Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:26, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1………………………………………………………
4. Денежные средства
обязательного пенсионного
Доходы бюджета фонда формируются за счет следующих источников:
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Порядок использования временных свободных средств, размер резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. В связи с этим актуальна проблема изучения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации.
Финансовую устойчивость пенсионного фонда как фонда денежных средств можно определить как постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет страховых взносов, бюджетных средств и прочих поступлений, расходам по выплате пенсий, определенным величиной и структурой долгосрочного социального риска. Таким образом, проблема обеспечения финансовой устойчивости может рассматриваться как возникновение дефицита средств в определенный период времени.
Рассмотрим основные характеристики, особенности формирования и динамику бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации с 2002 года по плановый период 2009 года.
Таблица 1
Основные характеристики
бюджета Пенсионного фонда
Год |
Доходы, млн. рублей |
Темп роста доходов, % |
Расходы, млн. рублей |
Темп роста расходов, % |
2002 |
699 871 |
100,0% |
789 621 |
100,0% |
2003 |
843 141 |
120,5% |
804 076 |
101,8% |
20041) |
1015 800 |
145,1% |
967 540 |
122,5% |
2005 |
1349 601 |
192,8% |
1 299 113 |
164,5% |
2006 |
1637 580 |
234,0% |
1 537 257 |
194,7% |
2007 |
1946 817 |
278,2% |
1 786 457 |
226,2% |
20081) |
2730 172 |
390,1% |
2 357 793 |
298,6% |
20091) |
3222 649 |
460,5% |
3 008 660 |
381,0% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики (Приложение 1).
1) приводятся данные,
рассчитанные на основе
Из таблицы видно, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2002 по 2007 год увеличились с 699 871 млн. руб. до 1 946 817 млн. руб. В период до 2009 года планируется повысить доход до 3 222 649 млн. руб. Таким образом, темп роста доходов ПФР с 2002 по 2007 год включительно составил 278,2%, а в планируемый период до 2009 года составит 460,5%.
Анализируя расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2002 по 2009 год расходы растут в темпах сопоставимых с доходами фонда. Таким образом, расходы в период с 2002 по 2007 год возросли с 789 621 млн. руб. до 1 786 457 млн. руб. В прогнозируемый период до 2009 год планируется повысить расходы до 3 008 660 млн. руб. Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации обеспечивается сопоставимыми показателями темпов прироста доходов и расходов фонда.
Сбалансированность бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации ежегодно обеспечивается за счет переходящего остатка средств бюджета фонда по состоянию на 1 января каждого года, а также средств федерального бюджета, перечисляемых (предполагаемых к перечислению) в фонд на покрытие дефицита в связи с недостатком средств на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии. На участии федерального бюджета в финансировании ПФР остановимся подробнее.
Таблица 2
Удельный вес межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в составе доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2002 года по плановый 2009 год.
Год |
Доходы, млн. рублей |
Трансферты федерального бюджета, передаваемые ПФР, млн. рублей |
Удельный вес межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, % |
2002 |
699 871 |
49 491 |
7,1% |
2003 |
843 141 |
50 979 |
6,0% |
20041) |
1 015 800 |
60460 |
6,0% |
2005 |
1 349 601 |
693 131 |
51,4% |
2006 |
1 637 580 |
833 105 |
50,9% |
2007 |
1 946 817 |
919 879 |
47,3% |
20081) |
2 730 172 |
1 456 930 |
|
20091) |
3 222 649 |
1 946 726 |
60,4% |
Источник: Собственные расчеты на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики (Приложение 1).
1) приводятся данные,
рассчитанные на основе Федерал
Из таблицы видно, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние годы формируется в значительной степени за счет ассигнований из федерального бюджета, а не только за счет страховых взносов. В 2002 году доля средств федерального бюджета в общем объеме доходов фонда составляла 7,1%, в 2006 году – 50,9%, а по бюджету 2009 года – 60,4%. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения удельного веса межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Такое положение возникает
в силу возложения государством на
указанный фонд, кроме функций
страховщика в сфере
Снижение ставки единого социального налога с 1 января 2005 года привело к существенному сокращению финансового обеспечения пенсионного страхования. В ходе осуществления пенсионной реформы наметилась явная тенденция в сторону уменьшения доли страховых взносов в доходной части бюджета Фонда и возрастающей ее зависимости от поступлений из федерального бюджета.
На втором месте находятся доходы от поступления страховых взносов, на размер которых (доходов) в свою очередь влияют:
Существенное влияние на поступление страховых взносов оказывают объем и тенденции формирования фонда оплаты труда. Как известно в основе формирования фонда оплаты труда лежит уровень зарплаты. Однако в период трансформации экономики России заработная плата, по существу, прекратила выполнять свою основную функцию – функцию воспроизводства рабочей силы, следствием чего явилось сужение финансовой базы формирования доходной части бюджета фонда, формируемой за счет страховых взносов, и, соответственно, обострение проблемы поддержания его финансовой устойчивости.
Влияние на поступление
страховых взносов оказывают
также и демографические
Таблица 3
Показатели пенсионного обеспечения по численности населения.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы