Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех его институтов и, в первую очередь, институтов финансовых.
С развитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Причинами выделения внебюджетных фондов послужили:
Введение…………………………………………………………………………. ..3
1. Пенсионный Фонд Российской Федерации, его состав и значение……....4
1.1Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ………….4
1.2 Основные задачи Пенсионного фонда РФ…….. .6
2. Проблемы формирования и использования средств Пенсионного фонда…9
3.Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан……………..10
3.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации………..10
3.2 Основные виды пенсий в Российской Федерации………………………14
3.3 Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ………..20
4. Совершенствование пенсионной системы Р
Плюсов у модели несколько:
Во-первых, привязка пенсионных обязательств к темпам роста общего фонда зарплаты по стране ограничивает обязательства государства.
И эти обязательства растут
тем же темпом, что и налогооблагаемая
база по налогу, из которого и платятся
пенсии.
Во-вторых, модель создает реальные
стимулы позже выходить на пенсию: дольше
растет сумма на пенсионном счете и меньше
расчетная продолжительность жизни на
пенсии, а значит, больше и размер регулярных
выплат по аннуитету.
В-третьих, это пусть и модернизированная, но все же распределительная система. При переходе на нее не возникает серьезных проблем с бюджетом Пенсионного фонда.
Конечно, есть у модели и недостатки.
Например, пенсия, которая накопится в рамках такой модели, может оказаться неадекватно маленькой. Условность же накапливаемых сумм — никто никуда деньги не перечисляет, это просто записи на счетах государственного Пенсионного фонда — создает предпосылки для политического давления на правительство со стороны растущего класса пенсионеров в будущем, что возвращает ситуацию к кризису старой системы. Эксперименты с внедрением “условно накопительной” системы в Швеции, Латвии и Чехии идут всего несколько лет, и эксперты пока не могут точно сказать, какие еще проблемы могут появиться.
3. Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан
3.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации
С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.
На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:
- страховой – дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа3, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
- накопительной — выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.
Граждане вольны распоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть передана любой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смерти застрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.
3.2 Основные виды пенсий в Российской Федерации
На сегодняшний день в России существуют следующие виды пенсий:
1. Трудовые пенсии
2. Пенсии по государственному обеспечению
3. Социальные пенсии
4. Рассмотрим каждую из видов пенсий.
5. Трудовые пенсии
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. В состав трудовых пенсий входит трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б,где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении в 2010 году он составляет 192 месяца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии.
ПН - сумма пенсионных накоплений
застрахованного лица, учтенных в
специальной части его
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году - 192 месяца.
Трудовая пенсия по инвалидности.
Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы.
Условиями назначения трудовой пенсии по инвалидности являются: -Признание лица инвалидом I, II или III группы;
-наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;
-наличие хотя бы одного дня страхового стажа.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
ПК / (Т х К) + Б, где
ПК - сумма расчетного пенсионного
капитала застрахованного лица (инвалида);Т
- количество месяцев ожидаемого периода
выплаты трудовой пенсии по старости.
При назначении пенсии в 2010 году он
составляет 192 месяцаК - отношение нормативной
продолжительности страхового стажа
(в месяцах) к 180 месяцам, по состоянию
на указанную дату (До достижения инвалидом
возраста 19 лет нормативная
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на трудовую пенсию по
случаю потери кормильца имеют
Нетрудоспособными членами семьи признаются:
- Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
- Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.
- Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
- Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Условиями назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца являются:
- Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
- Наступление смерти кормильца
не связано с совершением им
умышленного уголовно
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца равен
ПК / (Т x К) / КН + Б, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Информация о работе Пенсионный Фонд Российской Федерации, его состав и значение