Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение…………7
1.1.История возникновения и необходимость Пенсионного фонда РФ………7
1.2.Цели и задачи Пенсионного фонда РФ…………………………………….13
1.3.Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………16
2.Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………....18
2.1.Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….18
2.2.Анализ формирования и использования Пенсионного фонда РФ………..23
3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………………..30
3.1.Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ…..30
3.2.Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ............................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение 1………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

Указанную проблему можно решать различными путями, в том числе:

  • изменив модель инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля, имея в виду привлечение к управлению указанными средствами управляющих компаний, отобранных по конкурсу и негосударственные пенсионные фонды;
  • расширить перечень активов для размещения средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
  • инвестициями средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты.

В связи с тем, что  в настоящее время ни один сегмент российского финансового рынка не растет в объеме с такой скоростью как объем средств пенсионных накоплений, а также принимая во внимание законодательно установленные требования по инвестированию средств пенсионных накоплений, исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации расширение перечня активов должно производиться за счет стимулирования выпуска новых типов долгосрочных долговых финансовых инструментов, а не за счет повышения конкуренции на уже сложившемся финансовом рынке.

Эмитентами указанных  ценных бумаг должны являться: эмитенты, соответствующие жестким требованиям, утверждаемым отдельным нормативным  правовым актом, и эмитенты - специализированные компании с доминирующим участием государства, деятельность которых направлена на решение важнейших народнохозяйственных задач и реализацию приоритетных долгосрочных государственных программ.

Решение вопроса о  расширении перечня активов для  размещения средств пенсионных накоплений позволит оставить без изменений законодательно закрепленные принципы и механизмы пенсионной реформы и не допустить при этом отрицательных последствий для дальнейшего развития пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ

 

С точки зрения практической реализации программы пенсионной реформы наиболее сложными являются меры, связанные с внедрением персонифицированного учета пенсионных страховых взносов, и систему персонифицированного учета нужно существенно видоизменить. Дело в том, что для формирования пенсии на новых условиях, заложенных в программу, потребуется целый ряд новых информационных компонентов, не предусмотренных законом о персонифицированном учете. Изменения связаны в основном с введением условно-накопительных и именных пенсионных счетов.

Условно-накопительные  счета представляют собой лицевые  счета, которые открываются гражданам  в Пенсионном фонде и служат для  отражения пенсионных страховых  взносов, уплаченных за работников их работодателями. Отражаясь на этих счетах, взносы, тем не менее, не накапливаются на них физически, не являются живыми деньгами. Это просто условные записи на счетах. Сами же деньги будут использоваться Пенсионным фондом для выплаты текущих пенсий.

Другой особенностью нового механизма определения размера пенсии, является тот момент, что каждому человеку одновременно с открытием условно-накопительного счета будет начисляться на этот счет величина, так называемого первоначального капитала. Все дело в том, что долгое время на пенсию будут выходить люди, у которых большая часть трудовой деятельности приходится на период, когда персонифицированный учет страховых взносов еще отсутствовал. Размеры пенсионных взносов за этот период, конкретно выплаченных за них работодателями, неизвестны. Поэтому в законодательстве необходимо предусмотреть ещё и определенные переходные положения. Именно за это период трудовой деятельности и придется осуществить расчет условно-накопительного капитала.

Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что не будет существовать ограничение максимальной пенсии.

Новый механизм будет  использован не только для исчисления пенсии, но и для её постоянной индексации в связи сростом средней заработной платы в стране. Благодаря этому  механизму создается возможность для большинства пенсионеров улучшить уровень пенсионного обеспечения в результате возможного возобновления экономического роста, поскольку это рост приведет к повышению реальной заработной платы, а, следовательно, и пенсий, назначаемых с помощью индивидуального коэффициента.

Несмотря на все плюсы  данного механизма, он не сможет решить все важнейшие проблемы распределительной  пенсионной системы и, прежде всего, проблем, связанных с тенденциями  развития демографической ситуации. В глобальной перспективе российские пенсионеры в любом случае когда-то столкнуться с угрозой нехватки средств для выплаты пенсий по причине действия тенденции к постарению российского населения.

Несмотря на ограниченный характер изменений можно отметить некоторые важные моменты, присущие новому механизму. Он позволяет избежать разовых решений и сделать понятным для большинства пенсионеров порядок формирования размеров их пенсий. Лишь один раз пенсионеру надо будет понять суть этого механизма, чтобы в дальнейшем точно знать полагающуюся ему сумму пенсии. Для органов, назначающих и выплачивающих пенсии, их задачи также существенно упростятся, и трудозатраты сократятся.

Также, этот закон позволит более объективно дифференцировать размеры пенсий в зависимости  от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот для отдельных категорий пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.

Однако, уже на данный момент, реализация нового порядка определения размера пенсии затруднена ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения выплаты пенсий, исчисленных с помощью индивидуального коэффициента пенсионера, а также наличием правовых пробелов в законодательстве. Эти пробелы должны быть устранены путем внесения в законы соответствующих изменений и дополнений.

Для более совершенной  и скорейшей реализации Концепции  реформирования пенсионного обеспечения  было предусмотрено создание на базе органов по социальному обеспечению пенсионеров единой пенсионной службы, которая бы концентрировала в себе все функции, присущие различным органам пенсионной системы России. Объективными предпосылками для объединения всех функций по пенсионному обеспечению являются организация и ведение индивидуального учета всех работников в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с федеральным законодательством. Особую актуальность приобретает создание службы в условиях перехода к назначению пенсий на основе индивидуальных сведений. Создание единой пенсионной службы, так называемых «пилотных проектов» в двадцати двух регионах страны доказало, что создание такой службы совершенно необходимо на территории всей страны, так как хотя в этих регионах и доказали они свою состоятельность, но существование служб в отдельно взятых регионах – неэффективно. Существует несколько причин, подтверждающих вывод о скорейшем формировании единой пенсионной службы на всей территории Российской Федерации:

  • объективная необходимость, связанная с внедрением персонифицированного учета. Мировой опыт показывает, что персонифицированный учет имеет смысл только тогда, когда все функции по назначению пенсий соединены в одних руках. На данный момент в российской пенсионной системе наблюдается явно не нормальная ситуация. Пенсионный фонд собирает сведения, которые ему на данный момент не нужны, которые он нигде не будет использовать и которые он профессионально не может оформить. С другой стороны пользователи, представляющие собой органы социальной защиты, должны использовать данные персонифицированного учета для подтверждения права на пенсию, для определения размера пенсии, не имея гарантии качественности и достоверности этих сведений. Таким образом, становится ясно, что персонифицированный учет требует наличия единой структуры, которая использовала бы те данные, которые именно она собирает для подтверждения права на пенсию.
  • структура на местах. В советское время была классическая система, когда был центр, были органы социальной защиты в областях, краях, в республиках и органы социального обеспечения в районах и городах – низшее звено. Сегодня возникла ситуация разброда и шатания, когда где-то органы местного управления продолжают традиционно выполнять функции по назначению и выплате пенсий, где-то они требуют деньги от субъекта Российской Федерации за выполнение этих функций. Эта проблема требует незамедлительного решения. Необходимо скорейшее упорядочение всего управления пенсионным обеспечением. Должна быть жесткое вертикальное управление всей системой.
  • неопределенность правового статуса Единой пенсионной службы в тех двадцати двух субъектах Российской Федерации, где она создана.
  • принятие Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», где определено, что страховщик, тот, кто собирает страховые взносы, отвечает и за выплату страхового обеспечения, то есть та идеология, которая проведена в основах социального страхования, предлагает объединение в одних руках функций по сбору страховых взносов и по выплате страхового обеспечения, к которым относятся в том числе и пенсионные выплаты.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что создание Единой пенсионной службы необходимо для дальнейшего развития и реформирования российской пенсионной системы.

В итог подведения всему  вышесказанному, можно сказать, что развитие обязательного пенсионного страхования жизненно необходимо для всего пенсионного и социального обеспечения и налагает свой след на дальнейшее развитие пенсионной системы Российской Федерации. Так как экономическая ситуация в стране не имеет тенденций к скорейшему выздоровлению, то жизненно важно создать крепкую пенсионную систему к моменту экономического роста, ибо рост заработной платы и ухудшение демографической ситуации в стране, при «слабой» пенсионной системе, могут привести к нежелательным последствиям для экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несомненным достижением, начатой в 2002 году пенсионной реформы  является то, что удалось перейти  с распределительной на смешанную  систему формирования государственной  пенсии. Для большинства работающих граждан трудовая пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Между тем не секрет, что  государственная трудовая пенсия в  последнее несколько лет едва обеспечивает прожиточный минимум  пенсионера. Население нашей страны стремительно стареет. По прогнозам Госкомстата, через 50-60 лет население России сократится вдвое, но быстрее всего будет уменьшаться именно трудоспособное население. Пострадают от этого в первую очередь пенсионеры. Пенсионных отчислений работающих граждан просто не будет хватать.

В пенсионной системе  не преодолены серьезные проблемы, негативно влияющие на ее развитие:

  • сохраняется патерналистская основа пенсионной системы (отношения государство-работник-пенсионер) при отсутствии заинтересованности у работодателя и самого работника в формировании пенсионного капитала;
  • складывается устойчивая тенденция к нарастанию дефицита бюджета государственного пенсионного фонда и его финансовой зависимости от федерального бюджета, т.е. объем государственных пенсионных обязательств не совпадает с объемом реально получаемых страховых взносов;
  • сокращаются страховые начала в пенсионной системе, заявленные в начале пенсионной реформы в качестве ее основы. В структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработком (сокращается зависимость получаемой трудовой пенсии от уровня предыдущего заработка);
  • практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов – работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.

Анализ причин несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выявляет проблему замещения  страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что  деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе и угрожает его финансовым основам. Пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию ее доходной части будет усиливать социальное неравенство по уровню и качеству жизни между работающим и нетрудоспособным населением, что существенным образом снижает мотивацию уплаты страховых взносов как основу для уровня пенсионного обеспечения в будущем.

Указанные проблемы отражают противоречие между проводимой политикой  по укреплению страховых принципов  в системе обязательного пенсионного страхования (прежде всего – эквивалентности страхового обеспечения уплаченным страховым взносам), с одной стороны, и налоговой – с другой стороны, когда основные усилия государства сосредоточены на снижении налоговой нагрузки на работодателя в целях обеспечения высокого экономического роста.

В свете сказанного можно  утверждать, что проводимая с 2002 года в Российской Федерации реформа  пенсионного обеспечения представляет собой реформу по эволюционному  совершенствованию распределительных систем, т.е. во многом устаревших подходов, которые по-прежнему уязвимы с точки зрения как демографических реалий, так и текущей экономической конъюнктуры. Это еще раз доказывает, что эти подходы не способны решить глобальные задачи, стоящие перед пенсионной сферой России, и что в не столь отдаленной перспективе ей придется вновь обратиться к поиску радикальных решений в пенсионной сфере.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

2.Федеральный закон 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

5. Федеральные законы об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002, 2003, 2005-2007 гг.

6. Федеральные законы о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004, на 2008 и на плановый период2009 и 2010 годов.

7 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»

8. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы