Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный  финансово-экономический институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г. Туле

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  « ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»

Вариант № 22

На тему «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы»

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил: студент  4 курса

                                                    факультета  МиМ

                                                    специальности  ГМУ

                                                    группы дневной

                                                  

                                                     № л.д.                                                Проверил: Костяев С.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Пенсионный фонд Российской  Федерации, его состав и значение…………7

1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7

1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13

1.3.Система организации и структура  органов управления Пенсионного  фонда РФ…………………………………………………………………………16

2.Особенности доходов  и расходов Пенсионного фонда  РФ………………....18

2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18

2.2.Анализ формирования  и использования Пенсионного  фонда РФ………..23

3.Перспективы развития  Пенсионного фонда РФ……………………………..30

3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30

3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35

Заключение ………………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………………42

Приложение 1…………………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике  сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Внебюджетные фонды  представляют собой одно из звеньев  финансовой системы. С их помощью  осуществляется перераспределение  национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации. 

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Для рядового гражданина страны процедура  макроэкономического планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая  жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

 Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему  социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом,  можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с  собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.

Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:

  1. На основе литературных источников рассмотреть основы организации деятельности Пенсионного внебюджетного фонда и определить его место в системе общего современного социального страхования.
  2. Ознакомиться с источниками формирования бюджета Пенсионного фонда и выявить основные направления использования финансов Пенсионного фонда.
  3. Провести анализ эффективности использования финансов Пенсионного фонда в сложившейся практике.
  4. На основании полученных данных определить подходы к совершенствованию современной пенсионной финансовой системы.

Объект исследования  – деятельность Пенсионного фонда.

Предмет исследования –  финансирование социальной сферы.

Работа содержит три  главы. В первой главе раскрывается сущность финансов Пенсионного фонда, выявляются источники формирования бюджета Пенсионного фонда и основные направления его использования.

Вторая глава носит аналитический  характер. В ней рассматривается поступление и расходование средств Отделения государственного Пенсионного фонда Российской Федерации субъекта РФ, на основе полученных данных дается оценка эффективности направления и использования финансов пенсионной системы в целом.

Третья глава носит  обобщающий характер. В ней подводятся итоги проделанной работы и выводятся рекомендации.

 При написании работы  была рассмотрена деятельность  Пенсионного фонда в  период с 2003 по 2010 год.

При написании работы были использованы различные источники, в том числе источники периодической печати - журналы «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», а так же широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства. В ходе работы использовался анализ статистических данных и научных публикаций.

Работа содержит теоретический  и практический материал, необходимый  для подробного изучения и анализа проблемы. Сделанные выводы и предложения работы позволяют расширить имеющуюся на сегодня в отечественной литературе степень исследования проблемы современного реформирования пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

1.1. История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве  развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им.

По прошествии переходного  периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты нетрудоспособности, а также  потери кормильца.1 Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам 2.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения  и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования. Минимальная пенсия составляла 70 рублей. Максимальная пенсия была в 3,6 раза больше минимальной. При этом образование и медицинское обслуживание были бесплатными, плата за квартиру, транспортные расходы (трамвай, автобус, электричка) были минимальными (исчислялись копейками), инфляции (роста цен) не было.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет3.

В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Главной проблемой любой  пенсионной системы традиционно  является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых  годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета4.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы