (ряд лет). При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм.

     Успешная  стратегия развития негосударственного пенсионного фонда требует правильного  выбора регионов, типов предприятий  и специфического контингента для  индивидуального охвата. В соответствии с этими задачами должна строиться и организационная структура негосударственного пенсионного фонда. Это резко расширяет и одновременно осложняет спектр деятельности. Негосударственные пенсионные фонды России должны выполнять следующие несвойственные им функции:

     - приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды;

     - выдача беспроцентных ссуд на  приобретение недвижимости (дачи, квартиры);

     - повышение защищенности клиента  от безработицы;

     - открытие и содержание специальных магазинов, ведущих продажу по сниженным ценам, для пожилых и малоимущих клиентов.

     В настоящее время в России функционируют 250 негосударственных пенсионных фондов, 100 из них оцениваются как достаточно сильные.

     Согласно  закону «О пенсионных фондах» (2003 г.) пенсионные резервы инвестируются негосударственными пенсионными фондами исключительно в целях их сохранения и прироста. НПФ обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников. Анализ же статистики позволяет говорить о том, что НПФ стабильно показывают высокий процент инвестирования в акции и облигации российских компаний. Суммарный объем инвестирования в акции и облигации российских компаний достигает у некоторых НПФ почти 80% (НПФ «ГАЗФОНД»), что делает портфели этих фондов достаточно рискованными. Несмотря на существующие ограничения, на вложения в один вид финансовых активов, утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок инвестирования, действующий для достаточно большого количества фондов, позволяет им проводить несбалансированную политику. Серьезные отклонения от норм инвестирования могут наблюдаться у НПФ и по векселям, государственным облигациям федерального уровня. И, тем не менее, негосударственные пенсионные фонды демонстрируют достаточно стабильный рост.

     В ближайшее время ожидается значительное увеличение числа негосударственных пенсионных фондов на российском рынке. Статистика говорит об увеличении числа управляющих компаний, ориентированных не на создание паевых инвестиционных фондов, а на работу с пенсионными резервами. Успешное функционирование негосударственных пенсионных фондов позволит России перейти к системе сбалансированного пенсионного обеспечения.

     2.3 Совершенствование  механизма пенсионного  обеспечения граждан  в РФ 

     В настоящее время государственная  пенсионная система РФ переживает кризис, который находит отражение в минимальном размере пенсии по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения и по отношению к высоким страховым тарифам. Для решения проблем кризисного состояния возможны два пути: увеличение поступлений в Пенсионный фонд РФ или совершенствование (реформирование) пенсионной системы.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан