Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

4. Денежные средства  обязательного пенсионного страхования  хранятся на счетах Пенсионного  фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доходы бюджета фонда  формируются за счет следующих источников:

  • сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, и субвенций из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда – в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, – по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Фонда на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
  • сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, иных пособий, доплат и денежных выплат отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации - в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств;
  • прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на пенсионное обеспечение  – это самый объемный поток  социальных трансфертных платежей в  Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  • реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • направление средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов;
  • реализацию программы государственного софинансирования пенсии;
  • перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений  единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, над расходами, осуществляемыми  на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Для обеспечения в  среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Порядок использования  временных свободных средств, размер резерва бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, а также  порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. В связи с этим актуальна проблема изучения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации.

Финансовую устойчивость пенсионного фонда как фонда денежных средств можно определить как постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет страховых взносов, бюджетных средств и прочих поступлений, расходам по выплате пенсий, определенным величиной и структурой долгосрочного социального риска. Таким образом, проблема обеспечения финансовой устойчивости может рассматриваться как возникновение дефицита средств в определенный период времени.

Рассмотрим основные характеристики, особенности формирования и динамику бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации с 2002 года по плановый период 2009 года.

Таблица 1

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый период 2009 года.

Год

Доходы, млн. рублей

Темп роста доходов, %

Расходы, млн. рублей

Темп роста расходов, %

2002

699 871   

100,0%

789 621  

100,0%

2003

843 141  

120,5%

804 076  

101,8%

20041)

1015 800  

145,1%

967 540  

122,5%

2005

                  1349 601

192,8%

1 299 113  

164,5%

2006

                  1637 580

234,0%

1 537 257  

194,7%

2007

1946 817  

278,2%

1 786 457  

226,2%

20081)

2730 172  

390,1%

2 357 793  

298,6%

20091)

3222 649  

460,5%

3 008 660  

381,0%


Источник: Собственные  расчеты на основе Федеральных законов  «Об исполнении бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной  статистики (Приложение 1).

1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных  законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».

Из таблицы видно, что  доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2002 по 2007 год увеличились с 699 871 млн. руб. до 1 946 817 млн. руб. В период до 2009 года планируется повысить доход до 3 222 649 млн. руб. Таким образом, темп роста доходов ПФР с 2002 по 2007 год включительно составил 278,2%, а в планируемый период до 2009 года составит 460,5%.

Анализируя расходы  Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2002 по 2009 год расходы растут в темпах сопоставимых с доходами фонда. Таким образом, расходы в период с 2002 по 2007 год возросли с 789 621 млн. руб. до 1 786 457 млн. руб. В прогнозируемый период до 2009 год планируется повысить расходы до 3 008 660 млн. руб. Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации обеспечивается сопоставимыми показателями темпов прироста доходов и расходов фонда.

Сбалансированность бюджета  Пенсионного Фонда Российской Федерации  ежегодно обеспечивается за счет переходящего остатка средств бюджета фонда по состоянию на 1 января каждого года, а также средств федерального бюджета, перечисляемых (предполагаемых к перечислению) в фонд на покрытие дефицита в связи с недостатком средств на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии. На участии федерального бюджета в финансировании ПФР остановимся подробнее.

 

 

 

 

Таблица 2

Удельный вес межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в составе доходов  Пенсионного фонда Российской Федерации  за период с 2002 года по плановый 2009 год.

Год

Доходы, млн. рублей

Трансферты федерального бюджета, передаваемые ПФР, млн. рублей

Удельный вес межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, %

2002

699 871  

49 491  

7,1%

2003

843 141  

50 979  

6,0%

20041)

1 015 800  

60460  

6,0%

2005

1 349 601  

693 131  

51,4%

2006

1 637 580  

833 105  

50,9%

2007

1 946 817  

919 879  

47,3%

20081)

2 730 172  

1 456 930  

                                           53,4%

20091)

3 222 649  

1 946 726  

60,4%


Источник: Собственные  расчеты на основе Федеральных законов  «Об исполнении бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной  статистики (Приложение 1).

1) приводятся данные, рассчитанные на основе Федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».

Из таблицы видно, что  бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние годы формируется  в значительной степени за счет ассигнований из федерального бюджета, а не только за счет страховых взносов. В 2002 году доля средств федерального бюджета в общем объеме доходов фонда составляла 7,1%, в 2006 году – 50,9%, а по бюджету 2009 года – 60,4%. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения удельного веса межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Такое положение возникает  в силу возложения государством на указанный фонд, кроме функций  страховщика в сфере обязательного  социального страхования, также  и функций по отдельным выплатам нестрахового характера, финансируемым за счет ассигнований из федерального бюджета. Значительное участие федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует о ее нестраховом характере, поскольку финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Снижение ставки единого  социального налога с 1 января 2005 года привело к существенному сокращению финансового обеспечения пенсионного страхования. В ходе осуществления пенсионной реформы наметилась явная тенденция в сторону уменьшения доли страховых взносов в доходной части бюджета Фонда и возрастающей ее зависимости от поступлений из федерального бюджета.

На втором месте находятся  доходы от поступления страховых  взносов, на размер которых (доходов) в  свою очередь влияют:

  • объем фонда оплаты труда;
  • демографические тенденции;
  • размер страховых взносов, основные параметры их начисления.

Существенное влияние  на поступление страховых взносов  оказывают объем и тенденции  формирования фонда оплаты труда. Как  известно в основе формирования фонда  оплаты труда лежит уровень зарплаты. Однако в период трансформации экономики  России заработная плата, по существу, прекратила выполнять свою основную функцию – функцию воспроизводства рабочей силы, следствием чего явилось сужение финансовой базы формирования доходной части бюджета фонда, формируемой за счет страховых взносов, и, соответственно, обострение проблемы поддержания его финансовой устойчивости.

Влияние на поступление  страховых взносов оказывают  также и демографические факторы. Удельный вес числа пенсионеров  в общей численности постоянного  населения Российской Федерации  возрастет, что подтверждается данными, приведенными в таблице 3.

Таблица 3

Показатели пенсионного  обеспечения по численности населения.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы